Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 90 файлов

Вопрос_01.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_02.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_03.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_04.doc

— 58.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_05.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_06.doc

— 56.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_07.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_08.doc

— 60.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_10.doc

— 76.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_100.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_101.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_102-103.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_104-105.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_107-110.doc

— 123.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_11.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_111-112.doc

— 81.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_113.doc

— 140.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_114.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_115.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_116.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_117-119.doc

— 78.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_12.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_120.doc

— 68.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_121.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_122.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_123.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_124.doc

— 68.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_125.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_126.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_13.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_14.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_16.doc

— 53.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_17-18.doc

— 83.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_19-20-21.doc

— 68.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_22.doc

— 62.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_23.doc

— 112.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_24-25.doc

— 58.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_26.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_27-28.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_29.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос_29. Роль партий в  политической системе. Тенденции развития политической системы в современных  условиях.

 

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. По данным американского политолога К. Лоусона, в конце 70-х годов XX в. более чем в 100 странах функционировали свыше 500 партий1, то ныне более чем в 190 государствах мира их число приблизилось к одной тысяче.

Политическая партия - это, как правило, весьма формализованная  политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижению неких целей и идеалов, а также осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - выявления, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. По мнению исследователя из США Элдерсвельда С., партии представляют собой "главные структуры политики в современных обществах"2. Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.

Политические партии обладают внутренней структурой, в которой могут быть выделены следующие элементы:

а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;

б) стабильный бюрократический  аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;

в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя  в бюрократию;

г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности.

К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

В определениях российских исследователей акцент обычно делается на социально-классовые основы и функциональные характеристики партий1. Политическая партия определяется как "наиболее активная и организованная часть какого-либо класса либо его слоя, выражающая их интересы. Политические партии возникли после раскола общества на классы и являются высшей формой классовой организации. Политические партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества"2.

Можно сказать, что в основе определения  современной политической партии взаимодействуют четыре критерия:

1) долговременность организации,  т.е. партия рассчитывает на  такой срок политической жизни,  который превышает срок деятельности нынешних руководителей;

2) существование устойчивых местных  организаций, поддерживающих регулярные связи с центральным руководством;

3) нацеленность руководителей  центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;

4) поиск поддержки со стороны  народа с помощью выборов иди  других способов.

Политические партии как самодеятельные субъекты политики имеют с другими общественно-политическими организациями ряд общих черт. Среди них:

а) наличие определенной организации  и аппарата власти и управления;

б) существование идейных  принципов, объединяющих их членов и  привлекающих их сторонников;

в) фиксация определенных программных  установок, которые могут быть выражены открыто или существовать скрыто, только для посвященных;

г) наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, право формирования государственной политики и руководство осуществлением государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик:

а) каковы социальный состав партии;

б) кто руководит, кто возглавляет  партию;

в) чьи интересы объективно представляет и защищает руководящий центр партии;

г) какова объективная направленность ее политических действий.

Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды и каких сил она, в конечном счете, выражает, защищает и проводит в повседневной практике, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают потребностям прогрессивного развития.

Итак, в результате исторического  формирования партия заявила о себе как специализированная, организованно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных - социальных, национальных и т.д. - слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии.

Вопрос о функциях политической партии3 в обществе имеет не меньшее значение, чем изучение ее характера, членского состава, особенностей функционирования. Их целесообразно группировать по сходным признакам, с тем, чтобы дать им общую социально-политическую и системную характеристику.

Первая группа функций характеризует связи партий с представляемыми социальными группами и обществом. При этом необходимо иметь в виду, что приводимая группировка функций политических партий весьма условна. В ней можно выделить следующие: представительства, интеграции и идеологическую функцию. Основополагающей является функция представительства интересов, характеризующая ее связь с интересами социальных общностей. Содержание этой функции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеалов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики. Функции представительства интересов реализуются, во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общностей на основе согласования специфических интересов их различных слоев и групп; во-вторых, посредством овладения государственными органами и контроля над ними либо через различные формы давления на эти органы в процессе принятия политических решений и практического властвования.

Функция политической интеграции направлена на сплочение, консолидацию партией  тех социально-политических сил, социальной энергией которых она питается. Партии, осуществляющие руководство политической системой или представляющие господствующий класс, стремятся умерить объективные противоречия между различными социальными общностями, обеспечить поддержку существующей системе власти во всех слоях общества. Партии, борющиеся за политическое руководство обществом либо за ниспровержение данного строя, стремятся обеспечить единство действий своих сторонников, организовать себе поддержку среди своих союзников.

Партии выступают инициаторами и штабами по разработке стратегических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей. В этом заключается содержание идеологической функции. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партий направлена на широкое распространение, пропаганду этих концепций и иных идей, отвечающих их целям.

Вторая группа функций, выполняемых партиями, характеризует их роль в политической системе:

а) функция  разработки и осуществления политического  курса выражается в определении  целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависят от положения партии в политической системе. Наибольшими возможностями обладают в этой сфере правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет направленность движения всей социальной системы;

б) функция борьбы за политическое руководство или упрочение и  удержание своего руководящего положения - одна из главных в деятельности партий. Естественно, обладание государственной  властью - не единственная возможность способствовать удовлетворению и защите интересов социально-классовых сил. Этому служат и другие функции, например идеологическая. Вместе с тем, основное средство осуществления партией групповых интересов - именно овладение государственной властью;

в) организаторская функция выражается, прежде всего, в определенной кадровой политике, т.е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Эту организаторскую подфункцию партий в политических исследованиях нередко называют функцией политического рекрутирования - подбора кадров политических руководителей. Через свои политические кадры партия проводит политику в государственном аппарате и других организациях, распространяет свое политическое влияние в других институтах политической системы.

Помимо кадровой подфункции организаторская  функция включает подфункцию контроля за исполнением принятых политических решений, а также подфункцию координации усилий своих организационных структур с усилиями других участников политического процесса.

Третья группа функций направлена на упорядочение внутрипартийной жизни, на обеспечение единства и согласия партийных рядов, на выработку ценностей и норм, сближающих членов и сторонников партии, на осуществление руководства и управления деятельностью партийных рядов и т.п.

Все названные выше функции политических партий важны. Однако среди них целесообразно особо выделить такую функцию, как выработка программных установок, социально-экономической и политической стратегии для прихода партии к власти или в случае соответствующих изменений в стране и мире. В том случае, если руководству партии удается разработать идеологически привлекательную и подтверждаемую практикой ценную доктрину, то это сразу расширяет ее социальную базу, в решающей степени способствует достижению положительных результатов на выборах. И, наоборот, чем крепче держится та или иная партия за устаревший теоретический и концептуальный багаж, тем труднее ей перестроиться и идти в ногу со временем.

Существование в партии нескольких фракций, направлений не ослабляют  партию, а, наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди  разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Те слои общества, среди которых  партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах - ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине XX века ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить  интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере и в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.

Политические партии во всем их реальном многообразии обладают не только внешне схожими функциями, но и определенными общими чертами. Это позволяет проводить их классификацию по различным основаниям. В основе типологии партий могут быть такие критерии, как их классовая природа, происхождение, внутренняя структура, особенности отношений членства, политические цели, положение в политической системе и др.

Наиболее часто встречающий  критерий типологизации партий - идейные  основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные, нацеленные на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, нацистской, либеральной, и т.д.), прагматические,  ориентированные на защиту интересов определенного социального слоя или группы (предпринимателей, фермеров, лиц наемного труда, национальных меньшинств и т.д.), а также харизматические - объединившиеся вокруг лидера и призванные обеспечить ему популярность и поддержку.

При этом в каждом из этих типов  существует дальнейшее дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные и идеологические объединения.

Вопрос_30.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_31.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_32.doc

— 71.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_33.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_34.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_35.doc

— 74.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_36-37.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_37-1.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_38.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_39.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_40.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_41.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_42.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_43.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_44-45.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_46.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_47.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_48.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_49.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_50.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_51.doc

— 65.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_52.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_53.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_54.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_55.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_56-61.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_62.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_63.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_64.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_65.doc

— 48.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_66.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_67.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_68.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_69.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_70.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_72-73.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_74-77.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_78.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_79.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_80.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_81.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_82-83.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_84-87.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_88-89.doc

— 86.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_90-91.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_92-96.doc

— 95.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_97.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_98.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_99.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы_Госэкзамен_ТГП.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"