Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
Под политической системой общества понимается сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества, осуществляется государственная и общественная власть.
Политическая система включает в себя,
во-первых, характеристику социального содержания власти, ее носителя, взаимодействие с экономическим строем;
во-вторых, указывает на систему институтов, организаций, через которые осуществляется власть и регулируются политические отношения;
в-третьих, определяет принципы, нормы деятельности институтов политической власти, направленность этой деятельности.
В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идет о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определенную целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в нее элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного упорядоченного единого целого.
Слово «политическая» показывает, о каком конкретно виде систем человеческого общества идет речь. Известно, что основными из них принято считать экономическую, социальную, политическую, духовную.
Политическая система, означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В ее основе лежит политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем ее структурным элементам. Политика – непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы. Под политикой подразумевается специфический вид человеческой деятельности, связанный с организацией экономической, социальной и духовной сфер жизни.
Наконец понятие «общество» в характеризуемом словосочетании дает ответ на вопрос об уровне политической системы. Большинство ученых придерживаются той точки зрения, согласно которой термин «политическая система» может быть применен только к системе, действующей в рамках общества в целом любой страны современного мира. Они считают, что в таком обществе существует только одна политическая система. Обосновывается это тем, что в обществе каждой страны существует лишь одно государство, одна государственная власть, что имеет решающее значение для создания и деятельности политической системы.
«Политическая система – это совокупность общественных институтов, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих институтов»1.
Политические системы общества различных стран современного мира имеют сложную, разветвленную структуру. Однако так было не всегда. К такому состоянию они приходят в результате длительного исторического развития. Дело в том, что политическая система общества любой страны в условиях неразвитой политической жизни (которая имела место на протяжении многих веков существования рабовладельческого и феодального обществ) с точки зрения своей структуры была представлена лишь элементами, относящимися к государству. Ничего другого долгое время не существовало. И только в современных условиях политическая жизнь в большинстве стран стала достаточно зрелой, появились многие другие элементы, которые вместе с государством образуют развитую современную структуру политической системы общества. В ее состав зарубежные и отечественные политологи, а также юристы включают самые разнообразные политические (а порой и неполитические) явления, процессы, их совокупности:
- государство, политические партии, общественные организации и движения;
- политику, политические отношения, политическую власть, средства ее организации и функционирования, демократию, выборы и другие ее институты;
- политические идеи, теории, представления, взгляды, ценности, политическую культуру;
- право, мораль, традиции, нормы общественных организаций и многое другое.
Иногда к политической системе относят классы, социальные группы и слои, нации, отдельных личностей. Правда, большинство современных исследователей полагает, что социальные общности людей, равно как и индивиды, являются элементами социальной структуры общества, но не его политической системы. Нетрудно заметить две следующие особенности перечисленных элементов:
во-первых, в своей совокупности они образуют структуру не политической системы общества, а более широкого политического явления, каковым выступает политическая жизнь общества. Следовательно, не все из предлагаемых учеными элементов можно включать в политическую систему общества.
Во-вторых, приводимые элементы зачастую
представляют собой чрезмерно
Большинство современных российских и зарубежных ученых при рассмотрении структуры политической системы общества считает целесообразным все множество входящих в нее явлений и процессов разделить на четыре основные группы, которые в специальной литературе обычно называют подсистемами политической системы общества. Ими являются:
Каждая из них имеет только ей присущие особенности, играет отличную от других роль, занимает определенное место в рамках единого целого – политической системы общества.
Первая группа элементов представляет собой сложный и широкий комплекс объединений людей, характеризующихся, прежде всего, двумя исходными признаками:
Очевидно, что речь идет о политических организациях. Из этого следует, что непосредственной целью создания и деятельности этих организаций является политическая, и в первую очередь государственная, власть – ее завоевание либо удержание и использование в интересах тех или иных социальных общностей людей. К таким организациям относятся, прежде всего, государство и политические партии. Именно они в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к политической организации.
Доминирующая роль и ведущее место в политической системе общества принадлежит государству. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание, функции, цели и т.д.
Специфика государства
как политической организации состоят
в том, что оно формирует
Иную по сравнению с государством роль в политической системе общества играют политические партии. Как политические организации, они призваны выражать и проводить в жизнь интересы и волю отдельных классов, социальных групп и слоев или отдельных частей этих и других социальных общностей людей. Политические партии выступают в качестве связующих звеньев между названными элементами социальной структуры общества, с одной стороны, и государством – с другой. Их назначение, основной смысл деятельности заключается в том, чтобы овладеть государственной властью, использовать ее в целях реализации своих представлений об устройстве общества.
В данную группу элементов политической системы общества включаются и многочисленные организации, которые по своей природе, характеру деятельности не являются полностью политическими. К их числу относятся, например, профсоюзы, молодежные, кооперативные и другие организации. Их создание и основные направления деятельности связаны в основном с решением экономических, социальных, культурных, демографических и иных задач. Однако в той или иной форме в определенном объеме им приходится заниматься, участвовать в государственной и общественной деятельности. На этом основании подобного рода организации рассматриваются как элементы структуры политической системы общества.
Если в отношении указанных двух типов политических организаций у политологов сложилось и существует более или менее одинаковое мнение, то по вопросу о том, включать или не включать в структуру политической системы общества общественные организации неполитического характера, согласия не существует.
Говоря о политических организациях, нужно обратить внимание и на такую сторону этого вопроса: все ли они могут быть включены в политическую систему того или иного общества? Существует две точки зрения. Согласно одной из них, это относится только к тем, цели и задачи, а также деятельность которых не находятся в противоречии с действующими в стране конституционными и другими правовыми актами. Все запрещенные партии, объединения и движения фашистского, экстремистского, террористического и т.п. характера не входят в структуру политической системы общества, хотя и имеют место в политической жизни страны.
В соответствии с другой точкой зрения, структурными элементами политической системы общества любой страны являются не только официально признанные государственные и негосударственные политические организации и объединения, но и те партии, общественные организации и движения, которые в силу различных причин объявлены вне закона.
Особенностью структурных
Вторую группу структурных элементов политической системы общества образуют политические отношения. Они представляют собой одну из форм общественных отношений наряду с отношениями экономическими, социальными и культурными. Их специфика состоит в том, что складываются они в процессе политической деятельности людей, к которой побуждают их собственные политические интересы и потребности, связанные главным образом с решением важнейших задач государственной власти. В этом – коренное отличие политических отношений от всех других общественных отношений.
Политические отношения есть результат многочисленных и разнообразных связей, взаимодействий как социальных общностей людей и отдельных личностей, так и создаваемых ими политических организаций, то есть субъектов политики. В соответствии с этим все многообразие политических отношений, как правило, делят на две части. Одна из них охватывает отношения, складывающиеся между основными общественными группами людей, а также между существующими внутри них различными слоями. Речь идет об отношениях между классами и внутри них, между нациями или этническими общностями и внутри них, между отдельными индивидами, имея в виду, прежде всего, политических лидеров. Эти отношения в политологии обычно рассматриваются в качестве первичных.
Вторая часть объединяет те политические отношения, которые складываются между партиями, организациями и объединениями. Это так называемые вторичные политические отношения. К ним относятся, например, отношения между государством и партиями, между государством и общественными организациями и движениями, между самими политическими партиями, общественными организациями и движениями и т.д.
Как структурный элемент
Третья группа структурных элементов политической системы общества включает в себя комплекс норм и правил, с помощью которых регулируются политические отношения, деятельность их участников. В соответствии с этим данную группу элементов принято называть регулятивной подсистемой политической системы общества. Она выступает ее нормативной основой.
В состав этой группы элементов входят различные по своему характеру нормы и принципы – политические, правовые, этические, моральные и др. Их творцами, носителями являются субъекты политики, политических отношений, политической власти. Особое положение в этом ряду занимает государство. Им создается система норм, то есть право, которому принадлежит ведущее место среди всех остальных нормативных систем, связанных с функционированием политической системы общества в целом и ее отдельных компонентов. Она получает свое отражение и закрепление в конституции страны, законодательных и иных правовых актах государства.
Наряду с государством в создании нормативной основы политической системы общества участвуют политические партии и другие политические организации. Вырабатываемые ими политические нормы и принципы формулируются в различных документах этих организаций – уставах, программах, декларациях, заявлениях, манифестах, резолюциях и т.п. Определенная часть политических норм и принципов названных организаций в той или иной форме может и учитывается государством, которое включает их в свою нормативную систему. В первую очередь это касается нормативных систем правящих политических партий.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"