Социально-защитная функция государства и ее реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Стратегической целью, стоящей перед государством, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в реализации конституционных прав граждан.
В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Экономика труда вариант 9.docx

— 105.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

1 Социально-защитная функция государства и ее реализация: система государственных социальных стандартов, социальное страхование, социальная помощь

 

Стратегической целью, стоящей перед государством, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в реализации конституционных прав граждан.

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации.

Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, что само по себе очень важно и характеризует качественное состояние государства, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества [4].

Социальная гарантия – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства. И основой государственных социальных гарантий должны стать социальные стандарты – это установление критериальных социальных нормативов в основных сферах, определяющих формирование качества и уровня жизни населения: здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, культуре, жилищно-коммунальной сфере и т.д.

К сожалению, в нашей стране отсутствует система социальных стандартов, а жизнь уже настойчиво диктует необходимость скорейшего принятия и внедрения такой системы. Сложность демографической ситуации, высокая численность граждан пожилого возраста, низкая рождаемость обуславливают старение страны. Бедность даже среди работающего населения, усугубление ситуации мировым финансовым кризисом, низкий жизненный уровень пожилых людей и инвалидов определяют многочисленность контингентов населения, нуждающихся в социальной защите.

Разобщенность общества по доходам, существующая в нашей стране (более 13% населения России находится за чертой бедности, с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе в Южном федеральном округе доля бедного населения – 20,3%, наибольшая доля в Дальневосточном – 29,8%, наименьшая – в Уральском – 11,6%), – это признак необходимости государственной защиты, и в первую очередь пожилых людей, семей с детьми, инвалидов.

В России существует семейная бедность, когда на иждивении у мало зарабатывающего человека находятся дети и старики. Эта бедность самая страшная, поскольку производит нищету. Дети в семье, помимо радости, – это еще и серьезные расходы. Известно, что появление ребенка приводит к снижению доходов семьи, так как один из родителей вынужден оставить работу. Каждый раз, когда мать собирается рожать, она думает о том, в каких условиях будет жить ее ребенок, ведь каждый последующий ребенок усугубляет и без того тяжелое положение семьи (в России 41 млн. семей, половина из них – 21 млн. – имеют детей, и всего 3,5% семей – многодетные, а 48% – бездетные) [4].

Сюда нужно отнести и проблемы, которые сопровождают семьи с детьми-инвалидами. В 2007 году зарегистрировано 533,9 тыс. детей-инвалидов. Это значит, что порядка полумиллиона граждан занимаются уходом за такими детьми и, как правило, дополнительно ко всему, это до полумиллиона малообеспеченных семей. Без помощи государства таким семьям не справиться.

В последние годы немало сделано для поддержки семей, имеющих детей. На федеральном уровне увеличены размеры пособий по уходу за ребенком до полутора лет для работающих и неработающих матерей. Введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении, увеличен стандартный налоговый вычет налогоплательщикам, на содержании которых находится ребенок (дети). Усилена поддержка семей, имеющих детей, путем индексации пособий по беременности и родам. С 2009 года выплачивается материнский капитал, в части распоряжения средствами на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, взятым на строительство или приобретение жилья, в том числе ипотечным. Молодые семьи также получают содействие в приобретении жилья.

Эти меры уже дают позитивные результаты, но чтобы они были закреплены, люди должны быть уверены – только этим государство не ограничится, у него есть долгосрочная программа, и завтра, в связи с критическими обстоятельствами, оно не изменит и не прекратит вовсе социальную поддержку.

Эта проблема может быть решена созданием эффективной системы социального сопровождения – это и есть система социальных стандартов, реальная и конкретная, учитывающая все аспекты жизнедеятельности человека: уровень доходов, структуру потребления и настоящее состояние экономического положения страны.

Социальный стандарт – это уровень гарантий предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий и выплат, выражаемый в нормах и нормативах и обеспечиваемый за счет финансирования из консолидированного бюджета (федерального и других уровней бюджетов).

Стандарты поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, уровня жизни семьи с детьми должны быть направлены на создание условий для роста безопасного рождения детей, сокращения детской и материнской смертности, полноценного воспитания детей и подростков, обеспечения достойного уровня жизни детям-сиротам, инвалидам, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В основу стандартов должен быть заложен комплексный подход к решению проблем каждой семьи с детьми. В данной работе должны участвовать все субъекты профилактики не только семейного неблагополучия, но и благополучных семей, уровень жизни которых невысок.

Выработка социальных стандартов должна отвечать установленным законодательно нормативам и нормам. Они должны быть гарантированы по всей стране, с учетом территориальных особенностей (климатических, экологических, стратегических), и способствовать содействию развития механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения для снижения социального неравенства. Институты, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынка, государства, семьи и социальных сетей по повышению уровня и качества жизни населения, созданию в России общества равных возможностей [4].

Для этого, в свою очередь, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе социально уязвимых категорий населения.

Степень эффективности вложения в семью напрямую будет зависеть от того, насколько меры ее поддержки будут учитывать конкретные потребности каждой семьи: с одним или двумя детьми, многодетной, неполной или полной, с ребенком-инвалидом или не имеющей детей. Каждая из таких семей нуждается во вполне конкретной поддержке и услугах.

Пока нет четкого представления о таких потребностях, нет социальных стандартов, которые бы стали ориентиром для развития социальной сферы, для выработки конкретных мер государственной поддержки различных типов семей.

И задача властей – ускорить работу в этом направлении. Должны быть как можно скорее разработаны и ресурсно обеспечены такие социальные стандарты и нормы, которые создадут условия не только для существования, но и для развития и самореализации каждого члена семьи, каждого человека [4].

В Советском Союзе социальные стандарты были, причем советские нормы здравоохранения и обслуживания материнства и детства были приняты за ориентиры во всем мире («скорая помощь», диспансеризация, вакцинация, реабилитация, лекарственное обеспечение).

В середине 1990-х годов Б. Ельцин издал указ о необходимости разработки и принятия таких норм – стандартов.

В 2003 году Государственной Думой законопроект «О минимальных социальных стандартах» был принят в первом чтении, но направлен на доработку и до сих пор не вернулся в Думу.

Затягивание принятия федерального закона, то есть отсутствие соответствующих единых правовых основ, заставило некоторые субъекты РФ самостоятельно формировать социальные нормы и финансовые нормативы. В том или ином виде социально-экономическая стандартизация применяется в Самарской, Тульской областях, республиках Карелия, Татарстан, в Ямало-Ненецком автономном округе.

Год семьи завершился в непростых условиях – условиях мирового финансового кризиса. Взяты высокие рубежи социальных гарантий, которые получили отражение в бюджете Российской Федерации. Однако у многих возник вопрос – как они будут выплачиваться в кризисной ситуации? Социальная политика – это не раздача гуманитарной помощи.

Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства. В настоящее время к этим фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Они являются организациями страховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование, т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует из-за наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей Конституции РФ, в документах Международной организации труда. Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из федерального бюджета. В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;

- обязательный характер социального страхования;

- государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;

- обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;

- целевое использование средств;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования [6, С.322].

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней.

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета.

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Информация о работе Социально-защитная функция государства и ее реализация