Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 03:43, дипломная работа
Цель дипломного проекта состоит в разработке концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»– первого и наиболее важного этапа работ по совершенствованию этой системы.
Исходя из поставленной цели проводимого исследования, необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющих построить информационную систему на основе реально существующих и взаимодействующих процессов всех структурных подразделений.
Задачами исследования являются:
- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, поддерживающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;
- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;
- анализ современного состояния нормативно–правовой базы информатизации муниципальных образований в Российской Федерации;
- анализ современного состояния системы информационно-аналитического обеспечения;
- разработка концепции совершенствования системы информационно–аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
1 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………....
9
1.1 Информационное обеспечение, его состав и роль в управлении………...
9
1.2 Современные взгляды на проблему создания и совершенствования
информационных систем организаций………………………….…………
19
2 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ………………………………………………………
25
2.1 Современное состояние нормативно-правовой базы информационных технологий в Российской Федерации…………..…………..……………..
25
2.2 Государственная информационная политика – создание Единого
информационного пространства……………………………….…………..
33
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»
39
3.1 Общая характеристика администрации муниципального образования «Хабаровский район» ………………………………………………………
39
3.2 Анализ системы информационного обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»…………………………..
48
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»..
4.1 Концепция совершенствования системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район» ………………………………………
4.2 Мероприятия по совершенствованию системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район»……………………………………...
4.3 Оценка эффективности от внедрения концепции и мероприятий по
совершенствованию системы информационного обеспечения
деятельности администрации муниципального образования
«Хабаровский район»……………………………………………………..
55
55
67
71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
79
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..……
86
Федеральный закон “Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления” позволит разрешить проблемные ситуации, возникающие при создании на территории первичных информационных ресурсов для органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Наряду с разработкой такого закона, необходимо провести гармонизацию действующей нормативной правовой базы в сфере информатизации и создания государственных информационных ресурсов с целью обеспечения интересов органов местного самоуправления в получении доступа к конкретным видам информационных ресурсов федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти.
е) Выполненный анализ организационной структуры АИС администрации муниципального образования «Хабаровский район», (функциональных элементов АИС, технологических особенностей ее, взаимодействия собственников информационных ресурсов в процессе подготовки управленческих решений) и анализ современного развития информационных систем в государственном управлении в России и мире показал необходимость совершенствования информационно-аналитического обеспечения процесса подготовки и принятия управленческих решений администрацией муниципального образования «Хабаровский район».
ж) В настоящей дипломной работе разработана концепция совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район». Рекомендуется муниципальному образованию «Хабаровский район» руководствоваться разработками ВНИИПВТИ.
Концепция определяет назначение и цели использования территориальной информационной системы администрации муниципального образования, порядок автоматизации первичных регистрационно-учетных операций и информационной поддержки управления, функциональные системы, порядок внедрения и стоимость проекта.
з) ТИС муниципального образования должна решать две основные группы задач.
Первая
– автоматизация первичных
Вторая – информационная поддержка принятия решений руководителем и обеспечение всех аспектов социально-экономического управления и устойчивого развития муниципального образования на основе анализа и обработки всех первичных информационных ресурсов.
и) Территориальная информационная система должна быть предназначена для автоматизации административных функций органов местного самоуправления и территориальных структур органов государственной власти (БТИ, земельные комитеты, казначейство, органы по труду и занятости, ЗАГС-ы и др.).
к) Территориальная информационная система должна состоять из следующих функциональных систем: АИС «Делопроизводство», АИС ЗАГС, АИС регистрации пребывания граждан, комплекс учета населения, комплекс учета жилого фонда, регистрация и учет земельных участков, АИС сельской (поселковой) администрации, АИС "Управление муниципальным имуществом", АИС «Муниципальная статистика», АИС комплекса социально-экономического анализа, АИС бюджетного комплекса, АИС экологии и природопользования.
л) Для уменьшения затрат на внедрение типовых компонентов ТИС целесообразно, чтобы муниципальное образование «Хабаровский район» взяло на себя функции базового муниципального образования по внедрению типовых компонентов ТИС в Хабаровском крае с последующим тиражированием типовых компонентов в других муниципальных образованиях края.
Целесообразно
согласовать вышеназванные
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А Схема варианта автоматизированной информационной
системы
муниципального образования……………………………..………...
Приложение Б Рекомендуемые функциональные информационные
системы……………………………………………………………
Приложение В
Лист нормоконтроля………………………………………….
Приложение
А
Рисунок А1 – Схема варианта автоматизированной информационной
системы муниципального образования
Приложение
Б
Таблица Б.1 – Рекомендуемые функциональные информационные системы
Наименования автоматизированных информационных систем (АИС) | Регистрационно-учетные
операции |
Регистрация актов гражданского состояния (АИС ЗАГС) | Оформление актов гражданского состояния, обновление реестра населения, архив, списки, статотчетность |
Регистрация
пребывания граждан
АИС «Паспортный стол ЖЭК», АИС ПВС УВД |
Регистрация прибытия-убытия граждан, временная регистрация, регистрация судимых, регистрация паспортов |
Воинский учет (АИС ВУС) | Регистрация военнобязанных, сборы, медкомиссии, списки, статформы |
Реестр
юридических лиц и предпринимателей без
образования юр. лица
(АИС РЮЛ и ПБЮЛ) |
Регистрационные реквизиты, коды статучета, руководители, банковские реквизиты, виды деятельности, данные о перерегистрациях, филиалы, учредители |
Реестр
недвижимости: здания и сооружения
(АИС БТИ) |
Учет жилых и нежилых зданий, сооружений, пристроек, помещений, жилых квартир, малоэтажный и многоэтажный жилой фонд, описание зданий, жильцы, права владения |
Коммунальные
платежи
(РКЦ ЖЭК) или (АИС ЖКХ-1) |
Полный расчет всех видов оплат, учет льгот, перераспределение оплат получателям, учет эксплуатационных расходов ЖКХ, жилищные субсидии |
Управление
жилым-нежилым фондом
(АИС ЖКХ-2) |
Реестры инвентаря,
оборудования, сроки плановых ремонтов,
проведенные работы, основания, понесенные
затраты. |
Продолжение таблицы Б.1 | |
Наименования автоматизированных информационных систем (АИС) | Регистрационно-учетные
операции |
Кадастровый
учет земельных участков
(АИС «Земля») |
Кадастровое описание
участка, местоположение, зонирование,
размещение зданий на участке, сведения
о владельцах.
Автоматизация оформления земельных участков-дело по заявке, межевое дело, кадастровое дело, выписки в регистрационную палату |
Похозяйственный
учет сельских подворий
(АИС САО) |
Автоматизация похозяйственного учета сельских подворий: члены хозяйства, здания-сооружения, земля, хозяйственная деятельность, учет прав, списки, статотчетность |
АИС «Муниципальная
статистика»
|
Автоматизация ввода данных в объеме отчетных форм муниципальной статистики (П1-П4), баланс и дополнительные формы. Подготовка сводок в администрации. |
Кадры
бюджетных организаций
(АИС «Кадры») |
Структура учреждения, приказы о структуре, кадры в подразделениях, приказы о назначениях, образование, карьера, выполненные работы, поощрения-взыскания, отпуска, командировки |
АИС «Делопроизводство» | Учет всех документов, автоматизация работ по их выпуску, учет поручений и контроль исполнительской дисциплины, анализ документов и выполняемых работ |
АИС РОНО | Реестр дошкольных и общеобразовательных учреждений и их описание, кадры, имущество, бюджет |
АИС «Горздрав» | Статистика
по заболеваемости, реестр медицинских
учреждений и их описание, кадры, имущество,
бюджет |
Продолжение таблицы Б.1 | |
Наименования автоматизированных информационных систем (АИС) | Регистрационно-учетные
операции |
АИС комитета
по делам молодежи
(АИС «КДМ») |
Реестр молодежных организаций, предприятий, сведения о деятельности, бюджет, учет планов работ, списки молодежи на спецучете, статистика по молодежи |
АИС Комитета
по гражданской обороне
(АИС ГО) |
Реестры объектов ГО, сведения о кадрах предприятий, реестры ресурсов, которые можно привлекать при ликвидации ЧС, реестры опасных объектов |
АИС Комитета по природопользованию и экологии | Учет загрязнений от предприятий, расчет начислений и учет платежей по экологии, учет природоохранных мероприятий |
АИС Комитета
социальной защиты населения
АИС «Соцзащита» |
Реестр социально-незащищенных категорий, учет социальных выплат, реестры учреждений соцзащиты, их описание, работа, бюджет |
Аренда
и сделки с муниципальным имуществом
АИС "Аренда" |
Автоматизация работ по оформлению договоров аренды зарегистрированных объектов муниципального имущества и сделок с ним, учет поступления платежей и расчетов с арендаторами |
Лицензирование
торговли
АИС "Торговля" |
Учет предприятий торговли и ПБЮЛ, занимающихся торговлей, учет и автоматизация оформления разрешений, лицензий, разовых талонов, сборы, контроль деятельности |
АИС Муниципальных
производственных предприятий
(АИС МУП) |
Сведения о регистрации и деятельности Муниципальных предприятий в ЖКХ, торговле, ритуальных услугах, гостиничном хозяйстве, транспорте и т.д. |
Приложение В
Лист
нормоконтроля
Наименование
документа |
ФИО
разработчика |
Заключение нормоконтроля |
|
Дата_________________
Нормоконтроль______________
подпись