Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44
Федеративные государства иногда называются союзными, что отражается даже в их официальных наименованиях, например Союзная Республика Югославия. Федеративная Республика Германия — Bundesrepublik Deutschland — в буквальном переводе значит Союзная Республика Германия, а названия ее федеральных органов тоже буквально следовало бы переводить как союзные — Союзный президент (Bundespraesident), Союзный канцлер (Bundeskanzler) и т.д.
Федерализм — по определению
более демократическая форма
организации государства, чем унитаризм,
и естественно, что в подавляющем
большинстве случаев федерации
имеют республиканскую форму
правления. Однако есть и исключения.
Так, Объединенные Арабские Эмираты, как
видно из их названия, представляют
собой федерацию монархий, и один
из монархов-эмиров избирается своеобразным
президентом этого государства.
Частично сходная ситуация в Малайзии,
где часть субъектов федерации
форму правления имеют
Демократичность федерального территориального устройства заключается в том, что оно предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры. Правда это верно при том непременном условии, что федерация является действительной, а не мнимой, какой была, например, советская федерация, и что субъекты федерации организованы демократически. В противном случае возникает децентрализованная бюрократическая диктатура, которая на положении человека сказывается еще отрицательнее, чем централизованная.
Существует ряд теоретических
обоснований федерализма как
предпочтительной системы организации
управления. Так, концепция дуалистического
федерализма, развившаяся на раннем
его этапе и нашедшая известное
отражение в Конституции
В то же время федерация
— это целостное суверенное государство
с общей конституцией, системой федеральных
государственных органов и
Так, практически ни одна
из действующих ныне федеральных
конституций не признает за субъектами
федераций права сецессии, то есть
права на выход из федерации. В
прошлом веке в Швейцарии, которая
в то время (в 1847 г.) еще была по своему
устройству даже конфедерацией, вооруженной
рукой были подавлены попытки
сецессии так называемого Зондербунда
(Особого союза), объединившего ряд
кантонов. Такой же оказалась судьба
конфедерации южных штатов в США
в ходе Гражданской войны 1861-65 годов.
Сравнительно недавно, в конце 60-х
годов также вооруженной силой
подавлена попытка сецессии так
называемой Биафры в Нигерии. Подавляются
подобные попытки в некоторых
штатах Индии. Известны, однако, и успешные
сецессии, осуществленные как мирным,
так и вооруженным путем. Вполне
мирно, к удовольствию обеих сторон,
отделился в 1965 году Сингапур от Малайзии.
В результате восстания, поддержанного
Индией, в 1971 году от Пакистана отделился
Восточный Пакистан, образовавший государство
Бангладеш. Вооруженный конфликтами
сопровождался и еще
Примечательны гарантии целостности,
предусмотренные Конституцией США.
Согласно разд. 10 ст.I, ни один штат не может,
в частности, вступать в договоры,
союзы или конфедерации, чеканить
монету и выпускать кредитные
билеты, принимать билли об опале
(т.е. акты, допускающие объявление лиц
вне закона и легализующие тем
самым внесудебную расправу над
ними) и законы, имеющие обратную
силу или нарушающие обязательства
по договорам, жаловать дворянские титулы,
без согласия Конгресса облагать
налогами и сборами экспорт и
импорт, содержать в мирное время
войска и военные корабли, вступать
в соглашения или договоры с другим
штатом или с иностранной державой,
вступать в войну, если не подвергся
нападению либо непосредственной его
угрозе. В каждом штате должны пользоваться
полным доверием официальные документы,
включая судебные, любого другого
штата, а граждане каждого штата
имеют право на все привилегии
и иммунитеты граждан в других
штатах. Лицо, совершившее тяжкое преступление
в одном штате и скрывающееся
в другом, подлежит выдаче. Каждому
штату США гарантируют
Видимо, под впечатлением
попытки сецессии, предпринятой Зондербундом,
в Федеральную конституцию
Федеративное устройство
в большинстве случаев основано
на чисто территориальном принципе
(США, Бразилия, Мексика, Австралия, Германия,
Австрия и др.). Однако в некоторых
странах все субъекты федерации
или часть их организованы с учетом
национального (этнического, религиозного,
языкового) соста-ва населения. Так, В
Канаде 9 провинций — англоязычные,
а одна (Квебек) — франкоязычная;
в Бельгии один из субъектов федерации
— франкоязычный, другой — нидерландско-язычный,
а третий — смешанный (наряду с
этим Бельгийская конституция
В свое время у нас господствовала
"марксистско-ленинская" концепция
федерации, исходившая из того, что
федерация должна быть лишь средством
разрешения национального вопроса,
то есть субъектами ее должны быть национально-государственные
единицы, которые, как и вся федерация
в целом, суть результат самоопределения
наций, понимаемых как прежде этнические
общности. На этой идеологической основе
(разумеется, с обилием извращений
на практике) были созданы социалистические
федерации — Советский Союз, Югославия,
Чехословакия. Все они, как известно,
с падением социализма распались. Опыт
других стран также свидетельствует,
что так называемая национальная
государственность — очень
Число субъектов федераций бывает весьма различным. В нынешней Югославии и на Коморских островах их по два, в Бельгии — три, в Австралии — 6, в Объединенных Арабских Эмиратах — 7, в Австрии — 9, в Канаде — 10, в Германии — 16, в Швейцарии — 23, в Индии — 25, в США — 50. Как видим, число субъектов федераций не зависит от размеров государства, да и в рамках одной и той же федерации параметры ее субъектов, прежде всего величина территории и численность населения, разнятся порой очень резко. Так, в США территория штата Аляска (570833 кв. мили) в несколько сот раз превосходит территорию штата Род-Айленд (1055 кв. миль), а население штата Калифорния (23668 тыс. чел.) почти в 60 раз больше населения той же Аляски (402 тыс. чел.). Несмотря на эти различия, статус их одинаков, то есть применительно к штатам США — федерация симметричная.
В некоторых же странах симметричность территориального устройства распространяется даже на субъекты федерации. Так, в Индии лишь один штат — Джамму и Кашмир — имеет свою Конституцию и свое гражданство, статус еще нескольких штатов (Сиккима, Мегхалаи, Нагаленда и др.) также имеет особенности, не присущие большинству штатов.
Как уже отмечалось, названия субъектов различных федераций разнообразны: штаты в США, Мексике, Венесуэле, Бразилии, Австралии, Индии, Нигерии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде, Аргентине и Пакистане, земли в Германии и Австрии, области в Бельгии, республики-члены в Югославии и т.д., однако повсеместно в зарубежных федерациях их субъекты в рамках одной страны именуются одинаково.
Ряд конституций решает вопрос
о возможности изменения
Германский Основной закон
предусмотрел возможность переформирования
федеральной территории с тем, чтобы
обеспечить такие размеры и
Конституция Союзной Республики
Югославии 1992 года, установив в ст.2,
что федерация состоит из двух
республик-членов, указала, что в
нее в соответствии с Конституцией
могут вступить другие республики-члены.
Согласно части третьей ст.3, граница
между республиками-членами
Список литературы
1. Конституционное (
2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. — М.: Издательство "Зерцало", 1998.