Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Содержание работы

Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44

Файлы: 1 файл

курсовая-теория государства и права.docx

— 107.42 Кб (Скачать файл)

Федеративные государства  иногда называются союзными, что отражается даже в их официальных наименованиях, например Союзная Республика Югославия. Федеративная Республика Германия — Bundesrepublik Deutschland — в буквальном переводе значит Союзная Республика Германия, а названия ее федеральных органов тоже буквально  следовало бы переводить как союзные  — Союзный президент (Bundespraesident), Союзный канцлер (Bundeskanzler) и т.д.

Федерализм — по определению  более демократическая форма  организации государства, чем унитаризм, и естественно, что в подавляющем  большинстве случаев федерации  имеют республиканскую форму  правления. Однако есть и исключения. Так, Объединенные Арабские Эмираты, как  видно из их названия, представляют собой федерацию монархий, и один из монархов-эмиров избирается своеобразным президентом этого государства. Частично сходная ситуация в Малайзии, где часть субъектов федерации  форму правления имеют республиканскую, однако Верховным правителем избирается один из монархов-султанов, возглавляющих  другие субъекты федерации. Монархиями являются такие субъекты федерации, как Бельгия, Канада, Австралия, но субъекты этих федераций организованы по республиканскому принципу.

Демократичность федерального территориального устройства заключается  в том, что оно предполагает децентрализацию  власти, ее полицентризм, гарантирующий  от диктатуры. Правда это верно при  том непременном условии, что  федерация является действительной, а не мнимой, какой была, например, советская федерация, и что субъекты федерации организованы демократически. В противном случае возникает децентрализованная бюрократическая диктатура, которая на положении человека сказывается еще отрицательнее, чем централизованная.

Существует ряд теоретических  обоснований федерализма как  предпочтительной системы организации  управления. Так, концепция дуалистического  федерализма, развившаяся на раннем его этапе и нашедшая известное  отражение в Конституции Соединенных  Штатов Америки 1787 года, заключалась  в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют  каждый свою компетенцию и не вмешиваются  в дела друг друга. Это, разумеется, было идеалистическое представление, от которого реальная власть изначально отличалась довольно сильно. Позднее  была разработана концепция кооперативного федерализма, которая основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов  федерации, их взаимовыгодного сотрудничества. На этой идее базируется ряд современных  федеративных государств, в частности, Германия.

В то же время федерация  — это целостное суверенное государство  с общей конституцией, системой федеральных  государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности  повышенное внимание.

Так, практически ни одна из действующих ныне федеральных  конституций не признает за субъектами федераций права сецессии, то есть права на выход из федерации. В  прошлом веке в Швейцарии, которая  в то время (в 1847 г.) еще была по своему устройству даже конфедерацией, вооруженной  рукой были подавлены попытки  сецессии так называемого Зондербунда (Особого союза), объединившего ряд  кантонов. Такой же оказалась судьба конфедерации южных штатов в США  в ходе Гражданской войны 1861-65 годов. Сравнительно недавно, в конце 60-х  годов также вооруженной силой  подавлена попытка сецессии так  называемой Биафры в Нигерии. Подавляются  подобные попытки в некоторых  штатах Индии. Известны, однако, и успешные сецессии, осуществленные как мирным, так и вооруженным путем. Вполне мирно, к удовольствию обеих сторон, отделился в 1965 году Сингапур от Малайзии. В результате восстания, поддержанного  Индией, в 1971 году от Пакистана отделился  Восточный Пакистан, образовавший государство  Бангладеш. Вооруженный конфликтами  сопровождался и еще сопровождается распад бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии. Мирно распалась  бывшая Чехословацкая Социалистическая Республика.

Примечательны гарантии целостности, предусмотренные Конституцией США. Согласно разд. 10 ст.I, ни один штат не может, в частности, вступать в договоры, союзы или конфедерации, чеканить монету и выпускать кредитные  билеты, принимать билли об опале (т.е. акты, допускающие объявление лиц  вне закона и легализующие тем  самым внесудебную расправу над  ними) и законы, имеющие обратную силу или нарушающие обязательства  по договорам, жаловать дворянские титулы, без согласия Конгресса облагать налогами и сборами экспорт и  импорт, содержать в мирное время  войска и военные корабли, вступать в соглашения или договоры с другим штатом или с иностранной державой, вступать в войну, если не подвергся  нападению либо непосредственной его  угрозе. В каждом штате должны пользоваться полным доверием официальные документы, включая судебные, любого другого  штата, а граждане каждого штата  имеют право на все привилегии и иммунитеты граждан в других штатах. Лицо, совершившее тяжкое преступление в одном штате и скрывающееся в другом, подлежит выдаче. Каждому  штату США гарантируют республиканскую  форму правления и охрану от нападения  извне, а по просьбе законодательного собрания или исполнительной власти, если законодательное собрание не может  собраться, — защиту от внутреннего  насилия. Согласно части второй ст.VI, "настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, которые должны быть изданы в соответствии с ней, все договоры, которые заключены  или должны быть включены в пределах компетенции Соединенных Штатов, должны быть верховным правом страны, и судьи в каждом Штате должны быть ими связаны, что бы противное  ни содержалось в Конституции  или законах любого Штата". Установлено, что все лица, рожденные или  натурализованные в США и подчиненные  их юрисдикции, являются гражданами США  и штата, в котором проживают, штат не вправе ограничивать привилегии или иммунитеты граждан США и  лишать их жизни, свободы или собственности  без должной юридической процедуры, равно как и отказывать лицу в  равной защите закона. Как видим, даже столь небольшой документ, каким  является Конституция США, проблеме обеспечения целостности федерации  уделил значительное место.

Видимо, под впечатлением попытки сецессии, предпринятой Зондербундом, в Федеральную конституцию Швейцарской  Конфедерации 1874 года включена часть, запрещающая кантонам заключать  между собой какие-либо сепаратные союзы и договоры политического  характера.

Федеративное устройство в большинстве случаев основано на чисто территориальном принципе (США, Бразилия, Мексика, Австралия, Германия, Австрия и др.). Однако в некоторых  странах все субъекты федерации  или часть их организованы с учетом национального (этнического, религиозного, языкового) соста-ва населения. Так, В  Канаде 9 провинций — англоязычные, а одна (Квебек) — франкоязычная; в Бельгии один из субъектов федерации  — франкоязычный, другой — нидерландско-язычный, а третий — смешанный (наряду с  этим Бельгийская конституция признает существование трех сообществ —  французского, фламандского и немецкоязычного, которые имеют свои советы, обеспечивающие культурно-нацио-нальную автономию  этих сообществ); в Индии в 1956 году система штатов была переформирована  с учетом так называемого лингвистического принципа, хотя это и не повсеместно  привело к положению "один язык — один штат"; в Швейцарии, где  население говорит на четырех  языках, субъектами федерации являются 23 кантона, однако, как правило, население  каждого кантона в национально-языковом отношении однородно. В нынешней Югославии, где население обеих  республик-членов — Сербии и Черногории — не различается между собой  ни по языку, ни по религии, черногорцы издавна рассматривают себя как  особую этническую общность, отличную от сербов, да и государственность  давно имеют особую. В то же время  при фор-мировании федерации в  Нигерии границы штатов намеренно  проводились таким образом, чтобы  они не совпадали с ареалами расселения племен. Это сделано с целью  воспрепятствовать развитию трайбализма  и способствовать скорейшему складыванию  нигерийской нации.

В свое время у нас господствовала "марксистско-ленинская" концепция  федерации, исходившая из того, что  федерация должна быть лишь средством  разрешения национального вопроса, то есть субъектами ее должны быть национально-государственные  единицы, которые, как и вся федерация  в целом, суть результат самоопределения  наций, понимаемых как прежде этнические общности. На этой идеологической основе (разумеется, с обилием извращений на практике) были созданы социалистические федерации — Советский Союз, Югославия, Чехословакия. Все они, как известно, с падением социализма распались. Опыт других стран также свидетельствует, что так называемая национальная государственность — очень ненадежный фактор федерирования: владычество  этнократии (этнической клановой верхушки) в субъектах федерации способствует скорее подрыву, чем укреплению государственного единства в федеративном союзе. Нельзя не согласиться с акад. А.Н. Яковлевым, когда, говоря о правах человека, в  том числе о праве и возможности  для людей любой национальности сохранять и развивать свой язык, культуру, обычаи, веру, традиции, он констатирует, что "для этого вовсе не обязательно  иметь самостоятельное государство. Напротив, как показывает жизнь, подобные требования затрудняют, а порой делают невозможным обеспечение действительных прав личности. ... Национальные же государства, вновь образуемые на пространстве, где исторически сложилась многонациональность, — это скорее дестабилизирующая  привилегия" .

Число субъектов федераций  бывает весьма различным. В нынешней Югославии и на Коморских островах их по два, в Бельгии — три, в  Австралии — 6, в Объединенных Арабских Эмиратах — 7, в Австрии — 9, в Канаде — 10, в Германии — 16, в Швейцарии  — 23, в Индии — 25, в США — 50. Как видим, число субъектов федераций  не зависит от размеров государства, да и в рамках одной и той  же федерации параметры ее субъектов, прежде всего величина территории и  численность населения, разнятся порой  очень резко. Так, в США территория штата Аляска (570833 кв. мили) в несколько  сот раз превосходит территорию штата Род-Айленд (1055 кв. миль), а население  штата Калифорния (23668 тыс. чел.) почти  в 60 раз больше населения той же Аляски (402 тыс. чел.). Несмотря на эти  различия, статус их одинаков, то есть применительно к штатам США —  федерация симметричная.

В некоторых же странах  симметричность территориального устройства распространяется даже на субъекты федерации. Так, в Индии лишь один штат —  Джамму и Кашмир — имеет свою Конституцию и свое гражданство, статус еще нескольких штатов (Сиккима, Мегхалаи, Нагаленда и др.) также  имеет особенности, не присущие большинству  штатов.

Как уже отмечалось, названия субъектов различных федераций  разнообразны: штаты в США, Мексике, Венесуэле, Бразилии, Австралии, Индии, Нигерии, кантоны в Швейцарии, провинции  в Канаде, Аргентине и Пакистане, земли в Германии и Австрии, области  в Бельгии, республики-члены в  Югославии и т.д., однако повсеместно  в зарубежных федерациях их субъекты в рамках одной страны именуются  одинаково.

Ряд конституций решает вопрос о возможности изменения состава  федерации путем принятия новых  ее субъектов или преобразования существующих. Так, согласно части первой разд.3 ст.IV Конституции США, новые  штаты могут быть приняты в  Союз Конгрессом, однако никакой новый  штат не может быть образован или  возникнуть в пределах юрисдикции любого другого штата и никакой штат не может быть образован слиянием двух или более штатов или частей штатов без согласия законодательных  собраний затрагиваемых штатов, равно  как и Конгресса. Согласно бразильской  Конституции, порядок превращенная федеральной территории в штат или  возвращения ее в штат, из которого она ранее выделилась, регулируется дополнительным законом. А согласно § 3, штаты могут объединяться, разделяться, прекращаться для включения в  другой штат либо образовывать новые  штаты (и федеральные территории), однако для всего этого требуется  одобрение как непос-редственно заинтересованного населения путем  плебисцита, так и Национального  конгресса путем принятия дополнительного  закона.

Германский Основной закон  предусмотрел возможность переформирования федеральной территории с тем, чтобы  обеспечить такие размеры и производительные возможности земель, которые позволяли  бы им эффективно выполнять свои задачи. При этом должны учитываться земляческая  общность, исторические и культурные взаимосвязи, хозяйственная целесообразность, а также требования регионального  пространственного устройства (Raumordnung) и территориального планирования (Landesplanung). Решение оформляется по заслушании затрагиваемых им земель федеральным  законом, который нуждается в  утверждении референдумом. Последний  проводится в затрагиваемых землях, и формула его должна содержать  вопрос: должны ли земли оставаться такими, как были, или следует  образовать новую землю либо землю  в новых границах? Второй ответ  считается данным, если за него проголосовало  большинство жителей территорий, земельная принадлежность которых  подлежит изменению. Если же большинство  избирателей одной из затрагиваемых  земель проголосовало против, решение  не принимается, однако оно все же принимается и в данном случае, если это большинство менее 2/3, а  на территориях, принадлежность которых  меняется, за изменение проголосовали 2/3 избирателей. Данной статьей Основного  закона предусмотрен и порядок объединения  в рамках одной земли территории, отличающейся определенным единством, но рассеченной границами земель. При этом используются такие институты, как народная инициатива, народный опрос и народное голосование (референдум). С 1994 года Основной закон разрешил землям изменять принадлежность их территорий путем государственных договоров  с учетом мнения соответствующих  уездов и общин; договоры подлежат подтверждению  референдумом на затрагиваемых территориях  и нуждаются в согласии Бундестага.

Конституция Союзной Республики Югославии 1992 года, установив в ст.2, что федерация состоит из двух республик-членов, указала, что в  нее в соответствии с Конституцией могут вступить другие республики-члены. Согласно части третьей ст.3, граница  между республиками-членами может  изменяться только по соглашению между  ними. Никакие иные территориальные  преобразования, затрагивающие границы  республик-членов, стало быть, невозможны.

Список литературы

1. Конституционное (государственное)  право зарубежных стран. Учебник.  В 4 томах. Отв. ред. Б.А.Страшун.  — М.: Издательство БЕК, 1995.

2. Общая теория государства  и права. Академический курс  в 2 томах. Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. — М.: Издательство "Зерцало", 1998.

Информация о работе Теория государства и права