Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44
От восточной деспотии
значительно отличалась монархическая
форма правления
В отличие от восточных
деспотий монархическая форма
Рабовладельческая аристократическая
республика существовала в Риме в
период с VI по I в. до н.э. С точки зрения
экономического и социально-политического
развития римского общества и соответствующих
изменений, имевших место в государстве
и праве, данный отрезок времени
подразделяется на две составные
части: период становления и упрочения
республики (VI—IV вв. до н. э.) и период
ее расцвета и упадка (III—I вв. до н. э.).
Органами государственной власти в
Римской республике формально считались
народные собрания, которые были правомочны
принимать решения, имеющие юридическую
силу. Однако эти собрания не обладали
правом законодательной инициативы,
а могли лишь принимать или
отклонять предложения
К тому же решения народных
собраний нуждались некоторое время
в утверждении Сенатом. Последний
состоял из представителей крупной
земельной, торговой и военной аристократии,
избирался недемократическим
Рабовладельческая демократическая
республика, классическим примером которой
было Афинское государство, отличалось
тем, что в формировании ее высших
государственных органов
Высшим органом
Порядок формирования и деятельности
Народного собрания и других государственных
органов несомненно свидетельствует
о демократизме Афинского государства.
Однако это был весьма ограниченный,
узкоклассовый демократизм. Он полностью
исключал от участия в общественно-
3. Формы феодального государства
Важную роль в процессе
существования и
Наиболее важной составной частью формы феодального государства является форма правления. В силу этого в научной и учебной литературе ей обычно и уделяется наибольшее внимание.
Что собой она представляла в условиях феодализма? Какие разновидности форм управления были присущи феодальному государству? История свидетельствует, что наиболее распространенной формой его правления была монархия. В отдельных, довольно редких случаях имела место аристократическая республика.
Монархическая форма правления в условиях феодализма имела свои разновидности. В соответствии с этапами развития феодального строя выделялась феодальная монархия, сословно-представительная и абсолютная монархия. В ряде европейских стран раннефеодальная монархия существовала в период с VI по IX в., сословно-представительная монархия в период с Х по XV в. и абсолютная — в период с XIV по XIX в.
Раннефеодальная монархия соответствовала
периоду становления и
Во многих феодальных государствах, находившихся на ранней стадии развития, например, в ряде англосаксонских государств и во Франции королевская власть в течение длительного времени была выборной. За убийство короля предусматривалась такая же мера наказания, как и за убийство архиепископа. Наиболее важные государственные дела король рассматривал с участием "совета мудрых" (витанагемота), который состоял из представителей светской и духовной знати. Власть французских королей, формально являвшихся верховными сеньорами, в течение ряда веков (X—XII вв.) фактически осуществлялась лишь на ограниченной территории их собственной сеньории или домене. Королевская власть в значительной степени ограничивалась властью крупных феодалов, не желавших даже юридически признавать ее и постоянно выступавших против усиления ее влияния.
Сословно-представительная
монархия соответствовала в основном
периоду расцвета феодального экономического
и социально-политического
В условиях феодальной раздробленности сам факт существования и последующего усиления центральной государственной власти имел исторически прогрессивное значение. Монархическая власть была представительницей "порядка в беспорядке", представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства.
В условиях сословно-представительной монархии наряду с относительно сильной властью монарха, опиравшегося на мощную армию и широко разветвленный полицейский аппарат, существовали различные представительные органы. Они формировались из представителей духовенства, зажиточных слоев городского населения, дворянства и обладали широкими полномочиями. В России такими органами были земские соборы, в Англии — парламент, в Польше — общегосударственный вольный сейм, во Франции — Генеральные штаты и т. д. Сословно-представительные органы в известной степени ограничивали власть монарха, который вынужден был считаться с мнением и решениями входящих в них представителей духовенства и дворян.
В качестве одного из примеров подобного ограничения может служить издание в 1357 г. дофином (наследником французского престола) Карлом под давлением Генеральных штатов Франции "Великого мартовского ордонанса". Издание его обусловливалось особыми, неблагоприятными для всего класса феодалов Франции и особенно для французского короля обстоятельствами, вызванных парижским восстанием (1356—1358 гг.), а также разгромом французской армии в Столетней войне, и рассматривалось как значительная уступка со стороны французского короля сословно-представительному органу — Генеральным штатам.
В ордонансе, в частности, говорилось о том, что данный акт, "изданный после собрания трех сословий королевства Франции", содержит в себе "многие постановления по разным вопросам". Среди них "постановления" об "исправлении и уничтожении" "таких больших недочетов, от которых страдает государство"; об устранении от государственных дел тех лиц, которые "так дурно управляли государством" и привлечении к решению этих дел "хороших честных людей, сведущих, рачительных и верных"; о необходимости установления такого порядка, при котором бы дофином Карлом "и другими судьями и должностными лицами государства впредь отправлялся, поддерживался и охранялся правый и справедливый суд, а всякие притеснения, вымогательства и незаконные поборы, которые взыскивались в прежнее время с народа всевозможными способами и путями, займами, правом захвата, соляным налогом и другими обложениями, а также порчей монеты и иначе, впредь были совершенно прекращены".
Абсолютная монархия образовалась и функционировала в период упадка и разложения феодализма и возникновения в недрах феодального общества зачатков капитализма. Она была последней формой существования феодальных государств.
Существование абсолютной монархии
соответствует периоду
Абсолютная монархия характеризуется
чрезмерным усилением единоличной
власти монарха и значительным ослаблением
или полной утратой прежней роли
сословно-представительных органов. Монарх
сосредоточивает в своих руках
всю полноту законодательной, исполнительной
и судебной власти. Он устанавливает
полный контроль над всей территорией
страны, обладает правом наложения
и взыскания всякого рода пошлин,
налогов, штрафов, содержания постоянной
армии и принудительного
Сохраняющиеся некоторое
время в условиях абсолютизма
сословно-представительные органы превращаются
в сугубо формальные, оказывающие
очень слабое влияние на государственную
жизнь учреждения. Таковым был, например,
сохранившийся в