Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44
Смешанная (полупрезидентская) республика
Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.
Например, по Конституции
Французской Республики 1958 года Президент
избирается гражданами и руководит
правительством, что характерно для
президентской республики. В то же
время назначаемое им правительство
должно пользоваться доверием нижней
палаты парламента — Национального
собрания, что характерно для парламентарной
республики. Вместе с тем Президент
может распускать Национальное собрание
по своему усмотрению, что не характерно
ни для той, ни для другой разновидности
республиканской формы
Как показал опыт, эта
форма правления эффективна при
условии, что правительство, опирающееся
на парламентское большинство, и
Президент придерживаются одной
политической ориентации. В противном
случае между Президентом, с одной
стороны, и Премьер-министром и
парламентским большинством, — с
другой, может возникнуть конфликт,
для разрешения которого не всегда
достаточно конституционных средств.
Так, в 1986 году, когда Президентом
был социалист Ф. Миттеран, выборы
в Национальное собрание дали перевес
правым партиям, на базе которых и
было сформировано правительство. Однако
просущес-твовало оно всего
В целом ряде стран президент
избирается гражданами, что характерно
для президентской республики, и
имеет ряд полномочий, дающих ему
возможность активно вторгаться
в политический процесс, однако на практике
он ими не пользуется ("спящие полномочия"),
а существующий государственный
режим типичен для
Примечательно, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Словения, Македония, Союзная Республика Югославия и входящие в ее состав Сербия и Черногория), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладая общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс. Глава правительства подчас выступает в роли "мальчика для битья": если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством. В этом, пожалуй, сказываются черты определенной национальной психологии, сложившейся за многие десятилетия, а порой даже века единоличной власти.
Подобная система традиционно существует и в Финляндии.
Своеобразна форма правления
в Швейцарии. Правительство (Федеральный
совет) назначается парламентом (Федеральным
собранием) и подотчетно ему, однако
политическая ответственность правительства
перед парламентом
Советская республика
Хотя данная форма правления применяется только в "социалистических" странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удаленный от демократического, необходимо охарактеризовать эту форму правления, ибо в отличие, например, от правления военных хунт и других подобных "республиканских" форм советская республика всегда одета в пышные "демократические" одежды, скрывающие ее диктаторскую сущность. Независимо от того, как конкретно именуются представительные органы в социалистических странах — народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрания народных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи (т.е. тоже собрания) народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менее общепризнанно, что все это — органы советского типа.
В чем же проявляется эта советская типажность?
Здесь стоит снова обратиться к проф. П.А.Сорокину и его характеристике советской республики:
"Само построение органов
власти здесь весьма
Высшей властью признается Всероссийский Съезд Советов. Он является властью верховной и учредительной: только он может изменить конституцию, только он может утвердить мирные договоры с иностранными государствами.
Его заместителем является
Центральный Исполнительный Комитет.
При отсутствии Съезда Советов его
функции переходят к
Кроме Ц. И. К. функции законодательной и исполнительной власти принадлежат и Совету Народн. Комиссаров, в особенности, в случаях, "требующих неотложного исполнения". В других случаях свои декреты "Совнарком" представляет на утверждение Ц. И. Комитета. Назначается и смещается он Ц. И. Комитетом.
Судебные функции принадлежат судебным учреждениям, во главе с "Верховным Судебным Контролем". Но и решения суда могут быть отменены "Верховным Судебным Контролем", а решения последнего — органами законодательной власти. Суд, в частности, единый кассационный суд назначается и смещается Ц. И. Комитетом.
Такова организация верховных
органов государственной
По тому же типу, приблизительно,
построена организация власти в
губернии (Губ. Съезд Советов, Губ. И.
Комитет), в уезде и в волости.
Система советов проникает все
государство и дает в итоге
целое пирамидальное здание Советов,
"Исполкомов" и "Совнаркомов",
возглавляемое Всероссийским
Фактическая же картина организации
советской власти еще сложнее. Сложнее
потому, что острая гражданская война,
не успевшие еще осесть нормы вызывают
к жизни множество комиссаров
с "чрезвычайными полномочиями"
и обилие всевозможных чрезвычайных
комиссий. В итоге, картина органов
власти и объем прав и обязанностей
каждой из них до того запутывается,
что нередко вызывает нарекания
и протесты самих представителей
власти. Далее, практика нередко расходится
с конституцией или, наоборот, гипертрофирует
ее черты и в итоге дает картину,
отличную от той, которая получается
на основании изучения одной конституции.
Во-первых, фактически до сих пор
неизвестно, кто пользуется избирательным
правом: лица, согласно духу и букве
конституции имеющие такое
Такая практика, диктуемая интересами принудительного насаждения коммунизма, состоянием гражданской войны и курсом на мировую революцию, грозит превращением республики диктатуры трудовых классов в республику диктатуры партии — коммунистов. Диктатура трудящихся нередко превращается вопреки букве и духу конституции Р. С. Ф. С. Р. в диктатуру над трудящимися. Многостепенность выборов, терроризирование избирателей, отсутствие тайного голосования, кассация неугодных власти выборов, устранение лиц, имеющих по конституции избирательное право, от участия в выборах, неравенство голосов, фактическое отсутствие свободы мысли, слова, печати, собраний и т.п. — все это способствует такому результату и грозит на практике опасностью замены диктатуры трудового народа диктатурой правительственной власти и ее агентов" .
Первоначальными признаками
были такие, как производственно-
С точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие:
1) верховенство и полновластие
советов либо представительных
органов под иными
2) советы всех ступеней
образуют единую систему,
3) поскольку депутаты
советов выполняют свои
Данная форма правления
напоминает парламентарную республику,
поскольку правительство
Казалось бы, совершенно
очевидно, что советы, которые состоят
в своей массе из рядовых тружеников
(на практике, впрочем, доля бюрократии
в них постепенно стала преобладающей:
делегатский мандат стал необходимым
приложением к руководящей
Раздел III. Государственное устройство
1. Понятие
Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Это, следовательно, не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства — это система, взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря — их населением и действующими там органами публичной власти.
В отечественной литературе
до сих пор для обозначения
данного института еще иногда
употребляется термин "государственное
устройство" в так называемом
узком смысле. Так, проф. В.Е.Чиркин пишет:
"Термин "государственное устройство"
употребляется в немногих конституциях
(так называется, например, раздел 3
основного закона Бразилии 1988 года).
В юридической литературе этот термин
имеет узкое значение, его нельзя
отождествлять с более широкими
понятиями: "государственный строй",
"структура государства" и т.д.
Государственное устройство — это
политико-территориальная
Вряд ли, однако, есть смысл
без нужды придавать