Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44
Некоторые конституции, в основном развивающихся и ряда других стран, особо озабоченных обеспечением целостности своей территории и своих прав на ее природные ресурсы, содержат ее описание. Процитируем в данной связи ст. 1 Конституции Республики Филиппины 1987 года, озаглавленную "Национальная территория":
"Национальная территория
охватывает Филиппинский
Конституция Республики Куба 1976 года в ст.10 устанавливает:
"Кубинское социалистическое
государство осуществляет
а) над всей национальной территорией, включающей остров Куба, остров Хувентуд и другие прилегающие острова и рифы, внутренние воды, территориальное море на протяжении, устанавливаемом законом, и воздушное пространство, которое простирается над ними;
б) над природными и живыми ресурсами дна и недр моря и всем, что существует в водах, непосредственно прилегающих к побережью, вне территориального моря в пределах, устанавливаемых законом, в соответствии с международной практикой.
Республика Куба отвергает
и считает незаконными и
Очевидно, что во второй части
цитированной статьи имеется в виду
прежде всего территория, занимаемая
вопреки позиции Кубинского государства
военной базой США в
Система территориальных
составных частей (единиц) образует
территориальное деление
Проблема территориального
устройства возникла после того, как
увеличившиеся размеры
Объединение мелких феодальных
государств приводило к тому, что
прежние государства
По мере разложения абсолютизма
и перехода к индустриальному
строю в низовых
2. Территориальная автономия
Это понятие означает, что
самоуправляющиеся
В данном случае мы говорим именно об автономии территориальной. Вообще же автономия — понятие общеуправленческое, которое означает ограниченную самостоятельность в рамках системы управления. Можно в этой связи говорить, например, об автономии предприятия, входящего в состав более крупной коммерческой структуры, об автономии первичной или региональной ячейки общественного объединения и т.д.
Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная.
Объем территориальной автономии
может быть различным. В этой связи
обычно выделяют две ее формы: государственную
(законодательную) и местную (административную).
Государственная форма
Территориальным единицам со
значительной долей инонационального
населения или населения, отличающегося
иными особенностями своего быта,
обусловленными, скажем, островным
положением территории, предоставляется
в некоторых случаях особый автономный
статус, характеризуемый в
В частности, Аландским островам,
представляющим собой одну из губерний
Финляндии, гарантирована их территориальная
целостность, они имеют свой парламент
и свое правительство с
Примечательно, что автономная
Гренландия в 1985 году вышла из Европейского
экономического сообщества, в котором
Дания продолжала сохранять свое
членство. Во многом сходна с финской
и датской система
Своеобразна автономия Шотландии
в составе Великобритании. Шотландия
не имеет собственных
Правда, надо при всем этом
иметь в виду, что в условиях
авторитарных и тем более тоталитарных
режимов автономия, даже если провозглашена
конституционно, представляет собой
фикцию, выхолощенную юридическую форму.
Впрочем, даже и в странах с
либеральными и демократическими режимами
автономия порой сводится на нет
или во всяком случае существенно
ограничивается посредством финансового
рычага: своих финансовых средств
у самоуправляющихся
3. Формы политико-
Существуют две основные
формы политико-
Главное различие между обеими
формами заключается в том, что
при унитарной форме территория
государства состоит из политико-административных
или административных единиц, тогда
как при федеративной форме высшие
территориальные единицы
Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, соответственно провинции, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Впрочем, унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или равнозначные им акты.
Следует также указать
на юридическое различие между федерацией
и конфедерацией. В принципе оно
заключается в том, что федерация
— это форма территориального
устройства государства, а конфедерация
— форма межгосударственного
союза, то есть объединения независимых
государств. Но выявить это различие
практически тоже не всегда просто.
Например, официальное французское
и итальянское название швейцарского
государства — Швейцарская
Территориальное устройство
может быть как симметричным, так
и асимметричным. При симметричном
территориальном устройстве государства
политико-территориальные
Асимметрия территориального
устройства государства нередко
обусловлена тем, что в нем
имеются компактно проживающие
инонациональные группы, которым
предоставлена национально-
Некоторые конституции содержат
перечень существующих политико-территориальных
единиц высшего уровня — субъектов
федерации (например, часть вторая преамбулы
Основного закона для Федеративной
Республики Германии 1949 года, ст. 43 Политической
конституции Мексиканских Соединенных
Штатов 1917 года) или высших политико-административных
единиц (в части второй § 58 Конституции
Норвежского Королевства 1814 года области
перечислены в связи с
Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую минимальное число жителей, необходимое для образования территориальной единицы. Так, часть вторая ст. 5 Конституции Исламской Федеративной Республики Коморских островов 1978 года в редакции 1982 года устанавливает, что община может быть образована при наличии не менее 100 жителей (в первоначальной редакции этот минимум составлял пять жителей).