Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44
В России президентская республика
отличается чрезвычайно сильной
властью президента. Согласно Конституции
1993 года президент как глава
Форма государственного устройства
Форма государственного устройства
представляет собой внутреннее строение
государства, его деление на составные
части — административно-
Существуют две основных
разновидности форм государственного
устройства. Наиболее простая из них
— унитарное государство. Это
— единое государственное образование.
Государство при этом делится
лишь на административно-
Более сложной формой государственного
устройства является федерация. Федеративное
государство состоит из ряда других
государств или государственных
образований — членов федерации
(штатов, кантонов, союзных или автономных
республик и др.). Каждое из них
имеет свое административно-
Одной из важнейших, хотя и
менее распространенных по сравнению
с другими формами
Конфедерация нередко
рассматривается как
Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм правления и государственного устройства, государства отличаются друг от друга своими режимами. Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти.
Государственный режим является
наиболее динамичной составной частью
формы государства, чутко реагирующим
на наиболее важные процессы и изменения,
происходящие в окружающей экономической
и социально-политической среде, в
соотношении социально-
О характере режима, существующего
в той или иной стране, могут
свидетельствовать
Политическая практика полностью подтвердила справедливость тезиса о том, что стоящий у власти слой или класс, в частности, буржуазия "во всех странах неизменно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за свои интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то сменяют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ... Второй метод — метод "либерализма", шагов в сторону развития политических прав, в сторо-ну реформ, уступок и т. д." . В зависимости от того, какой из этих методов осуществления государственной власти в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).
Авторитарный режим
Логически завершенной и
наиболее опасной формой авторитарного
режима является фашизм. Фашистский резким
как крайняя форма
Появление фашистских режимов
является показателем резкого обострения
социально-классовых
Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были следующие. Сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев. Официально насаждаемый через средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм. Прикрытие антинародной политики лозунгами заботы о благе народа. Постоянно проводимая на государственном уровне "охота на ведьм" — коммунистов и "всех иных", не согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой. Повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы. Непререкаемая власть вождя — фюрера, дуче, ставших "богами" фашистской Германии и Италии.
Кроме названных существует
ряд и других особенностей фашистских
режимов. Одной из важнейших среди
них является абсолютное доминирование
исполнительной власти над законодательной.
Диктатура исполнительной власти устанавливается
повсеместно под предлогом
Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции творить законодательство.
Согласно, например, Закону
о ликвидации бедственного положения
народа и государства, принятому 23 марта
1933 г. в Германии, вся законодательная
деятельность была фактически закреплена
за правительством. Оно наделялось
полномочиями принимать любые законы
без какой-либо санкции парламента
(Рейхстага). При этом допускалось, что
такие законы могли и не соответствовать
конституции. Международные договоры
не нуждались более в ратификации
парламента. Канцлер наделялся
Характерными признаками
буржуазно-демократического режима являются
следующие: конституционное провозглашение
и частичное осуществление
2. Формы рабовладельческого
Будучи едиными по своей
сущности, социальному содержанию и
назначению, рабовладельческие государства
отличались друг от друга значительным
разнообразием методов
Основными формами правления рабовладельческого государства являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика.
Характерными особенностями
рабовладельческой монархии являются
жесткая централизация и
Рабовладельческие монархии имели свои разновидности. Одной из таких разновидностей рабовладельческой монархии была восточная деспотия. Форму деспотии имели многие государства Древнего Востока (Вавилон, Египет, Индия и др.). Существование этой формы было обусловлено необходимостью создавать и под-держивать в порядке ирригационные сооружения, длительным сохранением в странах Древнего Востока общинного хозяйства, существованием коллективной собственности на воду, землю, на часть рабов. Созданию и укреплению деспотической власти во многом способствовало то обстоятельство, что во время ведения войн царь или фараон нередко становился во главе войска, обожествлялся и считался, например, в Древнем Египте богом, сыном бога солнца Ра. В Древнем Вавилоне царь играл роль верховного отправителя религиозных культов. Его власть рассматривалась как власть, исходящая от верховных божеств.
Царь или фараон выступал как крупный собственник. В его собственности находились огромные земельные угодья, многочисленные ирригационные сооружения, здания, рабы. Выполняя функции единоличного правителя, роль верховного руководителя ирригационными сооружениями и всем хозяйством страны, царь связывал как высший собственник в стране воедино все звенья политического и хозяйственного механизма страны. Постоянно опорой во всей деятельности царя был огромный военно-бюрократический аппарат, армия, полиция, чиновничество, жрецы. Последние, широко используя ограниченность сознания масс, скованность их традициями первобытнообщинного строя и сильную подверженность их влиянию со стороны родоплеменной знати и вождей, усиленно насаждали и развивали культ фараона или царя.
Власть монарха в условиях
Восточной деспотии формально представлялась
неограниченной. Однако в действительности
она была ограниченной интересами и
влиянием военно-чиновничьей знати
и жрецов. В Древнем Вавилове власть
деспота в значительной мере ограничивались
властью и влиянием крупной торговой
знати. В истории Древнего Египта
и ряда других государств Древнего
Востока нередки были случаи организации
заговоров и свержения
В большинстве рабовладельческих государств Древнего Востока ограничение власти царя носило не формально-юридический, а фактический характер. Лишь в некоторых из них оно нашло свое отражение в законодательстве. Примером правового ограничения власти царя могут служить Законы Ману, составленные в Индии в период между II в. до н.э. и II в. н.э. В них прямо предписывалось царю держать в страхе своих подданных, налагать "неустанно наказание на заслуживающих его", "охранять подданных", проявлять "крайнее старание в обуздании воров", ибо "от обуздания воров его слава возрастает, и страна процветает", принимать на себя "обязательство по исполнению драхмы", то есть по выполнению правил добродетельного поведения человека, соответствующее занимаемому им положению, "ежегодно заставлять простой народ, живущий в стране (самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом". "Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, — говорится в Законах Ману, — немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни".