Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44
Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон — это субъект федерации, в Люксембурге — основная политико-административная единица, а во Франции — судебный округ и избирательный округ по выборам генерального совета департамента. В Германии община — это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше — также и в городской. Провинции в Италии и Испании — единицы среднего уровня, в Китае — высшего, а в Канаде Пакистане. Аргентине — и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение переводы таких названий часто не основываются на едином принципе: применительно к Италии мы говорим об областях (ит. regione), а применительно к Франции — о регионах (фр. region), хотя очевидно, что это — одно и то же. Точно так же применительно к Великобритании мы говорим об общине (англ. common), а к Франции — о коммуне (фр. commune). Несомненно, однако, что община (коммуна) — всегда самоуп-равляющаяся единица, равно как и город (за исключением некоторых столичных городов), тогда как другие единицы могут и не иметь самоуправления (например, болгарские области, германские правительственные и административные округа).
4. Унитарное устройство (унитаризм)
Некоторые его признаки мы
уже указали (унитарные государства
состоят из политико-административных
и/или административных территориальных
единиц, статус которых регулируется
главным образом актами текущего
законодательства центральной власти).
В унитарных государствах действует,
как правило, единая система законодательства,
единая система государственной
администрации, единая судебная система.
Если же какой-то части страны предоставлена
национально-территориальная
В подавляющем большинстве
современных унитарных
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре.
Современные тенденции в
развитии политико-административного
деления заключаются в
Во многих странах процессы
урбанизации привели к
Некоторые конституции стали
отражать и регулировать эти процессы.
Например, в Конституции штата
Минас Жераис (Бразилия) 1989 года регионализации
специально посвящен раздел VII части III
(ст. 41—51). Согласно этим положениям, штат
будет принимать
Штат должен учредить столичный регион (regiao metropolitana) и городские агломерации путем объединения сопредельных муниципий с целью выравнивания развития населенных местностей, охватываемых региональной единицей. Городская агломерация должна охватывать не менее 300 тыс. жителей и не менее трех муниципий. Кроме того, по инициативе муниципий должны учреждаться микрорегионы для решения проблем местного населения (административное и коммунальное обслуживание, дорожное строительство и пр.) при техническом содействии штата. Наконец, предусмотрено учреждение штатом регионов развития — автаркических (т.е. самообеспечивающихся) территорий для планирования и ориентации публичных функций и услуг в интересах общего развития на благо населения соответствующего геоэкономического и социального комплекса.
Примечательно в данной связи
положение ст. 289 колумбийской Конституции,
согласно которому департаменты и муниципии,
расположенные в пограничных
зонах, должны непосредственно
Что же касается упомянутых
в той же колумбийской Конституции
аборигенных территориальных
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных
государствах существует конституционное
распределение полномочий между
центральной властью и
Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в пределах основных принципов, установления законами государства, и при условии непротиворечия национальным интересам и интересам других областей область мо-жет издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства.
По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может передать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.
Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.
Каждая область имеет
устав (статут), который в соответствии
с Конституцией и законами республики
устанавливает нормы, относящиеся
к внутренней организации области,
осуществлению права инициативы
и референдума по законам и
административным мероприятиям области,
опубликованию областных
Области, в свою очередь,
имеют децентрализованную структуру.
Провинции и общины, будучи автономными
единицами в рамках установленных
законами республики принципов, обеспечивают
государственную и областную
децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации
территория провинций может разделяться
на округа с исключительно
Децентрализованную структуру
имеют и субъекты децентрализованных
федераций. Так, Конституция бразильского
штата Минас Жераис установила, что
муниципия на своей территории осуществляет
компетенцию исключительную и со-вместную
или дополнительную согласно Конституциям
республики и штата. Мы видим здесь
определенный элемент федерализма
внутри штата. Автономия муниципии
заключается в следующих
вырабатывать и
избирать своего префекта, вице-префекта и муниципальных депутатов (Vereadores);
устанавливать и взимать налоги, создавать и упразднять округа, поощрять территориальное обустройство, организовывать и предоставлять публичные услуги местного значения (все это в рамках общих норм Союза и штата).
Относительно
Например, Конституция Республики
Болгарии 1991 года устанавливает: "Республика
Болгария является единым государством
с местным самоуправлением. В
ней не допускаются автономные территориальные
образования". Нетрудно видеть, что
последняя норма направлена против
возможных намерений компактно
проживающего и растущего турецкого
меньшинства. Но независимо от этого
не слишком точного
Наконец, централизованные
унитарные государства — это
те, в которых нет местной
В заключение следует отметить,
что в демократических
5. Федеративное устройство (федерализм)
Некоторые признаки этой формы
территориального устройства также
уже отмечены выше (государствоподобный
или даже государственный характер
территориальных единиц высшего
уровня — субъектов федерации, гарантированность
их существования и границ, конституционное
распределение компетенции