Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Содержание работы

Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44

Файлы: 1 файл

курсовая-теория государства и права.docx

— 107.42 Кб (Скачать файл)

Монархия была характерна для аграрного строя (по К.Марксу — рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и в то время в отдельных  странах существовали республики. Переход  к индустриальному строю (по К.Марксу—  буржуазная революция) нередко сопровождался  ликвидацией монархии, поскольку  монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской  формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия иногда восстанавливается в отдельных  странах после более или менее  длительного периода республиканского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931 году, а в 1947 году фашистской диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора  в 1975 году, причем в 1973 году активно  защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.

Более того, сегодня мы не всегда можем с легкостью определить, с каким государством — монархическим  или республиканским — имеем  дело. Например, в Малайзии часть  субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть  — республики. Глава государства  в Федерации (Янь ди-пертуан агонь, что означает примерно Верховный  правитель) — выборный, но избирается монархами субъектов федерации  из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим  элементы и монархии (глава государства  должен быть монархом), и республики (однако он избирается на срок). В учебниках  и другой специальной литературе такую форму правления обычно называют выборной монархией. В данной связи стоит лишний раз вспомнить  о том, что любая классификация  в той или иной мере условна. Схема  разновидностей двух основных форм правления  может быть представлена следующим  образом:

Монархия

абсолютная (неограниченная) конституционная (ограниченная)

дуалистическая парламентарная Республика

дуалистическая (президентская) парламентарная смешанная (полупрезидентская) прочие виды

Государственный режим

Форма правления представляет собой юридическую модель отношений  между соответствующими высшими  государственными органами. Реальный же порядок функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от конституционной модели, а иногда даже противоположен ей. Этот порядок  иногда именуется государственных  режимом. Понятие государственного режима не следует смешивать с  понятием политического режима, которое  значительно шире. В то же время, принимая во внимание вышесказанное, очевидно, что нельзя анализировать конституционную  модель отношений власти без учета  фактической системы этих отношений.

При этом необходимо иметь  в виду, что государственный режим  более или менее тесно связан с соответствующей формой правления, даже если и противоположен ей. Поэтому  целесообразно дать отдельную классификацию  государ-ственных режимов. Их признаки будут изложены при освещении  соответствующих форм правления.

2. Монархия

Понятие

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако монархия — не просто власть одного, а в современном понимании  власть наследуемая. Эта власть нередко  обожествляется (монарх — помазанник Божий). В Японии до 1945 года считался сыном богини Солнца — Аматерасу.

Чтобы привести точное и  емкое определение монархии, обратимся  к проф. Г.Ф.Шершеневичу . Он писал:

"Монархия есть такая  форма государства, в которой  имеется единоличный, наследственный  и безответственный орган власти. Источник силы этого органа  заключается в исторической традиции, в мистическом уважении или  к самой идее монархии или  к долго царствующей династии. В представлении неразвитого  человека абстрактная власть  только и умещается в образе  живого человека. Личные качества  монарха, его ум или неразвитость, доброта или жестокость, смелость  или трусость, имеют уже второстепенное  значение, способствуя лишь повышению  или понижению монархических  чувств в стране. [...]

Монарх всюду признается безответственным. Этот принцип принят в интересах поддержания престижа монарха, на котором строится вся  его власть. Безответственность монарха  распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его  действия, имеющие уголовный характер, напр., убийство в запальчивости, нанесение  личного оскорбления. В Англии даже гражданская ответственность обусловлена  предварительным согласием монарха  на предъявление к нему иска. Монарх считается главою государства. Это  выражение следует понимать не в  том смысле, что он стоит над  государством, а в том, что он признается лицом занимающим в обществе высшее социальное положение, а также представителем государства на внешней стороне.

Таковы характерные признаки монарха вообще, независимо от различных  видов монархии в исторической действительности" .

Сегодня божественное происхождение  власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы  становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции  Японии 1946 года "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей  народа, которому принадлежит суверенная власть". Символом единства и постоянства  государства называет Короля ст. 56 Конституции  Испании 1978 года.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется  монарх. Бельгийская конституция 1831 года, например, вообще такой характеристики не содержит. Главное — в полномочиях  монарха. В зависимости от того, каковы они, различаются отмеченные выше на схеме разновидности монархической  формы правления.

Абсолютная монархия

Эта форма правления типична  для позднего феодализма, когда в  глубинах аграрного строя вызревают  зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточивается  вся полнота государственной  власти. Он сам издает законы, может  непосредственно руководить административной деятельностью или назначать  для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений  его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами  и не отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия — раритет (чрезвычайная редкость). В качестве примера можно упомянуть  Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства  могут сегодня иметь даже октроированные "конституции", однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой "конституцией" можно, например, считать Временную  конституцию Катара 1972 года.

Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими  духовными лицами, что еще более  усиливает их власть. Однако все  же эта власть не безгранична: особая роль при этом принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын  прежнего монарха) и может заставить  монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а  государственный режим именуется  абсолютизмом.

Дуалистическая монархия

Это первоначальная форма  ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь мы наблюдаем уже  возникающее или даже довольно развитое разделение частей, во всяком случае, отделение  законодательной власти и исполнительной.

Законодательная власть принадлежит  в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право —  цензовое. Исполнительная власть принадлежит  монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через  назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может  быть и более или менее независимой.

Однако разделение властей  при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются  парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его  утверждения закон в силу не вступит (лат. veto — запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может  распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989.

Правительство, если таковое  есть, за свою деятельность несет ответственность  лишь перед монархом, но отнюдь не перед  парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя  свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с  правительством и через него —  с монархом, не могут не ощущать  постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен  авторитарный политический режим. Государственный  режим может характеризоваться  как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение  компромисса между властвующей  феодальной верхушкой общества и  остальной его частью, в котором  преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Парламентарная монархия

Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя  к индустриальному сопровождался  преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным  их преобразованием и приспособлением  к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия  и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании  принципа верховенства парламента над  исполнительной властью, демократический  или по крайней мере либеральный  политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать  главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх при данной форме  правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно  ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это  право по указанию правительства. Как  правило, он лишен возможности действовать  самостоятельно, и все исходящие  от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим  министром, без чего не имеют юридической  силы. Тем самым глава правительства  или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в  Великобритании это выражается принципом "Король не может быть не прав").

Главный отличительный признак  парламентарной монархии — политическая ответственность правительства  перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству  недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства  предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые  выборы, с тем чтобы конфликт между  законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит  правительство, то в результате выборов  в парламенте образуется большинство  из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны то и  состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Изложенная система отношений  между монархом, парламентом и  правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует  только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет  абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное  правительство. Такая ситуация традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где  существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия  и др.) или многопартийная система  с одной доминирующей партией (Япония в 1955-95 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом  и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над  правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию  полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим  получил название системы кабинета, или министериализма.

Информация о работе Теория государства и права