Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Содержание работы

Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44

Файлы: 1 файл

курсовая-теория государства и права.docx

— 107.42 Кб (Скачать файл)

Своеобразной формой феодального  государства была аристократическая  республика. Она существовали лишь в отдельных странах и при  этом распространялась на небольшую, относительно замкнутую территорию. В качестве примеров таких республик могут  служить торгово-промышленные республики, существовавшие в некоторых городах  России (Великий Новгород и Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др.

Высшими органами власти и  управления республик были городские  советы, в состав которых входили  в основном представители городской  знати. Важнейшие рычаги власти и  управления при республиканской  форме правления феодального  государства находились в руках  богатой верхушки городского населения  — духовенства, купцов, богатых ремесленников, помещиков-феодалов. Советы ведали всеми  делами городов-республик — военными, торговыми, ремесленными и др.

Каждый город-республика имел все свое: войско, во главе которого нередко стоял приглашенный князь; городские трибуналы, ведавшие судебными  делами; управленческий аппарат, обычаи и законы, территорию, суверенную власть и денежную систему. В Новгороде  и некоторых других городах-республиках  существовали также свои вече —  собрания всех свободных горожан, на которых обсуждались и решались многие вопросы организации внутренней жизни и деятельности всего города-республики. Однако решающее слово в управлении государственными делами неизменно  принадлежало Советам феодальной аристократии в лице духовенства, купечества, зажиточных ремесленников и бояр.

4. Формы капиталистического государства

В зависимости от конкретно-исторических условий своего возникновения и  развития капиталистические государства  облекаются в различные формы  правления и государственного устройства, а также имеют различный политический, а точнее — государственный режим. Изменение форм капиталистического государства и методов осуществления  государственной власти свидетельствуют  о приспособлении господствующих кругов к изменяющимся условиям жизни капиталистического общества, новому соотношению социально-классовых  сил, к изменяющейся экономической  и социально-политической среде.

Формы правления буржуазного  государства выступают как система  или способ организации государственной  власти, отличающиеся друг от друга  источником государственно-властных полномочий государственных органов, порядком формирования и функционирования органов  государственной власти, характером их субординации, принципами их взаимоотношений  между собой и с населением.

Капиталистическому государству  свойственны две основные формы  правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Различие между этими формами определяется в конечном счете тем, каково положение  главы государства — монарха  и президента. В буржуазных монархиях  глава государства, как правило, наследственный и его власть в  формально-юридическом смысле считается  независимой от любой иной власти, любого государственного органа или  населения. Напротив, в буржуазных республиках  глава государства избирается на определенный срок и его власть считается  юридически зависимой, производной  от власти парла-мента или избирателей.

Конституционная монархия возникает  в тех странах, где буржуазия, в силу различных конкретно-исторических причин, не сразу приобретает экономическое  и социально-политическое господство, идет на компромисс с дворянством, делит  с ним государственную власть. Конституционная монархия является результатом эволюции абсолютной монархии, при которой верховная власть принадлежит всецело и неограниченно  царю, результатом приспособления данного  феодального института к изменившимся условиям, к интересам нового господствующего  класса — буржуазии.

Проводя экономические и  социально-политические преобразования феодального общества на свой лад, возглавляя антифеодальную революцию, буржуазия, однако, как новый, восходящий по сравнению  с феодалами класс, зачастую ограничивается осуществлением лишь половинчатых мер, довольствуется лить частичными экономическими и социально-политическими изменениями в обществе.

При этом она испытывает панический страх не только и даже не столько перед частично сохраняющим  свои позиции в экономической  и социально-политической структуре  общества классом феодалов-крепостников, сколько перед трудящимися слоями общества, перед пролетариатом. В  этом заключается одна из причин того, что буржуазия в ряде случаев, с учетом сложившегося в обществе соотношения сил, предпочитает либеральную  по своему характеру конституционную  монархию.

Конституционная монархия делится  на два вида: парламентарную и дуалистическую. В парламентарных монархиях, являющихся наиболее распространенными формами  монархии в настоящее время, правительство  формируется партией, получившей во время выборов большинство голосов  в парламенте, или партиями, располагающими вместе большинством голосов. Лидер  партии, обладающей большинством депутатских  мест, становится главой пра-вительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни  и деятельности и, прежде всего, в  законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет  не формально-юридический, а фактический  характер. Господствующие слои рассматривают  конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия  на трудящиеся массы, дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых  конфликтов.

При конституционной монархии законы принимаются парламентом  и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха как и  большинство других его полномочий имеет формальный характер. В силу сложившейся практики и конституционных  обычаев монарх не отказывает в подписании принятых парламентом законопроектов.

Правительство, согласно конституционным  положениям, несет ответственность  не перед монархом, а перед парламентом. Существование парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами в  данной стране. В настоящее время  парламентарная монархия существует в  Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и ряде других высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических  стран.

В дуалистических монархиях  правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не несет парламентской ответственности. При данной форме правления власть носит двойственный (дуалистический) характер. Она юридически и фактически разделена между правительством, формируемым и ответственным  перед монархом, и парламентом. Наследственный монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии. Существование  дуалистической монархии свидетельствует  о слабости буржуазии в данной стране, о ее вынужденном делении  государственной власти феодалами. Дуалистическая монархия существовала в кайзеровской Германии (1871—1918 гг.), в Эфиопии, Иране и других странах.

Высшей формой правления  буржуазного государства считается  республика. Она выступает как  законченная в формально-юридическом  смысле, наиболее прогрессивная и  демократическая форма правления. Буржуазная республика подразделяется на два основных вида: парламентарную и президентскую республику.

Отличительными чертами  парламентарной республики являются: верховенство парламента; ответственность  правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед  президентом; формирование правительства  на парламентской основе из числа  лидеров политических партий, располагающих  большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных  органов. Правительство формируется  и возглавляется премьер-министром. Парламентарные республики в настоящее  время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

Президентская республика характеризуется  такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы  государства и правительства, отсутствие института парламентской ответственности  правительства, внепарламентский метод  избрания президента и формирования правительства, ответственность правительства  перед президентом, сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической  власти; отсутствие у парламента права  на объявления вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской  республики могут служить США  и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в  руках президента, а законодательной  — в руках парламента.

В отличие от форм правления  формы государственного устройства указывают на характер отношения  государства как целого с его  различными составными частями, выступающими в виде субъектов федерации или  административно-территориальных единиц.

По форме государственного устройства капиталистические государства  подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство представляет собой единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных  единиц (округов, кантонов, дистриктов и т.п.) и не имеющее в своем  составе других государств или государственных  образований. К унитарным государствам относятся Англия, Франция, Италия, Швеция, Япония и другие.

Для унитарного государства  характерно наличие единой системы  центральных органов власти и  управления, единой конституции, построенной  на ее основе системы права, гражданства. Округа, кантоны и другие административно-территориальные  единицы не обладают даже относительной  политической самостоятельностью, а  осуществляют лишь административные функции.

Федеративное государство  в отличие от унитарного выступает  как союз двух или более государственных  образований (штатов, земель, провинций, кантонов и т. п.), каждое из которых  обладает определенной юридически очерченной и закрепленной политической самостоятельностью, имеет, наряду с федеральными органами, систему своих собственных законодательных, исполнительно-распорядительных и  судебных органов, свою конституцию, соответствующую  общефедеральной конституции, систему  права и т.д.

Подавляющее большинство  федераций строится не по национальному, а по территориальному, национально-территориальному признакам, на основе географических и  иных особенностей.

Раздел II. Форма правления. Понятие  формы правления и государственного режима. — Монархия. — Республика.

1. Понятие формы правления и  государственного режима

Определение формы правления

Под формой правления мы понимаем систему формирования и  взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной  и исполнительной власти. Форма правления  исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Форма правления имеет  основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования  организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная  теоретическая категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться  в смысле той или иной системы  органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом  замещается должность главы государства  — в порядке наследования или  путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному  строю, сопровождавшегося ослаблением  власти монархов, появлением и укреплением  народного (национального) представительства, типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

Эти разновидности и будут  ниже рассмотрены в данной работе.

Классификация форм правления

Как мы рассмотрели выше, определяются две основные формы  правления — монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. Вот  что писал о классификации  форм правления В.М.Хвостов :

"Наиболее правильной  представляется нам следующая  классификация. Основное подразделение  государств зависит от того, каковы  свойства так называемого высшего  органа в государстве. При этом  высшим органом именуется тот  из органов государства, который  1) приводит в движение государственный  механизм и поддерживает это  движение и 2) которому принадлежит  власть окончательно санкционировать  изменения правопорядка в государстве.  С этой точки зрения мы получаем  два основных типа государства:  монархию и республику. Если воля  высшего органа есть воля одного  только лица, то мы имеем монархию; если высшим органом является  коллегия лиц, то мы получаем  республику. Этому делению не  противоречит то обстоятельство, что и в республике может  быть единоличный орган в составе  высшего правительства — президент.  Дело в том, что президент  республики не есть высший  орган государства в указанном  выше смысле, тогда как монарх  имеет это свойство высшего  органа. Это проявляется в том,  что президент отвечает за  свои действия, тогда как монарх  безответствен; далее, в том,  что конституция может быть  изменяема и без согласия президента, тогда как в монархиях по  крайней мере изменения статей  закона, касающихся прав самого  монарха, нуждается в санкции  монарха; наконец, палаты в  республиках могут собираться  и без созыва со стороны  президента, а в монархиях парламент  обыкновенно не приступает к  отправлению своих функций помимо  монарха".

Информация о работе Теория государства и права