Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Раздел I. Понятие формы государства 2
1. Понятие формы государства 2
Форма правления 4
Форма государственного устройства 5
2. Формы рабовладельческого государства 8
3. Формы феодального государства 11
4. Формы капиталистического государства 14
Раздел II. Форма правления 16
1. Понятие формы правления и государственного режима 16
Определение формы правления 16
Классификация форм правления 17
Государственный режим 18
2. Монархия 19
Понятие 19
Абсолютная монархия 19
Дуалистическая монархия 20
Парламентарная монархия 21
3. Республика 22
Понятие 22
Дуалистическая (президентская) республика 24
Парламентарная республика 25
Смешанная (полупрезидентская) республика 26
Советская республика 27
Раздел III. Государственное устройство 29
1. Понятие 29
2. Территориальная автономия 31
3. Формы политико-территориального устройства 32
4. Унитарное устройство (унитаризм) 34
5. Федеративное устройство (федерализм) 38
Список литературы 43
Примечания 44
Своеобразной формой феодального государства была аристократическая республика. Она существовали лишь в отдельных странах и при этом распространялась на небольшую, относительно замкнутую территорию. В качестве примеров таких республик могут служить торгово-промышленные республики, существовавшие в некоторых городах России (Великий Новгород и Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др.
Высшими органами власти и управления республик были городские советы, в состав которых входили в основном представители городской знати. Важнейшие рычаги власти и управления при республиканской форме правления феодального государства находились в руках богатой верхушки городского населения — духовенства, купцов, богатых ремесленников, помещиков-феодалов. Советы ведали всеми делами городов-республик — военными, торговыми, ремесленными и др.
Каждый город-республика имел все свое: войско, во главе которого нередко стоял приглашенный князь; городские трибуналы, ведавшие судебными делами; управленческий аппарат, обычаи и законы, территорию, суверенную власть и денежную систему. В Новгороде и некоторых других городах-республиках существовали также свои вече — собрания всех свободных горожан, на которых обсуждались и решались многие вопросы организации внутренней жизни и деятельности всего города-республики. Однако решающее слово в управлении государственными делами неизменно принадлежало Советам феодальной аристократии в лице духовенства, купечества, зажиточных ремесленников и бояр.
4. Формы капиталистического
В зависимости от конкретно-исторических
условий своего возникновения и
развития капиталистические государства
облекаются в различные формы
правления и государственного устройства,
а также имеют различный
Формы правления буржуазного
государства выступают как
Капиталистическому
Конституционная монархия возникает
в тех странах, где буржуазия,
в силу различных конкретно-
Проводя экономические и социально-политические преобразования феодального общества на свой лад, возглавляя антифеодальную революцию, буржуазия, однако, как новый, восходящий по сравнению с феодалами класс, зачастую ограничивается осуществлением лишь половинчатых мер, довольствуется лить частичными экономическими и социально-политическими изменениями в обществе.
При этом она испытывает
панический страх не только и даже
не столько перед частично сохраняющим
свои позиции в экономической
и социально-политической структуре
общества классом феодалов-крепостников,
сколько перед трудящимися
Конституционная монархия делится
на два вида: парламентарную и дуалистическую.
В парламентарных монархиях, являющихся
наиболее распространенными формами
монархии в настоящее время, правительство
формируется партией, получившей во
время выборов большинство
При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха как и большинство других его полномочий имеет формальный характер. В силу сложившейся практики и конституционных обычаев монарх не отказывает в подписании принятых парламентом законопроектов.
Правительство, согласно конституционным положениям, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Существование парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами в данной стране. В настоящее время парламентарная монархия существует в Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и ряде других высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.
В дуалистических монархиях
правительство формируется
Высшей формой правления
буржуазного государства
Отличительными чертами
парламентарной республики являются:
верховенство парламента; ответственность
правительства за свою деятельность
перед парламентом, а не перед
президентом; формирование правительства
на парламентской основе из числа
лидеров политических партий, располагающих
большинством голосов в парламенте;
избрание главы государства либо
непосредственно парламентом, либо
специальной коллегией, образуемой
парламентом. В парламентарной республике
глава государства не играет сколько-нибудь
существенной роли среди других государственных
органов. Правительство формируется
и возглавляется премьер-
Президентская республика характеризуется
такими признаками, как соединение
в руках президента полномочий главы
государства и правительства, отсутствие
института парламентской
В отличие от форм правления
формы государственного устройства
указывают на характер отношения
государства как целого с его
различными составными частями, выступающими
в виде субъектов федерации или
административно-
По форме государственного
устройства капиталистические государства
подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное государство
Для унитарного государства
характерно наличие единой системы
центральных органов власти и
управления, единой конституции, построенной
на ее основе системы права, гражданства.
Округа, кантоны и другие административно-
Федеративное государство
в отличие от унитарного выступает
как союз двух или более государственных
образований (штатов, земель, провинций,
кантонов и т. п.), каждое из которых
обладает определенной юридически очерченной
и закрепленной политической самостоятельностью,
имеет, наряду с федеральными органами,
систему своих собственных
Подавляющее большинство федераций строится не по национальному, а по территориальному, национально-территориальному признакам, на основе географических и иных особенностей.
Раздел II. Форма правления. Понятие
формы правления и
1. Понятие формы правления и государственного режима
Определение формы правления
Под формой правления мы
понимаем систему формирования и
взаимоотношений главы
Форма правления имеет
основополагающее значение для изучения
конституционно-правового
При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Эти разновидности и будут ниже рассмотрены в данной работе.
Классификация форм правления
Как мы рассмотрели выше,
определяются две основные формы
правления — монархия и республика.
Разновидности же их определяются соотношением
полномочий законодательной и
"Наиболее правильной
представляется нам следующая
классификация. Основное