Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 13:18, курсовая работа
Целью ВАР является рассмотрение приоритетных направлений развития системы социальной поддержки граждан в городе Москве.
Для достижения цели необходимо решить следующие Задачи:
- рассмотреть приоритетные направления социальной политики;
- рассмотреть социальную политику органов государственной власти города Москвы;
- определить специфику проведения социальной политики на муниципальном уровне;
- рассмотреть организационно-финансовую структуру социальной политики города Москвы;
Введение
2
Глава 1.
Приоритетные направления социальной политики: цели, задачи.
1.1.
Функции и модели социальной политики.
5
1.2.
Основные инструменты реализации социальной политики.
9
Глава 2.
Государственная социальная политика в г.Москва.
2.1.
Состояние социальной политики.
20
2.2.
Государственное регулирование, доступности и качества социальных услуг.
30
2.3.
Государственное социальное обеспечение и специфика проведения социальной политики на муниципальном уровне.
39
2.4.
Организационно-финансовое обеспечение социальной политики.
45
Глава 3.
Совершенствование развития социальной политики в Москве.
3.1.
Специфика столичного мегаполиса и проблемы его социальной сферы.
58
3.2.
Совершенствование проведения социальной политики в Москве.
63
Заключение.
71
Список использованных литературных источников.
Социальная политика как система состоит из относительно самостоятельных, взаимосвязанных частей, являющихся ее структурообразующими элементами. Такими частями являются социально-трудовые отношения; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства (семейная политика); социальная помощь; предоставление социальных услуг в социальной сфере; социальное страхование.
Относительно самостоятельной частью социальной политики является область социально-трудовых отношений. Трудовые отношения представляют отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы). Эти отношения основаны на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором3. В области трудовых отношений имеется тесная взаимосвязь между социальной, кадровой и экономической политикой. В отличие от кадровой и экономической политики в социальной политике основное внимание уделяется социальной составляющей трудовых отношений, социально-трудовым отношениям. Наиболее общее понимание социально - трудовых отношений предусматривает понимание их как социально-экономических отношений в сфере трудовой жизнедеятельности4. Социально-трудовыми отношениями являются отношения между участниками общественной практики (преобразовательной деятельности) по поводу ее социально-целевой направленности, социальных результатов, формирования и изменения условий и способов трудовой жизнедеятельности.
Основным компонентом социальной политики в области социально-трудовых отношений выступает отношение к труду, которое находит свое выражение в занятости населения, безработице, оплате и охране труда. Занятость означает деятельность человека, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую, как правило, ему заработок, трудовой доход5. Под безработицей понимается недоиспользование трудовых ресурсов, состояние людей, которые не имеют работы, ищут ее и готовы приступить к ней. Безработными признаются трудоспособные люди, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Оплата труда работника связана с вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Она включает компенсационные выплаты доплаты и надбавки компенсационного характера. В их число входят доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных условий, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Могут быть предусмотрены иные выплаты компенсационного характера. В оплату труда включаются стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, предусматривающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Относительно самостоятельной частью социальной политики является государственное пенсионное обеспечение6. К пенсиям по государственному пенсионному обеспечению относятся пенсии: за выслугу лет для федеральных государственных служащих и военнослужащих; по старости для людей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; по инвалидности для военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, людей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. Пенсией по государственному пенсионному обеспечению является социальная пенсия для некоторых категорий нетрудоспособных людей. Государственное пенсионное обеспечение предусматривает выплату пенсии людям, проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительской системы и членам их семей. В его состав входит пожизненное содержание судей, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан, доплата к пенсиям российским гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
К относительно самостоятельной части социальной политики относится социальное обслуживание, которое объединяет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации7. Под трудной жизненной ситуацией понимается такая ситуация, которая оказывает существенное, как правило, негативное влияние на человеческую деятельность и человек не может преодолеть ее самостоятельно. К трудной жизненной ситуации относится инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество нетрудоспособных и пожилых людей. Следовательно, социальное обслуживание распространяется только на определенные жизненные ситуации, в которых оказываются люди. Основными видами социального обслуживания являются материальная помощь, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультации, реабилитационные услуги.
Относительно самостоятельной частью социальной политики является социальное обеспечение, в понимании которого не сложилось единого подхода. Одни авторы полагают, что социальное обеспечение направлено на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством социально значимыми, с целью выравнивания их социального положения по сравнению с остальными членами общества8. Социальное обеспечение в нашей стране включает все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, льготы отдельным категориям населения. Другие авторы определяют социальное обеспечение как систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения людей, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски)9.
В соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения, принятым Советом Европы 16 апреля 1964г. в Страсбурге, под социальным обеспечением понимаются следующие виды помощи - медицинская помощь, помощь по болезни, безработице, старости, в случае производственной травмы или профессионального заболевания, семьям с детьми, беременности и родам, инвалидности, в случае смерти кормильца10.
Государственное социальное обеспечение населения в нашей стране включает выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Речь идет о приобретении жилья людьми: уволенными с военной службы (службы) и приравненными к ним людьми; подлежащими отселению с комплекса «Байконур»; участниками ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшими в результате этих аварий и приравненными к ним людьми; выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; вынужденными переселенцами. Оно предусматривает обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих, молодых ученых, строительство общежитий. В области обеспечения жильем существует тесная взаимосвязь социальной и жилищной политики. Государственное социальное обеспечение населения включает социальную поддержку, которая означает представление помощи с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Имеются в виду социальные выплаты и компенсации в возмещение вреда людям, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний. Оно предусматривает социальные выплаты по дополнительному ежемесячному материальному обеспечению некоторых категорий российских граждан в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, инвалидов вследствие военной травмы. В состав государственного социального обеспечения входит обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца; компенсации женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации. Государственное социальное обеспечение включает обеспечение инвалидов транспортными средствами; единовременные денежные компенсации реабилитированным людям; компенсации членам семей погибших военнослужащих; пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним людям, уволенным из их числа людям.
Относительно самостоятельной составной частью социальной политики является охрана семьи и детства, предусматривающая проведение семейной политики. Семейная политика - это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп, направленная на регулирование процессов развития семьи с целью их оптимизации в соответствии с интересами социальных слоев, групп, общностей, общества, на планирование и социальную защиту семьи, регулирование семейных отношений11. Она предусматривает комплекс практических мер, представляющих семьям с детьми социальные гарантии, цель которых заключается в том, чтобы улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Государственная семейная политика - это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи12.
Охрана семьи и детства предусматривает выплату пособий. Это пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие при передаче ребенка семье. В их число входит единовременное пособие беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; пособие по уходу за ребенком людям, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет.
Охрана семьи и детства включает государственную поддержку семей, имеющих детей13. Государственная поддержка оказывается при рождении или усыновлении второго, третьего ребенка и последующих детей. Она предусматривает выплату материнского (семейного) капитала, который означает средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, представляют меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, повышения уровня пенсионного обеспечения. Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала можно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения или усыновления второго, третьего ребенка или последующих детей.
Для распоряжения средствами необходимо получить государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, являющийся именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки. Можно распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
В качестве относительно самостоятельной составной части социальной политики выступает социальная помощь, которая предусматривает совокупность мер по оказанию помощи людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации и нуждающимся в дополнительных расходах. Государственная социальная помощь означает предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим людям, иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров14. Специфика государственной социальной помощи состоит в том, что она оказывается малоимущим людям и семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Цели государственной социальной помощи состоят в том, чтобы поддержать уровень жизни малоимущих семей и одиноко проживающих людей, адресно использовать бюджетные средства, усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан, создать необходимые условия для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снизить уровень социального неравенства, повысить доходы населения. Видами оказания государственной социальной помощи являются денежные выплаты и натуральная помощь. Натуральная помощь включает предоставление топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других видов. К денежным выплатам относятся социальные пособия, субсидии и другие выплаты. Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг, который означает перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан. В состав набора социальных услуг входят дополнительная бесплатная медицинская помощь и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Дополнительная бесплатная медицинская помощь включает обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение по обязательному социальному страхованию.
Относительно самостоятельной составной частью социальной политики является деятельность по предоставлению социальных услуг в социальной сфере - здравоохранении, культуре, образовании, физической культуре, спорте, туризме, санаторно-курортном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле и бытовом обслуживании. В отраслях социальной сферы проводится государственная политика, которая не тождественна социальной политике. Государственная политика в каждой отрасли социальной сферы имеет свои цели. Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020г.- является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки15. Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта предполагает создание условий, ориентирующих людей на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности российского спорта. Стратегическая цель государственной политики в области образования предусматривает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого человека. Цель государственной политики в сфере культуры заключается в развитии и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.
Различие между социальной политикой и государственной политикой в отраслях социальной сферы состоит в том, что государственная политика предполагает разработку и осуществление политических, экономических, правовых, социальных и других мер по их функционированию и развитию. Социальная составляющая является важной, однако, не единственной при формировании и реализации государственной политики в отраслях социальной сферы. Здесь важны экономика отраслей, их материально-техническое обеспечение, инвестиции, инновации, институты, инфраструктура, организационно-правовые формы. Вместе с тем благодаря социальной сфере происходит удовлетворение социальных потребностей людей, которое имеет непосредственное отношение к социальной политике, поскольку предусматривает оказание социальных услуг населению.
Социальные услуги разнообразны. К ним относятся услуги, предоставляемые организациями культуры, санаторно-курортного комплекса, торговли, физической культуры и спорта. Социальными услугами являются бытовые, жилищно-коммунальные, медицинские, образовательные, туристско-рекреационные услуги.
Информация о работе Государственная социальная политика в г.Москва