Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 13:18, курсовая работа
Целью ВАР является рассмотрение приоритетных направлений развития системы социальной поддержки граждан в городе Москве.
Для достижения цели необходимо решить следующие Задачи:
- рассмотреть приоритетные направления социальной политики;
- рассмотреть социальную политику органов государственной власти города Москвы;
- определить специфику проведения социальной политики на муниципальном уровне;
- рассмотреть организационно-финансовую структуру социальной политики города Москвы;
Введение
2
Глава 1.
Приоритетные направления социальной политики: цели, задачи.
1.1.
Функции и модели социальной политики.
5
1.2.
Основные инструменты реализации социальной политики.
9
Глава 2.
Государственная социальная политика в г.Москва.
2.1.
Состояние социальной политики.
20
2.2.
Государственное регулирование, доступности и качества социальных услуг.
30
2.3.
Государственное социальное обеспечение и специфика проведения социальной политики на муниципальном уровне.
39
2.4.
Организационно-финансовое обеспечение социальной политики.
45
Глава 3.
Совершенствование развития социальной политики в Москве.
3.1.
Специфика столичного мегаполиса и проблемы его социальной сферы.
58
3.2.
Совершенствование проведения социальной политики в Москве.
63
Заключение.
71
Список использованных литературных источников.
- пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;
- пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;
- стипендии
студентам, в том числе социальные
стипендии студентам из
- жилищные субсидии;
- материальная помощь малоимущим гражданам.
Государственное регулирование сектора социальных услуг основывается на необходимости защиты интересов потребителей общественных благ, согласования общегосударственных и частных интересов, упорядочения деятельности предпринимательских организаций отраслей сферы социальных услуг, создания условий для их развития и базируется в основном на рекомендательных, индикативных методах управления. Государство влияет на экономическую конъюнктуру рынка социальных услуг, используя индикативное планирование с целью исправления несовершенств рынка и регулирования предоставления частных и муниципальных социальных услуг.
Возможности государственного регулирования сферы социальных услуг зависят от правильного выбора инструментов, методов и механизмов регулирования и определяются имеющимися ресурсами, их источниками.
Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций (финансирование затрат на содержание работников социальной сферы, на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры).
Общие принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 17 июля 1998г. и утвержденный Федеральным Законом №145 ФЗ от 31 июля 1998г.
Одним из наиболее важных методов государственного регулирования развития отраслей в социальной сфере, является институт социальных стандартов. Поскольку социальные стандарты устанавливаются на основе согласования интересов различных сторон и при этом они должны отражать их социальные потребности, то этот институт надо рассматривать ещё и как механизм согласования интересов. Социальный стандарт создает нормативно-правовые основы для выполнения государственного заказа на производство необходимых обществу социально значимых и общественных благ. Соответственно изначально формируется законодательная база, кроме того, данный метод государственного регулирования предполагает наличие источников бюджетного финансирования производства соответствующих благ. Важно также отметить, что социальный стандарт отражает представления о нормах потребления, что в итоге может служить механизмом для формирования цен и быть неким нормативом финансирования.
Составляющим процессом государственного регулирования сектора социальных услуг является активное внедрение самых современных сервисных технологий государственного управления в этой сфере и развитие на этой основе рынка предоставляемых социальных услуг с одновременным повышением качества социального обслуживания граждан. При этом в качестве основной задачи определена разработка инструментов повышения доступности, качества социальных услуг через преобразование нормативно-правовой базы и мезоструктуры учреждений системы социального обслуживания, повышение эффективности социальных расходов и развитие социального партнерства государства, власти, бизнеса, индивидов и общественных организаций. Основой организационно-экономического механизма регулирования сектора социальных услуг является принципиально сбалансированная управленческая модель, сочетающая в себе государственное регулирование с рыночными механизмами саморегулирования, и обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей населения.
Существуют государственные программы, которые появились в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 588. В соответствии с этим постановлением государственная программа - система мероприятий и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития. В основу разработки государственных программ был положен опыт предыдущего использования программно-целевого метода, в том числе приоритетные национальные проекты, бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), ведомственные и федеральные целевые программы. Идея финансирования выполняемых работ с помощью государственного заказа и на основании государственного задания является одним из важнейших методов государственного регулирования развития отраслей социальной сферы при реализации программно-целевого подхода. При этом подчеркивается, что в процессе создания различных программ и концепций социально-экономического развития страны, в качестве формулируемых ими целевых показателей, необходимо включать также и «социальный стандарт» на соответствующие виды социальных услуг, который отражает представления общества о необходимом уровне и качестве жизни и является эталоном качества.
Государственное регулирование развития отраслей социальной сферы осуществляется с помощью следующих методов - государственное стратегическое планирование, сочетание ведомственного и программно-целевого подходов при формировании различных программ, государственный (муниципальный) заказ и применение социальных стандартов, а также использование механизма государственно-частного партнерства.
С 2011 года изменен порядок выделения бюджетных средств в отраслях социальной сферы. Порядок перехода предусматривает наличие следующих документов: - введение ежегодных докладов главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности; - использование ведомственных целевых программ, и, во-вторых, конкурентных механизмов распределения ресурсов на основе Федерального закона от 21 июля 2005года №94-ФЗ. Переход в 2011 году на программный бюджет привёл к тому, что большинство государственных расходов, в том числе и в социальной сфере, реализуются на основе государственных программ. Таким образом, очевидно, что государство ориентировано на переход к программному бюджету, что означает, с одной стороны, что каждое важное направление будет реализовано на основе конкретных целей, методик и мер, описанных в программе с учётом запланированного финансирования и ответственных по нему, а также чётко установленных целевых индикаторов. Непрограммная часть очень небольшая и составляет порядка 3-4% от общего объема бюджетных расходов.
При этом важно, что важнейшим приоритетом бюджетной политики Правительства РФ стало создание условий для ускорения социального развития страны, в том числе развития здравоохранения, образования, культуры, обеспечения жильем граждан, улучшения демографической ситуации. Расходы на финансирование федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета по приоритету «Социальная инфраструктура» в 2011 году - 96,12 млрд. рублей, что на 50,6 % больше, чем в 2010 г., в 2012 году - 63,02 млрд. рублей, в 2013 году - 39,94 млрд. рублей. Расходы федеральной адресной инвестиционной программы социального комплекса в 2011 г. составили - 358,6 млрд. руб., в 2012 году составят -220,3 млрд. руб., в 2013 году - 167,1 млрд. руб. .
2.3. Государственное социальное
обеспечение и специфика
Государственное социальное обеспечение – это такой вид социального обеспечения, который осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет внебюджетных государственных социальных фондов; негосударственное социальное обеспечение – это такой вид социального обеспечения, который осуществляется за счет средств частных физических лиц, в том числе инвалидов предпринимателей, предприятий, организаций.
Одной из первостепенных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования19.
Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ.
Социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный характер, т.е. определяет основные направления социальной политики в государстве, на уровне субъекта федерации – эти направления конкретизируются с учетом региональных особенностей. Особую роль именно в практической реализации социальной политики играют муниципальные органы. Это обусловлено тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.
Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.
Муниципальный же уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий.
Местное сообщество — не только территориально-хозяйственное объединение, но и культурно-историческая общность, способная как субъект управления на основе совместных ценностей (сопричастности к малой родине, ответственности перед сообществом) преобразовать местное хозяйство, улучшить социальные условия проживания в соответствии с интересами своих граждан, изменяя качество жизни в лучшую сторону20.
Местное самоуправление осуществляется на том уровне властных отношений, на котором реализуются основные естественные потребности человека: в жилище, в питании, водоснабжении, отдыхе, охране здоровья, благоприятной окружающей природной среде, образовании. Хотя в этом случае реализуются естественные потребности отдельных людей или семей, все же условия их удовлетворения имеют не только частный, но и публичный характер. Оптимальный уровень решения большинства социальных проблем на уровне местного самоуправления обеспечивают относительно небольшие территориальные характеристики муниципальных образований и по большей части непосредственный характер взаимодействия их жителей. Кроме того, на этом уровне более заметны диспропорции в расходах и доходах, ощутима реакция людей на социальные последствия такой диспропорции, а также реальные возможности мобилизации местного населения и ресурсов на решение социальных проблем.
Муниципальный уровень власти подотчетен населению. Благодаря этому достигается большая гласность в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемость результатов социальной политики. Следует также учитывать, что на этом уровне можно обеспечить в большей степени готовность жителей морально и материально поддержать предлагаемые властью мероприятия и оказать содействие их проведению.
Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.
На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:
- комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
- социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
- дома инвалидов и престарелых;
- детские дома;
- центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.
Муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.
Социальные функции органов местного самоуправления сложны и многогранны.
Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями. Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к социальным вопросам местного значения поселения отнесены:
- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
Информация о работе Государственная социальная политика в г.Москва