Государственная социальная политика в г.Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью ВАР является рассмотрение приоритетных направлений развития системы социальной поддержки граждан в городе Москве.
Для достижения цели необходимо решить следующие Задачи:
- рассмотреть приоритетные направления социальной политики;
- рассмотреть социальную политику органов государственной власти города Москвы;
- определить специфику проведения социальной политики на муниципальном уровне;
- рассмотреть организационно-финансовую структуру социальной политики города Москвы;

Содержание работы

Введение
2

Глава 1.
Приоритетные направления социальной политики: цели, задачи.

1.1.
Функции и модели социальной политики.
5
1.2.
Основные инструменты реализации социальной политики.
9


Глава 2.
Государственная социальная политика в г.Москва.

2.1.
Состояние социальной политики.
20
2.2.
Государственное регулирование, доступности и качества социальных услуг.
30
2.3.
Государственное социальное обеспечение и специфика проведения социальной политики на муниципальном уровне.
39
2.4.
Организационно-финансовое обеспечение социальной политики.
45


Глава 3.
Совершенствование развития социальной политики в Москве.

3.1.
Специфика столичного мегаполиса и проблемы его социальной сферы.
58
3.2.
Совершенствование проведения социальной политики в Москве.
63


Заключение.
71


Список использованных литературных источников.

Файлы: 1 файл

Государственная социальная политика в г.Москва.docx

— 146.22 Кб (Скачать файл)

За период 2012-2016 годы планируется открыть 26 реабилитационных учреждений-экспериментальных площадок, использующих в своей деятельности современные методики и технологии. Реализация программных мероприятий позволит охватить реабилитационными услугами к 2016 году 97% инвалидов.

В программе предусмотрено развитие служб проката технических средств реабилитации, а также оснащение потребителей высокотехнологичными реабилитационными изделиями. В целом на технические средства реабилитации (ТСР) из бюджета города планируется израсходовать за 5 лет более 7 млрд. рублей, что позволит обеспечить уже в 2015 году 100% потребности инвалидов города в необходимых средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях.

Москвичи с различными ограничениями жизнедеятельности испытывают серьезные трудности при передвижению по городу. С целью повышения качества их жизни в городе  функционирует городская служба «Социальное такси». Ежегодно службой выполняется более 170 тысяч заявок и спрос на услуги службы постоянно растет. В рамках программы планируется оснастить все автомобили мобильными терминалами для использования социальной карты москвича, при этом  предусмотреть возможность оплаты за наличный расчет.

Программа предусматривает мероприятия по обеспечению доступных условий жизнедеятельности, направленные на решение следующих задач в рамках создания безбарьерной городской среды:

- приспособление общественных зданий и прилегающих к ним территорий;

- адаптация дорожной инфраструктуры и средств транспорта;

- приспособление сложившегося жилищного фонда.

К 2016 году доля всех доступных социально-значимых объектов будет доведена до 85% и до 97% - доля зданий и сооружений, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы. К этому времени будут полностью или частично приспособлены для инвалидов 100% учреждений образования, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта, а также 86% учреждений здравоохранения. Намечено продолжение работ по адаптации жилых домов и дворовых территорий с учетом потребностей инвалидов и маломобильных граждан.

Подпрограмма «Профилактика социальной исключенности». Направлена на преодоление беспризорности, бродяжничества и попрошайничества, крайних форм бедности и социальной уязвимости.

Впервые  в программе нашли отражения мероприятия, направленные на ресоциализацию граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Кроме того, в подпрограмме представлен раздел, направленный на улучшение эпизоотической и ветеринарно-санитарной обстановки в городе Москве, снижение риска заражения людей болезнями, общими для человека и животных, предотвращение возможного экономического ущерба от распространения заразных болезней животных, в том числе опасных для человека.

Подпрограмма «Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы». Поэтапная работа, направленная на повышение адресности при предоставлении мер социальной поддержки, введение действенного механизма контроля проверки нуждаемости в мерах социальной поддержки для вновь входящих в систему, замену неэффективных с точки зрения социальной справедливости обязательств с одновременным введением новых действенных форм помощи и поддержки.

В рамках модернизации и развития сети учреждений, оказывающих социальные услуги жителям города, предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию ряда стационарных и нестационарных учреждений для различных категорий населения. Работы по строительству и реконструкции учреждений будут осуществляться за счет адресной инвестиционной программы, что позволит построить и реконструировать 17 учреждений и создать свыше 1100 койко-мест.

В рамках административной реформы в соответствии с ФЗ № 83 от 8 мая 2010 года будет повышена эффективность работы 197 учреждений, оказывающих услуги москвичам. Планируется расширить перечень и качество предоставляемых услуг. Для упрощения порядка оказания государственных услуг и в целях реализации ФЗ № 210 от 27 июля 2010 года, в 2011-2012 годах предусмотрен перевод части государственных услуг в электронный вид. Это позволит гражданам подавать заявления о предоставлении услуг через  портал государственных услуг города Москвы без посещения учреждений.

С августа 2011 года открыты два новых учреждения – ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг», в которых организована работа специалистов системы социальной защиты. Такие центры будут открыты во всех районах города.

В 2012 году в органах и учреждениях социальной защиты будет осуществляться прием заявлений и выдача универсальной электронной карты гражданам льготных категорий.

 В связи с внедрением новых  видов и форм социальной поддержки  населения, а также расширением  объема предоставляемых населению  государственных социальных услуг, возникает дополнительная потребность  учреждений системы социальной  защиты населения в переподготовке  и повышении квалификации своих  работников.  В настоящее время  в системе социальной защиты  работает около 50 тысяч специалистов  и сотрудников, которые в течение 5 лет должны повысить свою  квалификацию.

 Программа является межведомственной, в ее реализации участвуют 27 органов  исполнительной власти города Москвы, в том числе, 10 префектур.

 

 

2.2. Формы государственного регулирования, доступности и качества социальных услуг.

Право на социальную помощь - это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека иметь средства существования в объеме установленного прожиточного минимума независимо от занятия какой-либо профессиональной деятельностью и участия в финансировании выплат и услуг.

Основными формами и инструментами государственного бюджетного регулировании развития социальной сферы являются:

- государственные приоритеты социальной  политики, которые отражаются в  ежегодных посланиях Президента  Российской Федерации о положении  в стране, об основных направлениях  внутренней и внешней политики  государства, с которым Президент  обращается к Федеральному Собранию  РФ, в бюджетных посланиях Президента РФ Правительству РФ, а также в программах Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны на среднесрочную перспективу;

- государственные программы и  национальные проекты развития  образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной  сферы, имеющие основополагающее значение для развития человеческого капитала и повышения качества жизни населения;

- экономические, административные  и финансовые механизмы стимулирования  развития отраслей социальной  сферы с помощью льгот, налоговой  и кредитной политики, с одной  стороны, и применения системы  штрафных санкций за нарушение  федеральным центром и регионами  обязательств по реализации социальных  гарантий;

- нормативы и стандарты социальной  поддержки населения;

- механизмы регулирования межбюджетных  отношений между центром и  регионами, позволяющие выравнивать  минимальную обеспеченность социальными  благами по регионам;

- государственные программы (федеральные  и региональные), направленные на  решение общественно актуальных (зачастую критических) социальных  ситуаций долговременного характера (проблемы радиоактивного заражения  регионов, экологические проблемы, проблемы Севера, Нечерноземья, ветеранов  и т.д.);

- механизмы бюджетного финансирования  организаций бюджетного сектора.

Федеральным законом РФ от 17.07.1999 г. 178-ФЗ (в ред. от 08.12.2010 №345-ФЗ) «О государственной социальной помощи», заложена правовая база для завершения формирования государственной системы социальной помощи. Ситуация глобального экономического кризиса подтвердила необходимость государственного участия в регулировании доступности и качества социальных услуг.

Большая часть социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в то время как сами выплаты нередко производятся по месту жительства или работы их получателей, в том числе и через исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В настоящее время реализация отдельных федеральных законодательных актов, связанных с социальной защитой граждан в субъектах Российской Федерации, обеспечивается через Фонд компенсации в составе федерального бюджета, средства которого в виде субсидий и субвенций направляются в региональные бюджеты. Субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, проводят самостоятельную социальную политику, предусматривая дополнительные надбавки к федеральным выплатам с учетом региональной специфики (например, доплаты пенсионерам в Москве), которые финансируются из региональных и местных бюджетов.

В настоящее время отношения в области социального обслуживания населения регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995г. №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995г. №122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 27 июля 2010г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями), (далее - Действующие законы).

Но с момента принятия в действующие законы вносились многочисленные изменения, связанные с развитием законодательства Российской Федерации по вопросам общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации местного самоуправления в Российской Федерации, лицензирования, стандартизации, совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации.

Данные действующие законы сыграли важную роль в развитии системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. На их основе в субъектах Российской Федерации сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений, осуществляющих социальное обслуживание населения.

Вместе с тем, действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях Действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, в доступности и качестве предоставления социальных услуг, сохраняющиеся на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях в субъектах Российской Федерации и пр. В Действующих законах отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан «нуждающимися» в социальном обслуживании. В субъектах Российской Федерации социальное облуживание осуществляется по различным основаниям, что, в свою очередь, приводит к неравенству прав граждан на получение социальных услуг.

В настоящее время рассматривается проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Законопроект). Законопроект направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности. Данный законопроект предполагает признание утратившими силу действующих законов и формирование единого интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения. Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 27 ноября 2010г. №Пр-3464ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года18.

В условиях разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями большое значение отводится вопросам, связанным с обязательствами по социальным гарантиям. Поэтому в проектах федеральных законов, подготовленных Правительством Российской Федерации, планируется четко обозначить социальные гарантии, определяемые и реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях.

Следует отметить, что возможны разные варианты сочетания источников финансирования социальных услуг. Например, образовательные услуги могут оплачиваться населением, но за счет банковского кредита (гарантии по которому или субсидии для обеспечения льготного процента выдает государство или муниципальное образование).

В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий предусмотрены специальные финансовые механизмы:

1) финансирование  гарантированных государством прямых  денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

2) финансирование  льгот отдельным категориям граждан  при оплате или получении товаров  и услуг;

3) государственная  финансовая поддержка жизненно  важных отраслей экономики, ориентированных  на производство потребительских  товаров и услуг первой необходимости;

4) налоговое  регулирование доходов граждан  и юридических лиц (дифференциация  налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на  стимулирование благотворительной  деятельности);

5) бюджетное  финансирование учреждений социальной  сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка  других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных  услуг для обеспечения их доступности  населению;

6) финансовое  стимулирование создания новых  рабочих мест, а также начала  индивидуальной предпринимательской  деятельности, финансирование общественных  работ;

7) государственное  финансовое регулирование рынка  жилья;

8 ) содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:

Информация о работе Государственная социальная политика в г.Москва