Государственная социальная политика в г.Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью ВАР является рассмотрение приоритетных направлений развития системы социальной поддержки граждан в городе Москве.
Для достижения цели необходимо решить следующие Задачи:
- рассмотреть приоритетные направления социальной политики;
- рассмотреть социальную политику органов государственной власти города Москвы;
- определить специфику проведения социальной политики на муниципальном уровне;
- рассмотреть организационно-финансовую структуру социальной политики города Москвы;

Содержание работы

Введение
2

Глава 1.
Приоритетные направления социальной политики: цели, задачи.

1.1.
Функции и модели социальной политики.
5
1.2.
Основные инструменты реализации социальной политики.
9


Глава 2.
Государственная социальная политика в г.Москва.

2.1.
Состояние социальной политики.
20
2.2.
Государственное регулирование, доступности и качества социальных услуг.
30
2.3.
Государственное социальное обеспечение и специфика проведения социальной политики на муниципальном уровне.
39
2.4.
Организационно-финансовое обеспечение социальной политики.
45


Глава 3.
Совершенствование развития социальной политики в Москве.

3.1.
Специфика столичного мегаполиса и проблемы его социальной сферы.
58
3.2.
Совершенствование проведения социальной политики в Москве.
63


Заключение.
71


Список использованных литературных источников.

Файлы: 1 файл

Государственная социальная политика в г.Москва.docx

— 146.22 Кб (Скачать файл)

В качестве относительно самостоятельной составной части социальной политики следует выделить социальное страхование, которое означает страхование людей от возможного изменения их материального и социального положения. Оно осуществляется в форме обязательного и добровольного социального страхования. Добровольное социальное страхование осуществляют на добровольной основе негосударственные страховые организации. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения. Его специфика состоит в осуществлении страхования работающих людей от возможного изменения материального и социального положения.

Обязательное социальное страхование представляет систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих людей16. Оно также распространяется на другие категории граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи и санаторно-курортного печения. Основными видами социального страхования являются: пенсионное, медицинское, страхование по временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с безработицей. В развитых странах существует страхование в связи с безработицей. В нашей стране данный вид социального страхования отсутствует. При таком социальном страховом риске, как безработица, выплачивается пособие по безработице за счет бюджетных средств. Ранее данное пособие выплачивалось из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который был упразднен.

Следует отметить, что занятость населения, преодоление безработицы, оплата и охрана труда, пенсионное и социальное обеспечение, социальное обслуживание, охрана семьи и детства, социальная помощь, предоставление социальных услуг в отраслях социальной сферы, социальное страхование входят в систему социальной защиты населения. Социальная защита населения рассматривается не только как составная часть социальной политики, но и как основная ее функция наряду с другими функциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Государственная социальная политика в г.Москва.

 

2.1. Состояние социальной политики.

 

Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем17.

Основные полномочия в сфере социальной защиты населения были делегированы органам государственной власти субъектов РФ. Москва, наряду с другими регионами с наибольшей бюджетной обеспеченностью в РФ (например, Ханты-Мансийский АО), оказалась в наименее уязвимом положении. Душевые доходы московского бюджета почти двукратно превышают средние по регионам страны. Столица также лидирует среди всех субъектов РФ по уровню финансирования социальных программ. В Москве реализуется масштабная система социальной поддержки с высокими душевыми расходами на социальную политику. Однако в отсутствие серьезной проблемы бюджетных ограничений, тем не менее, перед региональными властями встает проблема целесообразности расходования средств. Степень эффективности системы социальной защиты граждан, т.е. ее способности предоставлять значимую социальную поддержку наиболее нуждающимся группам населения, оказывается зависимой от выбора приоритетов развития.

Направления развития активной социальной политики столицы на 2012-2016 годы определяет Государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы», которая определяет направления развития активной социальной политики столицы на 2012-2016 годы.

Модернизация всех сфер жизнедеятельности ставит задачу не только сохранить высокий уровень социальной защищенности населения города Москвы, но также повысить ее эффективность, обеспечить достойную жизнь граждан,  нуждающихся в социальной поддержке, сократить масштабы бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.

Инструментом модернизации социальной сферы является программно-целевое планирование с четкой формулировкой основных направлений деятельности, выделением точных, измеряемых и проверяемых индикаторов, созданием механизмов контроля и корректировки деятельности с достижением полной прозрачности в расходовании средств городского бюджета.

В этих целях предстоит провести оптимизацию существующей системы социальной защиты населения путем:

- улучшения качества социального обслуживания и введения новых форм социальных услуг для населения;

- повышения эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресности в оказании социальной помощи жителям города Москвы;

- сокращения уровня социальной исключённости.

Общий объем финансирования программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на пятилетний период, включая все источники финансирования, составит 2 триллиона 100 миллиардов рублей.

При подготовке Программы были учтены следующие демографические, социальные и экономические факторы развития города Москвы:

- постоянно возрастает количество граждан старше трудоспособного возраста. В настоящее время их численность достигла 24,4% (в среднем по Российской Федерации – 21,7%). Особенно значительными темпами увеличивается доля граждан старше 80 лет, которые испытывают высокую потребность в социальном обслуживании, медико-социальном патронаже и долговременном уходе;

- повышается  рождаемость в Москве, что обусловливает значительную потребность в мерах социальной поддержки и социального обслуживания семей с детьми;

- растут доходы и уровень жизни населения Москвы, что предопределяет необходимость дополнительных мер по поддержанию социальных стандартов жизнедеятельности москвичей с ограниченными доходами, в первую очередь пожилых людей.

Основными принципами социальной политики являются:

- смягчение крайних форм неравенства для достижения социальной стабильности населения города Москвы;

- сохранение и развитие всех публично-нормативных обязательств Правительства Москвы;

- приоритетное оказание мер социальной поддержки и услуг следующим категориям населения: ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение социальной интеграции всех жителей города, в том числе инвалидов и других  маломобильных групп населения;

- усиление социальной ответственности граждан, получающих социальную помощь, повышение адресности социальной поддержки, преодоление иждивенчества.

Программа будет реализована в 2 этапа: 2012-2013г.г. (первый этап-оптимизация) и 2014-2016г.г. (второй этап - модернизация).

Она включает 5 подпрограмм, мероприятия которых в комплексе обеспечивают достижение поставленной цели и решение программных задач:

- Социальная поддержка семей с детьми.

- Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей.

- Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

- Профилактика социальной исключенности.

- Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы.

Подпрограмма «Социальная поддержка семей с детьми». В целях материальной поддержки малообеспеченных семей с детьми в возрасте от полутора до трех лет с 1 января 2012 года ежемесячное пособие устанавливается в двойном размере:

- одиноким матерям – 3 200 руб.;

- на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и разыскиваемых родителей – 2 400 руб.;

- на детей из остальных семей – 1 600 руб.;

- «базовый»  размер ежемесячного пособия на детей не льготных категорий будет увеличен до 800 рублей.

С учетом пожеланий многодетных семей с 1 января 2012 года увеличивается размер ежемесячной компенсационной выплаты матерям, родившим 10 и более детей, с 3 000 до 10 000 руб., а также распространяется право на получение ежегодной компенсации к Международному дню семьи на 10-детные семьи, в которых младшие дети уже достигли совершеннолетия.

Также увеличивается размер ежемесячных компенсаций родителю, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства, и на ребенка до 18 лет неработающим родителям – инвалидам 1 или 2 группы с 5 000 до 6 000 руб.

В общей сложности данные меры социальной поддержки коснутся около 560 тысяч московских семей, в которых воспитываются почти 800 тысяч детей. Кроме того, за льготными категориями семей с детьми сохранятся и в дальнейшем будут компенсированы такие меры социальной поддержки, как льготный проезд в городском пассажирском и пригородном железнодорожном транспорте, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный отпуск по рецептам врачей молочных смесей детям 1-го  и 2-го  года жизни, а также медикаментов детям в возрасте до 3 лет и в возрасте до 18 лет детям из многодетных семей. Матерям, имеющим 10 и более детей, гарантируется бесплатный отпуск медикаментов и бесплатное зубопротезирование.

Дети и подростки будут обеспечены бесплатными путевками в санаторно-оздоровительные учреждения, расположенные в различных климатических зонах России (Подмосковье, Средняя полоса, Юг), а также в зарубежные здравницы (Словения, Турция, Крым).

В организации оздоровления детей примут участие Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Комитет общественных связей города  Москвы и др. организации.

В рамках реализации программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016г.г.» будут решаться следующие задачи:

- модернизация системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, развитие новых технологий и форм, направленных на выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;

- расширение перечня услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания семьям с детьми, путем  внедрения нестационарных форм работы, с целью профилактики семейного неблагополучия;

- расширение перечня мероприятий, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание и содержание  своих детей, путем раннего выявления неблагополучия в семьях и создания школ ответственного родительства;

- расширение информационного пространства и повышение уровня информированности семей с детьми о системе социальной поддержки.

Подпрограмма «Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей». С 2012 года Правительство Москвы устанавливает размер городского социального стандарта 12 тыс. рублей, который предусмотрен для 1млн. 800 тыс. человек. На региональную социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам запланировано на 5 лет более 600 млрд. рублей.

Под особой опекой Правительства Москвы находятся ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны. В этом, 2012 году мы отмечаем 70-летие битвы под Москвой. В 2015году будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня в Москве проживает около 200 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. В целях наиболее полного изучения уровня социальной защиты, материально-бытового положения и индивидуальных потребностей ветеранов проведена работа по всестороннему опросу инвалидов и участников Великой Отечественной войны, что позволило внести соответствующие уточнения в электронные социальные паспорта ветеранов об их потребностях в социальной поддержке. 

Планируется вести систематическую, индивидуальную работу с каждым ветераном Великой Отечественной войны, оказывая всестороннюю помощь.

Возрастание численности и доли представителей самых старших возрастных групп увеличивает потребность в медико-социальных услугах и других интенсивных формах социального обслуживания, ориентированных на пожилых людей, нуждающихся в посторонней помощи и заботе.

В городе активно внедряется система «тревожная кнопка» для организации неотложной помощи одиноким престарелым гражданам через учреждения социальной защиты, здравоохранения и других государственных структур города Москвы.

Идет оптимизация сети надомного обслуживания граждан. Программа предусматривает расширение практики предоставления надомных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, развитие опережающими темпами медико-социального патронажа, услуг социальных сиделок, «санатория на дому» и других интенсивных форм поддержки жизнедеятельности граждан старших возрастных групп.

Запланированы также меры, направленные на поддержание общественной активности, достижение здорового долголетия пожилых жителей Москвы.

Одной из перспективных форм поддержки ветеранов является  развитие социального туризма, обеспечивающего возможность реализовать право пожилых людей на отдых, охрану здоровья, социальную реабилитацию.

В 2012-2016гг. будет продолжена работа по предоставлению гражданам льготных категорий санаторно-курортного лечения. Предусматривается увеличить к 2016 году количество санаторно-курортных путевок, предоставляемых московским льготникам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, до 160 тысяч.

Подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и  других маломобильных групп населения»

Все мероприятия направлены на повышение качества и уровня жизни инвалидов в Москве путем формирования инфраструктуры востребованных услуг во всех сферах жизнедеятельности с учетом индивидуальных потребностей.

Важнейшим блоком подпрограммы является дальнейшее развитие условий и новых форм содействия занятости инвалидов.

В настоящее время на квотируемых рабочих местах на предприятиях и в организациях города работает 32,6тыс. инвалидов, из которых 2,6тыс. трудоустроено в текущем году. До конца 2016 года планируется довести этот показатель до 40 тысяч. За пять лет дополнительно будет создано 12,5 тыс. рабочих мест. При этом предусмотрено не только создание новых рабочих мест, но и сохранение действующих.

В настоящее время удельный вес трудоустроенных инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, составляет 52%. Наша задача выйти на показатель занятости в 84% из числа трудоспособных инвалидов. Одним из определяющих элементов качества жизни инвалидов является уровень их медицинского обслуживания и социальной реабилитации.

Информация о работе Государственная социальная политика в г.Москва