Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 13:18, курсовая работа
Целью ВАР является рассмотрение приоритетных направлений развития системы социальной поддержки граждан в городе Москве.
Для достижения цели необходимо решить следующие Задачи:
- рассмотреть приоритетные направления социальной политики;
- рассмотреть социальную политику органов государственной власти города Москвы;
- определить специфику проведения социальной политики на муниципальном уровне;
- рассмотреть организационно-финансовую структуру социальной политики города Москвы;
Введение
2
Глава 1.
Приоритетные направления социальной политики: цели, задачи.
1.1.
Функции и модели социальной политики.
5
1.2.
Основные инструменты реализации социальной политики.
9
Глава 2.
Государственная социальная политика в г.Москва.
2.1.
Состояние социальной политики.
20
2.2.
Государственное регулирование, доступности и качества социальных услуг.
30
2.3.
Государственное социальное обеспечение и специфика проведения социальной политики на муниципальном уровне.
39
2.4.
Организационно-финансовое обеспечение социальной политики.
45
Глава 3.
Совершенствование развития социальной политики в Москве.
3.1.
Специфика столичного мегаполиса и проблемы его социальной сферы.
58
3.2.
Совершенствование проведения социальной политики в Москве.
63
Заключение.
71
Список использованных литературных источников.
Правительством Российской Федерации будут определены основные параметры тарифной политики на 2012-2014 годы.
Тарифная политика Правительства Российской Федерации будет положена в основу тарифной политики Правительства Москвы.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства будет обеспечен комплексный подход и сбалансированность уровня цен и тарифов с параметрами бюджета и уровнем доходов населения, интересов поставщиков и потребителей коммунальных услуг.
Политика Правительства Москвы, в соответствии с которой повышение цен и тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги производилось с учетом роста доходов населения, будет сохранена.
Предполагается также сохранить действующую в городе Москве систему предоставления жилищных субсидий малоимущим семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также систему льгот для ветеранов, инвалидов и некоторых других категорий граждан по этим платежам.
За счет средств бюджета города Москвы будет сохранено финансирование расходов по содержанию и обустройству дворовых территорий, не включенных в установленном порядке в состав общего имущества в многоквартирном доме, Объединенных диспетчерских служб, содержанию и текущему ремонту общедомового оборудования для инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности.
Глава 3.
Совершенствование развития социальной политики в Москве.
3.1. Специфика столичного мегаполиса и проблемы его социальной сферы.
Реализация государственной социальной политики в столичном регионе по сравнению с другими субъектами РФ имеет ряд особенностей, в числе которых выделены следующие.
Во-первых, Москва одним из наиболее финансово-обеспеченных субъектов РФ, т.к. традиционно выступает центром притяжения и местом регистрации большого количества компаний и фирм, равно как и государственных ведомств, общественных организаций, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, представительств международных организаций и т.д. Одновременно Москва «привлекает» к себе многих граждан России и зарубежных стран, нередко располагающих высоким уровней доходов и потребностей. В результате этого, обеспечивается приток в городской бюджет значительных дополнительных средств за счет различных видов налогов и иных бюджетных поступлений.
Во-вторых, Москва является регионом-городом, при этом - с незначительным объемом социальных функций, возлагаемых на муниципальный уровень управления, что не может не накладывать отпечаток на механизмы реализации социальной политики в условиях столичного мегаполиса.
В-третьих, в связи с выполнением Москвой специфических столичных функций город до последнего времени выступал получателем значительных средств из федерального бюджета, основная часть которых напрямую или опосредованно направлялась на развитие социальной сферы. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ отменена субвенция для компенсации расходов на выполнение Москвой столичных функций. В результате, городу пришлось вносить определенные коррективы в свою политику формирования доходов городского бюджета, в частности, увеличить ставки арендных платежей за нежилые помещения и на землю, что, соответственно, потребовало внесения изменений в прогноз социально-экономического развития города. Кроме того, многие городские объекты находятся в федеральной собственности и, соответственно, финансируются, что в определенной степени снижает нагрузку на столичный бюджет и тем самым несколько облегчает решение социальных вопросов.
В-четвертых, в силу значительного (и зачастую плохо контролируемого) притока в Москву внутренних и внешних мигрантов, включая представителей «маргинальной» прослойки, некоторые социальные проблемы в столичном регионе приобретают особую остроту, прежде всего, в связи с резким увеличением нагрузки на объекты социальной инфраструктуры и превышением спроса на социальные блага над их предложением.
В-пятых, в результате исторически сложившейся ситуации Москва во многом играла и играет роль центра «социального обслуживания» не только для москвичей, но и для жителей прилегающих регионов. Это обстоятельство также в заметной степени требует дополнительных затрат и затрудняет проведение эффективных мероприятий в социальной сфере, направленных на улучшение качества жизни непосредственно москвичей.
В силу своих особенностей город характеризуется относительно более высоким уровнем ходов населения (хотя во многом это нивелируется тем, что Москва относится к числу самых «дорогих» городов не только в стране, но и в мире в целом).
Одним из основных принципов обеспечения устойчивого развития Москвы является повышение не только уровня, но и качества жизни населения, включая, в первую очередь, комфортность и доступность жилья и социальной инфраструктуры, рост качества социальных услуг и социальной политики, а также комфортность жизнедеятельности дневного населения, всех сообществ Москвы.
Стоимость аренды земли и бизнес-услуг в Москве, как правило, предопределяет нерентабельность социально ориентированного предпринимательства (товары и услуги для малообеспеченных групп граждан), то есть будет и дальше требовать решающей роли именно органов государственной власти и управления в решении данного круга вопросов.
В Москве особо остро звучат и проявляются проблемы реконструкции, реновации и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, а соответственно – и критериев допустимости точечного строительства. Это связано с переходом к принципам комплексной реконструкции жилых кварталов и нового жилищного строительства, максимальным сокращением и исключением точечной уплотнительной застройки внутри жилых кварталов.
Для Москвы, в силу ограниченности возможностей нового строительства, имеют особую значимость и вопросы возвращения в городскую собственность и использования по назначению ведомственных объектов социальной инфраструктуры, в частности детских садов. Аналогичным образом звучат вопросы реконструкции и реновации школ старой постройки и зданий профтехучилищ.
Именно для Москвы существенной и крайне важной является также задача поддержания высокого уровня и качества здравоохранения, что требует реконструкции и оснащения новым оборудованием большого количества давно построенных и объективно устаревающих больниц и поликлиник.
Не менее значимыми являются вопросы ограниченных возможностей развития инфраструктуры физкультуры и спорта, здорового образа жизни, при необходимости обеспечения ее общедоступности. Это требует особых усилий по сохранению и модернизации существующих объектов спортивной инфраструктуры, а также расширению возможностей для занятий физкультурой и спортом непосредственно по месту жительства, на придомовой территории.
Доля пенсионеров в структуре населения Москвы является достаточно существенной и может иметь в будущем тенденцию к росту. Это предопределяет необходимость дальнейшего повышения уровня и качества программ социальной поддержки населения, пенсионеров, ветеранов, а также и иных категорий малообеспеченных или социально незащищенных групп населения.
Одновременно в Москве более остро могут проявляться системные, в том числе общегосударственные, проблемы социальной политики, что связано со спецификой столицы и ее центра как узла притяжения населения со всей страны. В частности, для Москвы, в том числе в связи с концентрацией на её территории транспортной железнодорожной инфраструктуры и метро, повышенное значение имеют вопросы регулирования ситуации с лицами без определенного места жительства, а также с детской беспризорностью и безнадзорностью.
С 1 июля 2012года Москва увеличится в 2,4 раза, а жители присоединённых территорий станут москвичами. В общей сложности, к столице перейдет 21 муниципальное образование: два крупных городских округа - Щербинка и Троицк, а также 19 городских и сельских поселений, входившие в Подольский, Ленинский и Нарофоминский районы Московской области. Кроме того, столице отойдет и часть территории Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья, а к области достанется участок в Куркино площадью 1,4 гектара, где располагается центр МЧС по Московской области. В связи с этим, скорее всего, будет скорректирован Генплан развития Москвы.
После завершения всех официальных процедур площадь Москвы с нынешних 1 тыс 091 кв км увеличится до 2 тыс 531 кв км. В результате по площади российская столица займёт шестое место в рейтинге крупнейших мегаполисов мира после Сиднея /12 тыс 144 кв км/, Киншасы /10 тыс 550 кв км/, Буэнос-Айреса /4 тыс кв км/, Карачи /3 тыс 530 кв км/ и Александрии /2 тыс 680 кв км/. Москва по этому показателю опередит Анкару, Стамбул, Тегеран, Боготу, а также вытеснит из первой десятки Лондон, площадь которого "всего" 1 тыс 590 кв км.
Что касается населения, то здесь позиция Москвы в соответствующем рейтинге не изменится, так как на присоединяемых территориях проживает всего 250 тыс человек и в итоге общая численность москвичей превысит 11 млн 750 тыс человек. По этому показателю столица России, по- прежнему, будет занимать седьмую строчку, пропустив вперёд лишь Шанхай /13 млн 831 тыс человек/, Мумбай /13 млн 830 тыс жителей/, Сан-Паулу /13 млн 651 тыс горожан/, Стамбул / 13 млн 120 тыс человек/, а также Карачи и Дели, чьё население превышает 12 млн человек.
Расширение столицы потребовало проработки концепции её развития. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, расширение границ мегаполиса - "это перспектива развития нашего города на десятилетия". По его словам, на новых территориях предполагается создать деловые, финансовые и административные центры, развивать рекреационные зоны и национальные парки, и главное - вести щадящую застройку.
В 2012году столичные власти продолжают решать, пожалуй, главную проблему Москвы - транспортную, уже с этого года москвичи должны почувствовать конкретные улучшения. В частности, в новом году продолжится введение выделенных полос для общественного транспорта, протяжённость которых должна увеличиться до 220км, создание новых парковочных мест и строительство транспортно-пересадочных узлов.
Москвичей постоянно упрекают за то, что они катаются как сыр в масле, получая самые высокие по стране зарплаты и пенсии, имея кучу льгот и привилегий. Действительно, по данным Мосгорстата21, средний доход одного москвича сейчас составляет 43 тысячи 363 рубля в месяц. Но не стоит путать доходы с зарплатой. Доходы, как пояснили во Всероссийском центре уровня жизни, рассчитываются по домовладениям. То есть, учитывается сколько человек проживают в одной квартире и их заработки или иные источники поступления денег - пенсии, пособия, банковские проценты, суммы от сдачи жилья в наем... Все эти суммы сплюсовываются, а затем делятся на число домочадцев. Так и получается средний доход на человека. Понятно, что при таком раскладе зарабатывать на все семейство может, например, мужчина, а жена при этом воспитывать детей и получать на них пособие в две тысячи рублей в месяц. Или работать в семье может только одна дочь, а ее родители получать пенсию. Однако не стоит думать, что в среднестатистической семье, состоящей из трех человек, общий доход непременно должен превышать 120 тысяч рублей (ну чтобы при делении и вышли эти самые среднестатистические 43 тысячи). Статистика - она на то и статистика, что оперирует крайностями - берет самые высокие совокупные семейные доходы и самые низкие. А потом на основе этих показателей выводит «золотую середину».
То же самое и со средней заработной платой. Надо учитывать, что она всегда ниже доходов. Так, по данным департамента экономической политики и развития Москвы, сейчас она составляет 38 тысяч 976 рублей. С начала 2011 года она выросла почти на 14 процентов. Но, учитывая, что, примерно, на столько же выросли все цены из-за инфляции, можно сказать, что люди никакой прибавки в реальности и не ощутили.
3.2. Совершенствование проведения социальной политики в Москве.
Преобразования в России в течение последних лет затронули все сферы жизни общества. Не стала исключением и социальная сфера Москвы.
Город Москва имеет статус субъекта РФ. На территории Москвы сосредоточена значительная часть демографического, производственного, финансового, научно-образовательного и инфраструктурного потенциалов регионов и России в целом. Москва – это деловой, социальный, культурно-просветительский центр, обладающий возможностями расширения сфер приложения труда, роста бюджетных доходов и на этой основе повышения благосостояния собственного населения, способствующий развитию социальной, производственной и других сфер жизнедеятельности на территории конкретного субъекта РФ. В связи с этим, будущее страны формируется, прежде всего, здесь – в Москве, что предопределяет необходимость обоснованного выбора приоритетного направления их перспективного развития.
Известно, что повышение уровня экономического и социального развития непосредственно связано с использованием «прорывных» достижений научно-технического прогресса, коренным образом изменяющих как количественные, так и качественные характеристики общественного производства.
Москва только для богатых и здоровых или для всех? Десятки тысяч москвичей до сих пор испытывают дискриминацию по физическому признаку - для них закрыто большинство учреждений, они с трудом передвигаются по городу, они неуютно чувствуют себя в собственных квартирах. Но эта ситуация должна измениться.
Необходим инновационный подход к системе социальной защиты населения, где решается очень важная задача – обеспечить достойную жизнь москвичам, кто в силу разных обстоятельств оказался в трудной жизненной ситуации. В этой отрасли социальной политики, как ни в какой другой, велик груз прошлых лет, когда система социального обеспечения носила всеобъемлющий характер и состояла из элементов уравнительно-патерналистской модели.
Современным социально-экономическим отношениям должна соответствовать модель социальной поддержки населения другого типа, которая включает не только поддержку со стороны государства и города, но и личную ответственность гражданина за свое благополучие. Первый шаг в этом направлении государство и власти Москвы уже сделали. Имеется в виду - модернизация пенсионной системы, цель которой – достигнуть такого размера трудовой пенсии, который позволяет удовлетворить основные физические и духовные потребности пенсионера. Тогда пенсионеру уже не потребуется такое количество дополнительных льгот, которые выплачиваются сегодня.
Доминирующим видом социальной поддержки москвичей являются социальные выплаты, которые составляют более 70% всего бюджета Департамента социальной защиты населения города Москвы. «Расходы на социальное обслуживание и социальную помощь в 2011 году составили 37 млрд рублей. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. В 2012 году на социальные выплаты предусмотрено более 142 млрд рублей, а на социальное обслуживание цифра выросла до 42 млрд рублей
Информация о работе Государственная социальная политика в г.Москва