Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 13:18, курсовая работа
Целью ВАР является рассмотрение приоритетных направлений развития системы социальной поддержки граждан в городе Москве.
Для достижения цели необходимо решить следующие Задачи:
- рассмотреть приоритетные направления социальной политики;
- рассмотреть социальную политику органов государственной власти города Москвы;
- определить специфику проведения социальной политики на муниципальном уровне;
- рассмотреть организационно-финансовую структуру социальной политики города Москвы;
Введение
2
Глава 1.
Приоритетные направления социальной политики: цели, задачи.
1.1.
Функции и модели социальной политики.
5
1.2.
Основные инструменты реализации социальной политики.
9
Глава 2.
Государственная социальная политика в г.Москва.
2.1.
Состояние социальной политики.
20
2.2.
Государственное регулирование, доступности и качества социальных услуг.
30
2.3.
Государственное социальное обеспечение и специфика проведения социальной политики на муниципальном уровне.
39
2.4.
Организационно-финансовое обеспечение социальной политики.
45
Глава 3.
Совершенствование развития социальной политики в Москве.
3.1.
Специфика столичного мегаполиса и проблемы его социальной сферы.
58
3.2.
Совершенствование проведения социальной политики в Москве.
63
Заключение.
71
Список использованных литературных источников.
- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения,;
- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- организация благоустройства и озеленения территории поселения;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении и т.д.
К основным вопросам социального характера, подлежащим разрешению в муниципальных районах, отнесены следующие:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
- организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
-организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
- обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
- организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью и т.д.
Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:
- участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
- создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
- оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;
- создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи;
- осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года;
- создание условий для развития туризма.
Вышеперечисленные направления права и функции, направленные на жизнеобеспечение населения муниципального образования, характерны и для органов власти городских округов. Согласно принципу субсидиарности, такие права и функции могут реализоваться местной властью посредством создания условий, соучастия, осуществления контроля, организацией деятельности и т.д.
Преимущества муниципального уровня при проведении социальной политики проявляются в способности более точно определить приоритетность различных социальных задач на данной территории, в экономии времени на достижение поставленных социальных целей, подотчетности населению. Автономия местного самоуправления не отменяет того, что формирование социальной политики и механизма ее реализации на муниципальном уровне предполагает сочетание общегосударственных и местных приоритетов.
2.4. Организационно-финансовое
Произошедшие преобразования в организации бюджетного процесса в Москве были направлены на сохранение стабильности и преемственности в управлении народнохозяйственным комплексом города, включая его социально-культурный комплекс. С началом экономических преобразований в столице была осуществлена полная централизация финансовых ресурсов городского бюджета.
Бюджетный процесс в Москве представляет собой регламентированную законом деятельность Думы и городской администрации по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. С 1996г. он реализуется в соответствии с Распоряжением мэра о "О программе реализации Концепции управления средствами бюджета г. Москвы".
Финансовые ресурсы г. Москвы включают в себя средства бюджета города, средства внебюджетных и валютного фондов, иные финансовые активы, которыми располагает в соответствии с законодательством. Свободный баланс финансовых ресурсов, собираемых и используемых на территории Москвы состоит из доходов и расходов: бюджет Москвы, фонды финансовых ресурсов административных и муниципальных округов, государственные внебюджетные социальные фонды.
В последние годы более трети расходной части бюджета Москвы приходится на организации и учреждения социально-культурного комплекса столицы. Стабильное и устойчивое по сравнению с другими регионами РФ финансовое состояние учреждений и организации социально-культурной сферы выступает одной из наиболее значимых особенностей проведения реформ политики Москвы. Такая особенность проявлена в сохранении и развитии материально-технического и кадрового потенциала социально-культурного комплекса Москвы, сохранении управляемости со стороны городских властей процессов социального развития, обеспечении достаточно стабильной системы социальной защиты населения и т.п.
Москва представляет собой тип региона, проводящего активную инвестиционную политику в социальном комплексе, опирающуюся, на стабильные собственные источники доходов, главным образом - бюджетные поступления. Финансовая система Москвы построена на высокой степени концентрации бюджетных средств на уровне города. По мере ослабления кризисных явлений и накопления опыта управления экономикой в новых условиях хозяйствования, в городе возникли объективные возможности децентрализации расходов на социальные нужды, совпавшие по своей направленности с требованием рационализации бюджетных расходов и стремлением низовых звеньев системы городского управления к большей самостоятельности.
Экономические реформы, складывающиеся в Российской Федерации, предопределяют необходимость определенной корректировки приоритетов в развитии городской экономики и диктуют необходимость их рассмотрения с позиций возможностей городского бюджета, инвестиционной политики, укрепления правовой базы города Москвы на основе федерального законодательства. В условиях реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, особое значение имеет модернизация управления финансами в городе Москве. Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг являются важными задачами в настоящее время. Приоритетной задачей также является повышение эффективности использования бюджетных средств и эффективный контроль за расходованием бюджетных ассигнований на стадиях формирования и исполнения бюджета города Москвы.
Социальные выплаты являются одной из основных форм социальной защиты населения. В состав социальных выплат входят:
- пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальные пенсии и др.);
- пособия (ежемесячные пособия семьям с детьми, пособия одиноким матерям, пособия детям военнослужащих срочной службы, пособия на погребение и др.);
- компенсационные выплаты за счет городского бюджета в рамках Комплексной программы мер социальной защиты населения.
Основные усилия Правительства Москвы сосредоточатся на следующих приоритетах социально-экономической политики, реализация которых будет обеспечена необходимыми расходами бюджета города Москвы:
- социальное развитие, в первую очередь здравоохранение, и инвестиции в человеческий капитал;
- обеспечение
инновационного развития и
- диверсификация
экономики и развитие
- поддержка малого и среднего бизнеса.
Реализация приоритетов социально-экономической политики требует повышения эффективности расходования средств бюджета города Москвы. В этих целях бюджет города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов формируется на программной основе. Государственные программы охватывают все ключевые цели и задачи социально-экономической политики и, одновременно, включают 90% расходов бюджета города Москвы.
Финансирование основных приоритетов социально-экономической политики.
(в % к расходам бюджета города Москвы)
№ п/п |
Приоритет |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1. |
Новое качество жизни (развитие здравоохранения, образования, социальной поддержки жителей города Москвы, ЖКХ, жилья, культуры, спорта, охраны окружающей среды и т.п) |
63,9 |
63,8 |
62,1 |
2. |
Инновационное развитие (развитие науки, промышленности, малого и среднего предпринимательства, информационного общества) |
3,2 |
3,2 |
3,1 |
3. |
Модернизация транспорта |
19,3 |
19,1 |
19,6 |
4. |
Безопасность |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
Деятельность Правительства Москвы по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.
В части социального развития, в первую очередь здравоохранения, и инвестиций в человеческий капитал:
- рост фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;
- развитие
системы здравоохранения путем
модернизации используемого
- развитие
системы открытости
- перенос
акцента на реализацию мер
по стимулированию трудовой
- создание условий для повышения уровня обеспеченности населения жильем, в том числе темпов роста покупок жилья на условиях ипотеки.
На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:
- расширение
направлений деятельности
- поддержка
развития высокотехнологичных
- стимулирование инновационной активности бизнеса, в том числе через вовлечение участия компаний в реализацию проектов государственно-частного партнерства, формирование компаниями с государственным участием программ инновационного развития;
- формирование информационного общества, снятие информационных барьеров.
В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры города Москвы:
- реализация мероприятий по модернизации и технологическому развитию экономики города Москвы в области энергоэффективности, медицинской техники и фармацевтики, телекоммуникаций, компьютерных технологий и программного обеспечения;
- содержание и развитие наземной транспортной инфраструктуры, повышение привлекательности общественного транспорта и его безопасности;
- расширение поддержки экспорта товаров и услуг;
- активная поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе через увеличение финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства;
- повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и машиностроения, поддержка развития предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах, через государственную поддержку спроса.
Информация о работе Государственная социальная политика в г.Москва