Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:39, автореферат

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Файлы: 1 файл

конституц право.docx

— 437.51 Кб (Скачать файл)

26.Идеологическое и политическое многообразие в Р.Ф: понятие и конституционно-правовое регулирование.

Принцип идеологического  и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших  сторон закрепленного в Конституции  РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа: 
1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания; 
2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова; 
3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими; 
4) свобода общественных объединеныий. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом; 
5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на: 
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 
- подрыв безопасности государства; 
- создание вооруженных формирований; 
- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

27.Понятия и виды, принципы создания и деятельности общественных объединений.

Общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей. 
К числу общественных объединений относятся разного рода творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам и пр. Юридическая личность названных организаций, которая дает им возможность участвовать в гражданском обороте, составляет лишь одну, причем не главную, сторону их правового статуса. Не случайно действующее законодательство допускает существование общественных объединений, например общественного движения или органа общественной самодеятельности, без государственной регистрации и без прав юридического лица (ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. "Об общественных объединениях" <1>; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <2>). 
<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1995. N 47; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029 (далее - Закон об общественных объединениях). 
<2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029; N 30. Ст. 3033; 2002. N 7. Ст. 745 (далее - Закон о профессиональных союзах). 
Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут выступать учредителями (участниками) коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. Например, профсоюзы вправе учреждать фонды (страховые, культурно-просветительские и пр.), а также коммерческие банки, если их деятельность будет соответствовать уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах). По смыслу закона деятельность таких коммерческих организаций должна не только служить укреплению материальной базы их деятельности, но и соответствовать уставным задачам конкретной организации. 
Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Общественные объединения должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел. 
Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные организации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях). 
Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и др. сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений. 
Источниками образования имущества общественного объединения являются вступительные и членские взносы его участников, добровольные пожертвования, доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности, например издательской, проведения выставок, лотерей, других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и пр. 
Как правило, собственником имущества является само общественное объединение как юридическое лицо. Однако крупным общественным объединениям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридического лица, закон предоставляет возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Собственником может быть признано каждое правосубъектное звено объединения в отношении имеющегося у него имущества, как это имеет место в профсоюзах, либо объединение в целом, которое может наделять свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество. 
Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии - на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Он не может распределяться между участниками организации, которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве общественные объединения, за исключением политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

 

Все общественные объединения  имеют характерные для них  черты:

а) образуются физическими  и юридическими лицами на добровольной основе;

б) в силу своей природы  не обладают государственно-властными  полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

в) действуют от своего имени;

г) не являются коммерческими  организациями, преследующими в  качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Общественные объединения  могут быть разделены на виды по различным критериям.

В зависимости от организационно-правовых форм различаются:

общественная  организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами такой организации могут быть, как правило, физические и юридические лица;

общественное  движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели;

общественный  фонд — один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели;

общественное  учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям такого объединения;

орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Его решение направлено на удовлетворение неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программы органа общественной самодеятельности по месту жительства;

союзы (ассоциации) могут создаваться вышеназванными общественными объединениями на основе учредительных договоров (или уставов), образуя новые общественные объединения.

В зависимости от формального  способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган — правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.

Незарегистрированное общественное объединение не. приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного права.

В зависимости от территориальной  сферы деятельности общественные объединения бывают общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Общероссийские  — действующие на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеющие там свои структуры;

межрегиональные — действующие на территории менее половины субъектов Российской Федерации, имея там свои структуры;

региональные  — действующие в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

местные — действующие в пределах территории органа местного самоуправления. 

28. Создание, ликвидация, права  и обязанности общественных объединений.

Создание общественных объединений.                                                              

Общественные объединения создаются  по инициативе их учредителей - не менее  трех физических лиц. Количество учредителей  для создания отдельных видов  общественных объединений может  устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.  
(в ред. Федерального закона от 12.03.2002 N 26-ФЗ)  
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.  
    Решения о создании общественного  объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.  
    Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Ликвидация общественного  объединения -осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.  
    (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)  
    Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", обращается в собственность Российской Федерации.  
    (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)  
    Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.  
    (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ)  
    Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.  
    (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)  
    Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.  
    (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)  
    На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.  
    (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)  
    Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений в связи с ликвидацией определяется Президентом Российской Федерации.  
    (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)  
    Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.  
    (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)  
 Права общественного объединения. Для  осуществления уставных целей общественное объединение,  являющееся юридическим лицом, имеет право:  
    (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)  
    свободно распространять  информацию о своей деятельности;  
    участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;  
    проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;  
    учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;  
    представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;  
    осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;  
    выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;  
    участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  
    (в ред. Федерального закона от 12.03.2002 N 26-ФЗ)  
    Абзац утратил силу.  
    (в ред. Федерального закона от 12.03.2002 N 26-ФЗ)  
    Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:  
    свободно распространять информацию о своей деятельности;  
    проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;  
    представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;  
    осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;  
    выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.  
    (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)  
    Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.  
    (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)  
    Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.  
    (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)  
 

Обязанности общественного  объединения-Общественное объединение обязано:  
    соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;  
    ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;  
    ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;  
 
29.Понятие, цели и задачи, принципы деятельности, требования к политической партии.

Понятие политической партии.     

1. Политическая партия - это общественное  объединение, созданное в целях  участия граждан Российской Федерации  в политической жизни общества  посредством формирования и выражения  их политической воли, участия  в общественных и политических  акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления  интересов граждан в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления.    

2. Политическая партия должна  отвечать следующим требованиям:     

 политическая партия должна  иметь региональные отделения  более чем в половине субъектов  Российской Федерации, при этом  в субъекте Российской Федерации  может быть создано только  одно региональное отделение  данной политической партии;    

 в политической партии должно  состоять не менее десяти тысяч  членов политической партии, при  этом более чем в половине  субъектов Российской Федерации  политическая партия должна иметь  региональные отделения численностью  не менее ста членов политической  партии в соответствии с пунктом  6 статьи 23 настоящего Федерального  закона. В остальных региональных  отделениях численность каждого  из них не может составлять  менее пятидесяти членов политической  партии в соответствии с пунктом  6 статьи 23 настоящего Федерального  закона;    

 руководящие и иные органы  политической партии, ее региональные  отделения и иные структурные  подразделения должны находиться  на территории Российской Федерации.    

3. Под региональным отделением  политической партии в настоящем  Федеральном законе понимается  структурное подразделение политической  партии, созданное по решению  ее уполномоченного руководящего  органа и осуществляющее свою  деятельность на территории субъекта  Российской Федерации. В субъекте  Российской Федерации, в состав  которого входит (входят) автономный  округ (автономные округа), может  быть создано единое региональное  отделение политической партии. Иные структурные подразделения  политической партии (местные и  первичные отделения) создаются  в случаях и порядке, предусмотренных  ее уставом.    

Информация о работе Конституционное право