Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:39, автореферат

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Файлы: 1 файл

конституц право.docx

— 437.51 Кб (Скачать файл)

Изучая этот второй блок формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия "устройство государства" в теории государства и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Об этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связи  с национально-государственной и  административно-территориальной организацией государства.

Необходимость определённым образом  построить территориальную организацию  государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено  на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого  государства. Для выполнения своего социального назначения - организации  экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и  т. п. - государство ведёт разнообразную  деятельность. Например, финансовую (взимает  и распределяет налоги, сборы, пошлины  и т. п.), экономическую (регулирует в  той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию  военной службы) и т. д. Но вести  всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определённого порога численности  граждан и размеров территории возникает  необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и  т. д., а также создать на этих территориальных  образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Кроме того, население того или  иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный  аспект населения.

Наконец, субъективные и даже случайные  факторы - заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое - тоже влияют на территориальную организацию  государства.

Разумеется, государство - это не сумма  его территориальных образований, но без этой структуры государство  функционировать не может. Теория государства  и права выделяет несколько видов  территориального устройства государства.

Федерация и федерализм: понятие  и сущность

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).

Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном  мире, причем не только в науке, но и  в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных  институтов гражданского общества и  общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских  и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare – объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.

Рассматриваемые термины имеют  и собственно правовое значение. При  этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и  содержание. Федерация – это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации; федерализм же – это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма – не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.

Четкую, непреодолимую границу  между федерализмом и унитаризмом  провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных  частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ  Испании, Палестинской автономии в  Израиле, Республики Каракалпакстан в  Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных  федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком  федерализма является не степень  автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его  территориальным единицам.

Федеративные государства в  обязательном порядке характеризуются  наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти. В осуществлении государственной власти, равно как и в федеративных отношениях вообще, обязательно имеют место элемент соглашения (не в буквальном юридическом смысле «договор»), сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и так же, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подобных решений центральной власти в одностороннем порядке, обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации.

 

 

Федеративному устройству России посвящена гл. 3 Конституции РФ, однако основополагающие принципы федеративного  устройства закреплены в ст. 4 и 5 гл. 1 «Основы конституционного строя», что предопределяет их значимость и  неизменность при существовании  действующей Конституции РФ. Большинство  из закрепленных принципов лежат  в основе конституционно-правового  статуса Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России (схема 8).

 

 

20 . Светское государство. Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные  объединения, принадлежащие к любым  вероисповеданиям, не вправе оказывать  влияние на государственный строй, деятельность государственных органов  и их должностных лиц, на систему  государственного образования и  другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие  в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу  которых относятся следующие:

  1. нравственное воспитание людей;
  2. психологическая поддержка верующих;
  3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  4. борьба за мир;
  5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
  6. экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и  государства на протяжении всего  периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала  решающее воздействие на государственную  политику через государственные  институты, а школьное' образование  в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние  века, в России — до правления  Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и  государства существуют и в настоящее  время.

Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и  государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением  и усилением государства как  социального института и расширением  знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего  влияния на ход общественного  развития.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются  в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в  дела церкви: оно занимает нейтральную  позицию в вопросах свободы вероисповедания  и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения  в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают  собственные нормы, которые в  совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Деятельность религиозных  объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия  регистрации, влечет ответственность  в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда.

Светский характер государства  отнюдь не препятствует ему в интересах  обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

 

21. Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

1. производственные отношения,  основанные на многообразии форм  собственности, свободе предпринимательства.  Необходима экономическая независимость  и самостоятельность индивида. Только  экономически самостоятельный гражданин  может быть равноправным партнёром  государства в политико-правовой  сфере;

2. режим демократии, конституционализма  и парламентаризма, суверенитет  народа, предотвращение попыток  узурпации власти;

3. высокий уровень политического  и правового сознания людей,  политической культуры личности  и общества, понимание необходимости  сознательного участия в управлении  государственными и общественными  делами;

4. юридической предпосылкой является  создание внутренне единой и  непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить  действительное уважение закона;

5. важнейшей предпосылкой правового  государства является гражданское  общество, т.е. система отношений  между людьми, обеспечивающая удовлетворение  их неотъемлемых прав и интересов  на основе самоуправления и  свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Принципы и признаки правового государства

В отличие от обычного государства  правовое связано правом, исходит  из верховенства закона, действует  строго в определённых границах, установленных  обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Признаки правового государства  является:

1. Суверенитет народа и конституционно-правовая  регламентация государственного  суверенитета.

2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их).

3. Деятельность органов правового  государства базируется на принципе  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную( создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).

4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).

5. Реальность прав и свобод  гражданина, их правовая и социальная  защищённость (государство должно  не только провозгласить приверженность  этому принципу, но и закрепить  фундаментальные права человека  в своих законах, гарантировать  их и реально защищать на  практике).

Информация о работе Конституционное право