Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:39, автореферат

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Файлы: 1 файл

конституц право.docx

— 437.51 Кб (Скачать файл)

Понятие демократического государства

Демократическим государством называется такое государство, устройство и  деятельность которого соответствуют  воле народа, общепризнанным правам и  свободам человека и гражданина. Демократическое  государство - важнейший элемент  демократии гражданского общества, основанного  на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов  этого государства является суверенитет  народа.

Недостаточно только провозгласить  государство демократическим (это  делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми  институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано  с понятиями конституционного и  правового государства, в известном  смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое  государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.

Государство может соответствовать  характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных  пределов вмешательства в экономическую  и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и  культуры. В функции демократического государства входит обеспечение  общих интересов народа, но при  безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом  тоталитарного государства, эти  два понятия взаимно исключают  друг друга.

демократический государство политический бюрократический

Признаки демократического государства

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная  демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все, же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью  Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных  и представительных учреждений субъектов  Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными  полномочиями, которые исключают  возможность вмешательства со стороны  кого бы то ни было. И в то же время  эта система носит целостный  характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации.

Обеспечение прав и  свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его  организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь  чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в  определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое  государство не может допустить  «разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

 

18.  Понятие социального  государства, его структура и  функции

Трудовые отношения в нашей  стране регулируются специальным законодательством  и оформляются путём заключения трудового договора (контракта), где  одной стороной является работник, а другой - работодатель.

Право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на оплату труда не ниже установленного минимального размера, порядок разрешения трудовых споров, право на отдых - все  эти положения отражены в основном нормативном документе о труде - Трудовом Кодексе РФ.

Статья 38 определяет конституционную  защиту материнства и детства  в нашей стране, которая должна осуществляться путем принятия самых  разнообразных законов, проведения различных мероприятий по охране здоровья женщин, по социальному обеспечению, предоставлению отпусков по уходу за ребёнком. Женщинам должны быть предоставлены  повышенные гарантии при приёме на работу, при сокращении штатов, возможность  на получение дополнительных отпусков.

По российской Конституции каждый ребёнок имеет право на воспитание и заботу. Это право возлагает  на родителей равные обязанности  в отношении детей. В случае игнорирования  своих обязанностей по воспитанию детей  родители могут быть по суду ограничены в правах или полностью их лишены. Но Закон обязывает и детей  заботиться о своих родителях, проявлять  к ним внимание, оказывать помощь.

Социальное обеспечение - забота каждого  цивилизованного государства о  своих гражданах, которые по не зависящим  от них причинам не могут иметь  достаточных средств к существованию. В части I статьи 39 Конституция перечисляет условия, при появлении которых человек имеет право на социальное обеспечение:

- наступление возраста (общий пенсионный возраст для женщин 55 лет, для мужчин - 60 лет);

- изменение состояния здоровья (болезнь, инвалидность и др.);

- потеря кормильца.

Этот перечень не является исчерпывающим, к нему могут быть добавлены и  другие основания (например, нахождение в отпуске по уходу за ребёнком и т.п.).

Государственные пенсии и социальные пособия, которые должны предоставляться  взамен утраченного заработка, устанавливаются  законом. Они являются государственной  гарантией на осуществление социального  обеспечения.

Одно из самых необходимых жизненных  благ - жилище. Право на него закрепляется в статье 40 Конституции РФ. Наличие надлежащего жилья является показателем нормального жизненного уровня в любом государстве. Конституция советских времен закрепляла монополию государственного жилищного фонда; что касается строительства индивидуального жилья, то оно не поощрялось. Положения же новой Конституции направлены на восстановление существовавшей до 1917 г. частной собственности жилья граждан, их объединений, что, в свою очередь, привело к появлению рынка жилья. Многие россияне самостоятельно вправе покупать или строить жилье, как в городе, так и на селе, не надеясь на государство. Основной Закон устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Нарушение этого права может быть обжаловано в суде. Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения строго определены законом.

В число важнейших социальных прав входит право на охрану здоровья и  медицинскую помощь. Конституционная  гарантия этого состоит в том, что медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (статья 41) по программе обязательного медицинского страхования. Медицинская помощь включает как различные меры профилактического характера, так и лечебную, зубопротезную, а также социальную поддержку больным, инвалидам. Установлено, что в Российской Федерации охрана здоровья граждан финансируется из средств бюджета, а также из средств, которые направляются на обязательное и добровольное медицинское страхование и обеспечиваются государственными, муниципальными и частными органами здравоохранения.

Статья 42 устанавливает, что каждый из нас имеет право на получение  достоверной и своевременной  информации о том, какие факторы  влияют на наше здоровье. Право человека на охрану здоровья тесно связано  с охраной окружающей природной  среды.

Граждане и организации могут  предъявлять исковые требования в суд, если предприятия осуществляют деятельность, наносящую вред экологии. Должностные лица, несвоевременно представляющие или искажающие информацию о состоянии  среды и радиационной обстановки, привлекаются к административной ответственности. Предприятиям предписано, полностью  возмещать вред, причинённый здоровью в результате вредных выбросов в  окружающую среду.

Статья 43 Конституции гарантирует  общедоступность и бесплатность образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии. Согласно Закону РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства. Оно обеспечивает получение знаний, определённых федеральными стандартами, что удостоверяется соответствующим  документом (аттестатом, дипломом). Основное общее образование в нашей  стране и государственная аттестация являются обязательными. Контроль по обеспечению  получения детьми этой ступени образования  возлагается на родителей или  лиц, их заменяющих. Нужно отметить, что Конституция предусматривает бесплатность только дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования, получаемых в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях. Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 45 и 46).

В Конституции определен перечень нормативных положений, непосредственно  находящихся в ведении Российской Федерации. Среди 18 положений обозначены такие, которые непосредственно  имеют социальную направленность. Так, в ведении Федерации, к примеру, находятся:

- установление основ ценовой политики;

- федеральные налоги, сборы, фонды регионального развития;

- гражданское и гражданско-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- государственные награды и почётные звания РФ и др.

Конституция определяет нормативные  положения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В них особо выделены социальные проблемы:

- защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, общественной безопасности;

- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, принятие законодательства об охране окружающей среды;

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальное обеспечение;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.

В главе четвертой Конституции, озаглавленной «Президент Российской Федерации», 14 статей (80-93), где указаны  прерогативы Президента. Полностью  социальной является статья 89, в которой  устанавливается, что Президент  Российской Федерации:

1) решает вопросы гражданства  Российской Федерации и предоставления  политического убежища;

2) награждает государственными  наградами РФ, присваивает почетные  звания, высшие воинские и высшие  специальные звания;

3) осуществляет помилование.

Ближе всех к человеку, к его  жизненным проблемам находится  местное самоуправление, функции  которого

Из 24 министерств каждое четвертое  нацелено на решения социальных вопросов: Министерство труда и социального  развития; Министерство здравоохранения; Министерство образования; Министерство по делам Федерации, национальной и  миграционной политики; Министерство имущественных отношений и Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства.

Некоторые из них образованы впервые  в структуре ныне действующего правительства. Два Госкомитета из шести также  созданы для решения социальных проблем - Государственный комитет  Российской Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу, а также Государственный комитет  Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Для решения  вопросов социального значения в  Совете Федерации, Государственной  Думе, в законодательных органах  регионов, в структурах местного самоуправления создаются профильные комитеты или  комиссии. Так, в Совете Федерации  хорошо зарекомендовал себя Комитет  по социальной политике. Продуктивно  работает также Комитет по труду  и социальной политике Государственной  Думы РФ. Такие или им подобные комитеты (комиссии) имеются также в законодательных  органах субъектов Федерации. Их значение в решении социальных вопросов бесспорно, велико, особенно если в  их составе инициативные и целеустремленные депутаты.

 

19.  Понятия государственно-территориального  устройства

Рассматривая вопрос о форме  государства, необходимо иметь в  виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления. Но не только. Это ещё и вопрос о национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве государства, о связи  центральных и местных органов  власти и управления, распределении  между ними полномочий.

Информация о работе Конституционное право