Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:39, автореферат

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Файлы: 1 файл

конституц право.docx

— 437.51 Кб (Скачать файл)

Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности  конституционных норм юридические  конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные  элементы их содержания. Так, различают  конституции по закрепляемой ими  форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции  и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции  президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).

 

7. Конституцию отличают и особые юридические свойства.

Она выражается:

в верховенстве конституции;

в её высшей юридической силе;

в её роли как ядра правовой системы;

в особой охране конституции;

в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в неё поправок.

1. В ней впервые получил конституционное  закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не было. В этом отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство конституции означает, что её принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.

2. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России (ст. 15). Высшая юридическая сила означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Это её место в иерархии правовых актов в России.

3. Конституция - ядро правовой системы России. Её принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией.

4. К юридическим свойствам Конституции  относится её особая охрана. Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент РФ является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и её субъектов.

5. Конституцию отличает и особый, усложнённый порядок её пересмотра и внесения поправок.

Конституция - особый единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной  власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Существуют октроированные конституции, т.е. дарованные народу королём, монархом, а не провозглашённые народом или от имени народа. Бывают гибкие и жёсткие конституции в зависимости от установленного в них порядка принятия их изменения.

Конституции, как правило, представляют собой единый писанный акт. Однако роль конституции государства может выполнять (Англия) система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим бываю писаные и неписаные конституции.

8.Функции и основные черты Конституции Р.Ф.Структура Конституции Р.Ф.

Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных  норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается  в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический  акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует  собственно служебную роль конституции  в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие  юридические функции:

а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права [1, ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125];

б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина [1, ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133];

в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений (См. Прил.1).

Учредительная функция выражается в признании и юридическом  оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы [1, ст. 1-16].

Учредительная функция указывает  на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в  жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего  развития. Учредительная роль конституции  проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему  общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает  прогрессивные тенденции политико-правового  развития, создавая условия для появления  новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут  получить общественного признания  без их высшей законодательной поддержки.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что  конституция есть политический документ (своего рода договор общественного  согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс  и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая  ею система власти функционирует  в режиме демократического политического  режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении  и развитии основ государственной  политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в  функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что  конституция является философией государственной  власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает и защищает важнейшие  ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) «обесточивает» ее юридическую силу [3, c. 88].

Кроме указанных функций конституция  также осуществляет интеграционную функцию. Современные конституции  призваны противодействовать крайним  формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость  государства, препятствовать его территориальному распаду.

Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней  нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным  народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода  экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание  прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии  народов, самостоятельный статус местною  самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции  РФ 1993 г. относится и наличие в  ней основополагающих положений. Она  содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и  служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление  самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного  закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в  том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы  являются высшей ценностью". В Конституции  закрепляются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права.

Структура Конституции - это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их  расположения.

Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами  и главами, и заключительные и  переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения.

Действующая Конституция РФ по своей  структуре приближена к европейским  конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в  «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

Структура Конституции, логическая взаимосвязь  ее основных частей обусловлены пределами  конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

В Преамбуле российской Конституции  определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение  прав и свобод человека, утверждение  гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение  суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических  основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение.

Несмотря на своеобразие юридических  конструкций (в юридическом понимании  положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и  принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение.

Положения Преамбулы:

- служат ориентиром для законодательной  и исполнительной властей, отправления  правосудия;

- закрепляют общие обязательства  государства перед гражданами;

- имеют отправное значение для  судебного толкования Конституции,  в частности толкования Конституционным  Судом РФ ряда принципов федерального  устройства;

Преамбула важна для отыскания  права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а  также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др. [14, c. 89].

Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит  из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования  важнейших сторон жизни российского  общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических  отношений, основы политической системы  общества, взаимоотношений государства  и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную  базу для остальных положений  Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической  силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции.

Закрепление в Конституции положения  о том, что человек, его права  и свободы являются наивысшей  ценностью общества, определило конкретизацию  основных прав и свобод человека и  гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.

Информация о работе Конституционное право