Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:39, автореферат

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Файлы: 1 файл

конституц право.docx

— 437.51 Кб (Скачать файл)

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и  гражданина в России; принципы гражданства  в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности  человека и гражданина.

Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение  взаимоотношения Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.

Глава 3 «Федеративное устройство»  содержит 15 статей, развивающих важнейшие  положения, закрепленные в главе 1 «Основы  конституционного строя», в частности  в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы  данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный  статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 закрепляют организацию государственной  власти и местного самоуправления в  РФ.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность  Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и  включает в себя 11 статей, которые  закрепляют:

- статус Федерального Собрания - парламента как представительного  и законодательного органа Российской  Федерации;

- порядок формирования Федерального  Собрания и его структуру;

- компетенцию Совета Федерации  - верхней палаты парламента и  Государственной Думы - нижней палаты  парламента;

- нормы о законодательном процессе  в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В  частности, в главе 6 закреплены: порядок  формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок  отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие  судебной власти в РФ. В главе  определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция  Конституционного, Верховного, Высшего  Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление»  конкретизирует положение ст. 12 Конституции  РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в  Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и  пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения  и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения  Конституции предусматривают порядок  изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие  на некоторые временные изъятия  из действий отдельных положений  первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции  РФ представляют ее второй раздел, который  состоит из 9 пунктов (частей) [14, c. 92-93].

9-13.  Конституционное  развитие России.

Феномен конституционализма занимает приоритетное место в ряду критериев  «измерения» общественного прогресса. Становление конституционализма –  крупнейшее событие всемирной истории  цивилизации, связанное с эпохой крушения феодального миропорядка  и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими. С ыконца XVIII в. идеи конституционализма приобретают нарастающее влияние на мировой конституционный процесс.

Конституционализм – категория  всеобъемлющая, однако в ней можно  выделять и страноведческие аспекты, несущие в себе специфику конституционно-правового  развития конкретной страны (группы стран). Именно в этом аспекте можно говорить о российском (французском, немецком, американском и пр.) конституционализме.

Конституционализм в России хотя и зародился позднее, чем в других государствах (Россия значительно дольше других стран оставалась в рамках абсолютно самодержавного режима), прошел достаточно длительный путь развития, характеризующийся противоречивостью, этапами становления, падения, возрождения основополагающих идей и принципов.

Конституционное развитие государства  не следует связывать лишь с принятием  и сменой формальных конституций, необходимо анализировать и учитывать становление (утверждение) конституционных идей и принципов, принятие актов конституционного характера высшими органами государственной  власти и т. п. Исходя из этого, в истории  российского конституционализма можно  выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный).

Эти периоды, будучи достаточно продолжительными и неоднородными, делятся соответственно на ряд этапов (схема 2).

Схема 2. Этапы конституционного развития России.

Идеи конституционализма в России до октября 1917 г.

Самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность  государственной власти правом. Те общественные отношения, которые сегодня  называют конституционно-правовыми  – в сфере организации и  функционирования государственной  власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных  и т. д. – со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских  соборов, императорскими указами и  др.

Первые конституционные идеи в  России появились в XVIII в. Это прежде всего идеи дворянского (феодально-крепостнического) конституционализма: «кондиции» для будущей императрицы Анны Иоанновны, идеи Н.И. Панина (совместно с Д.И. Фонвизиным им был даже разработан проект конституции), А.Р Воронцова и др. Все проекты, идеи этого периода не следует расценивать как призыв к установлению в России конституционной монархии – классовая сущность государства оставалась феодальной с сохранением центрального места в политической системе за монархом. Однако отдельные прогрессивные моменты эти идеи содержали: попытки урегулировать политические отношения в среде господствующего класса, институционализации общественного мнения, повышения его роли в жизни страны и др.

Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли – просветительство. Его представители (СЕ. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. В целом их конституционные идеи и проекты не имели сословно-дворянской окраски, русские просветители выступали за ограничение власти монарха и центральное место в механизме государственной власти отводили народному представительству.

В XIX в. развитие конституционной мысли  в России шло по двум направлениям:

1) монархическое (правительственное) – М.М. Сперанский, Н.Н. Новосельцев, П.А. Вяземский, П.И. Шувалов, П.А. Валуев и др.;

2) дворянско-либеральное и буржуазно-либеральное (этап революционно-дворянского конституционализма) – А.В. Бердяев, П.В. Долгоруков, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др.

Преобладающей на этом этапе была идея конституционной монархии, однако отдельные представители либерального направления уже выдвигали идею республиканского правления (П.И. Пестель в «Русской правде»); в одном из вариантов конституционного проекта Н.М. Муравьева в качестве формы территориального устройства для России предлагалась федерация.

В рассматриваемый период появились  и писаные конституционные акты, разрабатываемые как для составных частей Российской исперии, так и для других государств: в 1804 г. Александр I одобрил проект Конституции для Ионических островов, в 1809 г. рядом императорских манифестов фактически была создана некодифицированная конституция Финляндии, в 1815 г. Александр I подписал Конституцию Царства Польского (первый действующий конституционный акт на территории Российской империи), в 1879 г. разработана Тырновская Конституция Болгарии (действовавшая вплоть до 1947 г.). Верховная власть приходит к убеждению в необходимости конституционного строя в России. В 1818 г. разрабатывается первая российская конституция – «Государственная уставная грамота Российской империи» («Хартия государственного устройства»). В 1881 г. Россия могла бы получить первую конституцию («лорис-меликовскую»), но убийство Александра II (царя-реформатора, готового даровать конституцию), размах террора, нарастание революционного движения и обстановка ответных репрессий не позволили этому осуществиться.

Таким образом, формирование идей конституционализма в современном понимании в  России началось в первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже  было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов.

Отправной точкой практической конституционализации и парламентаризации страны стали Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г. («Учреждение Государственной думы», «Учреждение Государственного совета», «Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» и др.). В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Подлинным парламентом эти органы не стали, однако четыре созыва Государственной думы при общем сроке легислатуры 20 лет – безусловно, значимый этап в становлении российского парламентаризма. В среде научной общественности того времени сложилось мнение, что эти акты установили в России конституционный строй, который значительно ограничивал основы самодержавия.

В феврале 1917 г., после того как Николай II и его брат Михаил отреклись от престола, монархия в России прекратила существование. Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провозгласило Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание. Это был достаточно представительный, легитимный орган, выборы в него состоялись, оно было созвано и приступило к работе, однако в октябре 1917 г., после того как Учредительное собрание отказалось одобрить первые декреты советской власти, оно было распущено большевиками. Краткому этапу российского парламентаризма был положен конец.

Таким образом, говорить о последовательном восприятии Россией в начале XX в. идей и принципов конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.

Конституционное (государственное) право  России в советский(социалистический) период.

Рассматриваемый период отличается тем, что в России появилась конституция  в собственном, формально-юридическом  смысле слова. Однако в содержательном плане советские конституции  не согласовывались с общепризнанными  постулатами традиционного («западного») конституционализма (равноправие граждан, народное представительство и парламентаризм, политический плюрализм и многопартийность, разделение власти, приоритет прав человека и др.); в основе советского государственного права лежали представления  о классовых интересах, подчиненности  личных интересов общественным (государственным), институциональном единстве государственной  власти, идеологическом монизме и  господстве одной политической силы и т. п.

Начало формированию тоталитарного  государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд  Советов принял первую Конституцию РСФСР, провозглашающую Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (в противовес парламентской республике), закрепляющую единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности (вместо разделения власти), диктатуру пролетариата и беспощадное подавление эксплуататоров (политические и некоторые социально-экономические права предоставлялись только трудящимся), федеративное устройство государства на основе национально-территориального принципа, введение всеобщей трудовой повинности, провозглашающую в качестве основной цели победу социализма во всех странах.

В 1922 г. Россия фактически утратила государственный  суверенитет, став частью Союза Советских  Социалистических Республик (хотя де-юре  у нее сохранялось право выхода из Союза). С этого времени конституционное  развитие России представляло собой  развитие ее как республики в составе  СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных  конституций. Принятая в 1925 г. вторая Конституция РСФСР (вслед за Конституцией СССР 1924 г.) юридически закрепила новый статус России. В содержательном плане эта Конституция мало отличалась от предыдущей, хотя она отразила некоторое смягчение политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны.

Третья Конституция РСФСР (принята в 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г.) провозгласила полную победу социализма, впервые юридически (на уровне основного закона государства) закрепила руководящую роль коммунистической партии, несколько смягчила формулировки относительно обеспечения равноправия граждан.

В 1978 г., после принятия Конституции  СССР 1977 г., принимается четвертая Конституция РСФСР (последняя российская Конституция советского периода). Конституция закрепляет построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть, расширяет формулировки о правах и свободах человека и гражданина.

Все советские конституции не соответствовали  традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные  конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее  – авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной  номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый  переход к новой конституционной  модели российской государственности.

Информация о работе Конституционное право