Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:39, автореферат

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Файлы: 1 файл

конституц право.docx

— 437.51 Кб (Скачать файл)

6. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках  конституции, наличии различных  идеологических концепций, течений,  взглядов.

7. Стабильность законности и  правопорядка в обществе.

8. Преодоление правового нигилизма  в массовом сознании.

9. Выработка высокой политико-правовой  грамотности.

10. Появление действенной способности  противостоять произволу.

10.Разграничение партийных и  государственных функций.

11.Установление парламентской системы  управления государством.

12.Торжество политико-правового  плюрализма.

13.Выработка нового правового  мышления и правовых традиций, в

том числе:

а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.

б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.

в. Преодоление декоративности и  декларированности юридических норм.

г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого  опыта.

 

22. Республиканская форма правления России. Понятие и виды форм правления. Форма правления в России.

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления

  1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
  2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
  3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
    • они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
    • возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик

Республики различаются  главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

  • Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
  • Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).
  • Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны[5] (Украина, Португалия, Франция).
  • Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
  • За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.
  • Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.
  • Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.
  • Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.
  • При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
  • В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.
  • Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.
  • Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

23.Разделение властей в Р.Ф.Горизонтальное и вертикальное разделение властей. Особенности разделения властей в Р.Ф.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации  власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система  сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую  структуру.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

 

24.Институты представительной и непосредственной демократии. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Опрос. Публичные слушания. Обращения граждан. Народная правотворческая инициатива. Собрания сходы и конференции граждан.

Непосредственная (прямая) демократия -понимается прямое волеизъявление граждан по вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Формы: референдум, выборы, собрания, митинги , шествия, пикетирования и другие.

Представительная демократия означает осуществление власти народом  через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно  народом, состоят из его полномочных  представителей - депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении  государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную  власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию  и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций  на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу. Парламент РФ ( Федеральное Собрание РФ) состоит из Государственной Думы и Совета Федерации.

Отзыв депутатов и выборных должностных лиц.

Отзыв депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения  в порядке, установленном федеральным  законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума.

Основания для отзыва депутатов  и выборных должностных лиц и  процедура отзыва устанавливаются  уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва могут  служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Процедура отзыва должна обеспечивать ему возможность дать избирателям  объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых  в качестве оснований для отзыва. Депутаты и выборные должностные  лица считается отозванными, если за отзыв проголосовало не менее  половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном  округе).

Итоги голосования по отзыву подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Самостоятельность муниципальных  образований в правовом регулировании  института отзыва предполагает возможность  либо установления непосредственно  в уставе процедуры отзыва, включая  дополнительные гарантии прав его участников, либо отсылки к регулирующему  данную процедуру закону субъекта Российской Федерации, подлежащему применению при проведении отзыва в муниципальном  образовании. Причем такие законы должны исключать вмешательство государственных  органов, а также избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации  в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных  принципов местного самоуправления. [7]

Правотворческая инициатива граждан.

С правотворческой инициативой  может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным  правом, в порядке, установленном  нормативным правовым актом представительного  органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового  акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок  реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и  рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с  настоящим Федеральным законом " Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ"

Проект муниципального правового  акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или  должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится  принятие соответствующего акта, в  течение трех месяцев со дня его  внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность  изложения своей позиции при  рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта  муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой  инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан. [5; ст. 26]

Информация о работе Конституционное право