Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:39, автореферат

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Файлы: 1 файл

конституц право.docx

— 437.51 Кб (Скачать файл)

Иные институты непосредственной демократии.

Законодательство РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и включает в Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и иные законодательные акты РФ, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. [4; ст. 2]

Проведение выше названных публичных  мероприятий имеет уведомительный порядок.

Проведение публичного мероприятия  основывается на следующих принципах:

1) законность - соблюдение положений  Конституции Российской Федерации,  Федерального закона "" О собраниях,  митингах, демонстрациях, шествиях  и пикетированиях", и иных законодательных  актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном  мероприятии. 

Организаторы публичного мероприятия

Организатором публичного мероприятия  могут быть один или несколько  граждан Российской Федерации (организатором  демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший  возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие  на себя обязательство по организации  и проведению публичного мероприятия.

Участники публичного мероприятия

Граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Уведомление- подается в письменной форме в орган исполнительной власти как государственный , так и местного самоуправления. Не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В уведомлении указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место проведения; маршрут движения; дата, время начала и окончание; предполагаемое количество участников; формы и методы обеспечения общественного порядка, организация медицинской; Ф. И. О. организатора или организации, место жительства или место нахождения организации, номер телефона; Ф. И. О. лиц уполномоченных организатором выполнять распорядительные функции;дата подачи уведомления

Место проведения

Может проводится в любых для целей данного мероприятия местах в случае, если не создается угрозы обрушения зданий, сооружений, безопасности участников. [4; ст. 8]

Места в которых запрещается  проведение публичных мероприятий: территория непосредственно прилегающая к опасным производственным объектам и иным объектам эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Сход граждан.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии  в нем более половины жителей  поселения, обладающих избирательным  правом.

Публичные слушания.

Для обсуждения проектов муниципальных  правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом  муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться  публичные слушания, по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или  главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного  органа муниципального образования, назначаются  представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы  муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального  образования, а также проект  муниципального правового акта  о внесении изменений и дополнений  в данный устав, кроме случаев,  когда изменения в устав вносятся  исключительно в целях приведения  закрепляемых в уставе вопросов  местного значения и полномочий  по их решению в соответствие  с Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами;

2) проект местного бюджета и  отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ  развития муниципального образования,  проекты правил землепользования  и застройки, проекты планировки  территорий и проекты межевания  территорий, а также вопросы предоставления  разрешений на условно разрешенный  вид использования земельных  участков и объектов капитального  строительства, вопросы отклонения  от предельных параметров разрешенного  строительства, реконструкции объектов  капитального строительства, вопросы  изменения одного вида разрешенного  использования земельных участков  и объектов капитального строительства  на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального  образования. 

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом  муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования  и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте  проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях  жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов  публичных слушаний. [5;ст. 28]

Опрос граждан.

Опрос граждан, обладающих избирательным  правом, проводится на всей территории муниципального образования или  на части его территории для выявления  мнения населения и его учета  при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также  органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Решение о назначении опроса граждан  принимается представительным органом  муниципального образования. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее  чем за 10 дней до его проведения

25.Референдум в Р.Ф понятие виды. Правовое регулирование референдума Р.Ф.

В зависимости от предмета, способа  проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное  голосование выносится проект конституции  или конституционные поправки) и  законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации  всем или большей частью избирательного корпуса.

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими  силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные  референдумы, юридической силы не имеют.

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год  полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также  в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании  решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение  двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании  приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На данный момент на референдумы  не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.[1]

Информация о работе Конституционное право