Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:39, автореферат

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Файлы: 1 файл

конституц право.docx

— 437.51 Кб (Скачать файл)

Становление современного конституционализма в России.

Становление подлинного конституционализма в России не следует связывать  исключительно с принятием новой  Конституции в 1993 г., этот процесс  начался во второй половине 1980-х  гг. – в рамках последней советской  Конституции РСФСР 1978 г.

После 1985 г., когда в СССР началась так называемая «перестройка» всех сфер общественной жизни, Конституция 1978 г. многократно изменялась, в результате чего приобрела принципиально иные черты. Многие из тех конституционных  положений оказались воспринятыми действующей Конституцией РФ. Именно на основе изменившейся Конституции  и принятых в ее развитие положений  законов начался переход от авторитарного к демократическому режиму.

Проявлялось это, в частности, в  следующем:

  • в России на конституционном уровне закреплялись отказ от социалистической модели развития, монополии коммунистической партии, признание политического плюрализма и многопартийности, разделения власти, частной собственности и свободы предпринимательства;
  • произошли изменения в системе государственной власти: принципиально изменилась избирательная система, были учреждены пост Президента РФ, двухуровневый представительный и законодательный орган (Съезд народных депутатов РФ и постоянно действующий Верховный Совет РФ) и Конституционный Суд РФ;
  • изменились внутрифедеративные отношения: все бывшие автономные республики и большинство автономных областей приобрели статус республик в составе РФ, повысился статус других субъектов федерации, в 1992 г. был заключен Федеративный договор, ставший составной частью Конституции;
  • были значительно расширены права местного самоуправления;
  • 22 ноября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, инкорпорированная затем в Конституцию;
  • после прекращения существования СССР в 1991 г. из Конституции РФ исключены нормы, ограничивающие государственный суверенитет России, и ее конституционное развитие с этого времени продолжается как развитие суверенного государства (Декларация о государственном суверенитете была принята Съездом народных депутатов РСФСР еще 12 июня 1989 г., но в ней предусматривалось развитие России в составе обновленного СССР);
  • изменилась государственная символика.

Поскольку противоречия в Конституции  РФ 1978 г., несмотря на внесение в нее  многочисленных поправок, сохранялись (прежде всего в нормах, регламентирующих систему государственной власти), вплотную встал вопрос о принятии новой Конституции России.

В 1990 г. I Съездом народных депутатов  РСФСР было принято решение о  разработке новой Конституции, создана  Конституционная комиссия для подготовки проекта Основного Закона. В это  время разрабатывалась масса  альтернативных проектов, для обобщения  всех предложений создано Конституционное  совещание.

На 12 декабря 1993 г. были назначены референдум по проекту новой Конституции  РФ и выборы депутатов Государственной  Думы и Совета Федерации (правовой основой  проведения указанных референдума  и выборов явились соответствующие  положения, утвержденные указами Президента РФ, так как в тот период в  стране не функционировал парламент и вся полнота политической власти была временно сконцентрирована в руках главы государства. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» было приостановлено действие ряда статей Конституции 1978 г., прекращена деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета РФ и нижестоящих советов народных депутатов).

12 декабря 1993 г. впервые в истории  России всенародным голосованием  принимается новая Конституция  (в конституционном референдуме  приняло участие более 54 % граждан  России, имеющих право на участие  в референдуме, из них более  58 % проголосовали за принятие  вынесенного на голосование проекта). Важно отметить, что на голосование  был вынесен согласованный проект Основного Закона – Конституционное совещание рассмотрело и обобщило тысячи предложений от различных органов государственной власти, политических сил, регионов, граждан, ученых, отечественных и зарубежных экспертов. Текст действующей Конституции РФ является одним из лучших в мире.

Именно с принятия новой Конституции  РФ начался новый этап в постсоветском  развитии российского конституционализма, на основе Конституции 1993 г. формируются  новые правовая система и конституционная  модель государства. Этап этот будет  весьма продолжительным, многие качественные нормы Конституции РФ пока не соблюдаются, требуется значительный период, чтобы  общество научилось жить по Конституции.

14. Порядок пересмотра, внесения  поправок и изменения конституции  РФ

Конституция РФ является постоянно  действующей, однако современная жизнь  подвижна, в результате чего может  возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные  нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту  Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура  изменения Конституции названа  усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный  выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может  быть изменена путем издания Федеральным  Собранием РФ федеральных законов  о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции  должны быть одобрены не менее 3/4 голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и не менее 2/3 голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения  в гл. 3–8 Конституции РФ, которые  посвящены организации государственной  власти (порядок формирования и компетенция  органов власти), поэтому не затрагивают  первооснов конституционного строя  России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

15.  Понятие конституционного  строя и его основ

Конституционный строй – понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Незыблемость указанных принципов  обеспечивает достаточно сложный порядок  их изменения – гл. 1 Конституции  РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению  с другими главами и может  быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые  конституционные положения может  быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и  новая Конституция во многом совпадает  с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе  и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным  положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем  не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в  качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России. Достаточно подробное освещение этой проблематики содержится в темах 7–9. Характеристики же остальных групп основ конституционного строя приводятся ниже.

16.  Основы конституционного  строя Российской Федерации

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них  сложился конституционный строй.

Конституционный строй характеризуется  особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений  человека, общества и государства.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и  гл. 1) находит выражение целостная  система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно  отнести основы организации государственной  власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация  – часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства  и человека, гражданина, правового  статуса человека и гражданина. К  ним относятся: признание и утверждение  прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.

Третья группа включает основы организации  жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической  деятельности; многообразие и равноправие  различных форм собственности; социальный характер государства.

Рассмотрим эти принципы с тем, чтобы получить представление об основах конституционного строя Российской Федерации.

Принцип народовластия.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции). Народный суверенитет означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах».* «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

 

16.   Российская Федерация  сейчас находится на пути становления  демократического государства. 

С момента перехода к демократическому режиму власти были приняты очень  многие законодательные акты, создающие  основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического. Это Декларация о государственном  суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве, Закон о  собственности и др. 12 декабря 1993 года путём всенародного голосования  была принята Конституция Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы  России.

К сожалению, нормы, закреплённые в  этих и других законодательных актах, на практике в полной мере не реализуются. Поэтому этот вопрос, сегодня актуален как никогда, что и послужило  причиной выбора мною этой темы. В этой работе рассмотрены пути становления  и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также  демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.

Информация о работе Конституционное право