Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:39, автореферат

Описание работы

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Файлы: 1 файл

конституц право.docx

— 437.51 Кб (Скачать файл)

Основанием конституционно-правовой ответственности служит прежде всего совершение субъектом конституционно-правовой ответственности конституционно-правового деликта, т.е. деяния (действие или бездействие), которое признается законом противоправным и влечет за собой применение мер конституционно-правовой ответственности.

Субъекты конституционно-правовой ответственности.

В конституционном праве деликтоспособностью обладают два вида субъектов: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: граждане Российской Федерации; депутаты всех представительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления; должностные лица.

Коллективными субъектами, имеющими конституционно-правовую деликтоспособность, являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; объединения граждан и другие социальные образования (комитеты и комиссии представительных органов, избирательные комиссии и т.п.).

Самостоятельным субъектом конституционно-правовой ответственности является государство. Такой вывод следует, в частности, из анализа ст. 53 Конституции РФ, в которой указывается, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Правда, вопрос о возмещении государством вреда не является вопросом конституционно-правовой ответственности. Однако он однозначно свидетельствует о наличии у государства деликтоспособности. Кроме того, незаконные действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц вполне можно отнести к вопросу конституционно-правовой ответственности.

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. Юридическая ответственность - это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Итак, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция - мерой этой ответственности.

5.Наука конституционного права России, предмет, задачи, источники и система. Этапы формирования и развития науки конституционного права России.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических  наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Правовые явления изучаются  различными юридическими науками. Для  каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического  анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают  следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится  к отраслевым наукам, основной отличительный  признак которых состоит в  том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти  науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических  наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права  имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает  не только конституционно-правовые нормы  и институты, но и процессы, связанные  с их реализацией. Вот почему в  предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взамодействия.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

Все конституционно-правовые институты  изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций  науки конституционного права.

К ним относятся такие крупные  теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в  целом.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации  гражданского общества, а также теоретические  выводы, связанные с познанием  системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

Изучение указанных выше проблем  составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения – ее содержание.

Наука конституционного права, как  и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе  имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны  на основе познания сущности и закономерностей  развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы  нетолько связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную  совокупность относительно самостоятельных  комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность  самого предмета научного познания. Поскольку  таким предметом является одноименная  отрасль права, естественно, что  каждому из элементов системы  отрасли соответствует самостоятельный  раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в  отдельности. Наука должна исследовать  общие черты, присущие отрасли в  целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих  на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных  выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции  – основного источника одноименной  отрасли, который занимает особое место  во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий раздел системы науки  – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового  института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теореторические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

Относительно самостоятельным  разделом науки конституционного права  являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений  государства и личности, статуса  человека и гражданина, природы его  прав, свобод и обязанностей. Теоретические  выводы по всем этим вопросам в системе  науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса человека и гражданина».

Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеет-ся большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок  федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с консгитуционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

 

6.Понятие и СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ. Предмет Конституционного регулирования. Виды конституции.

Сущность конституции, как и  любого явления, во многом проясняется  тем, как, когда и для чего она  возникла, какие социальные потребности  вызвали её к жизни.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических  структур. Такие потребности вызвали  к жизни теоретические концепции  о народе как единственном носители верховной власти, его суверенитета, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим  определять основы устройства общества.

Конституция - «учреждаю», «устанавливаю».

Марксистско-ленинская теория усматривала  сущность конституции в том, что  она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего  класса, т.е. конституция является классовой  по своей сущности.

В сущности современной конституции  России заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. Это народная конституция, принятая народом на референдуме, а не как установленная государством.

Конституция РФ по своей  сущности как конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа РФ, выраженной путём всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства  и общества, которые воплощают  общедемократические принципы, исходя из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — круг регулируемых нормами основного закона общественных отношений. В зависимости от характера проникновения государства в различные сферы общественных отношений принято различать следующие модели конституционного регулирования: 1. Либеральная модель. Присуща всем конституциям первого поколения, предметом регулирования которых являлось: закрепление прав и свобод личности (в основном гражданских и политических); организация государственной власти (структура, статус, полномочия высших органов государства, их взаимоотношения); государственно-территориальное устройство страны. 2. Этатистская модель. Связана с неоправданным расширением круга отношений, регулируемых нормами основного закона. Присуща всем советским конституциям и конституциям, принятым после Второй мировой войны в социалистических странах. 3. Либерально-этатистская модель. Характеризуется сочетанием двух предыдущих моделей и связана с возросшей ролью современного государства в экономике, социальной сфере, международных отношениях, в обеспечении научно-технического прогресса, предотвращении социального и экологического кризисов и др. Такую модель приемлют конституции второго поколения (ФРГ, Франции, Италии, Испании, постсоциалистических стран).

Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам  принятия:

  • дарованные (октроированные);
  • исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку  принятия и изменения:

  • гибкие;
  • жесткие.

Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.

Выделяют также юридические  и фактические конституции.

Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Информация о работе Конституционное право