Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".

Файлы: 7 файлов

Власть.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государство.doc

— 1.02 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. партии и полит. сис-ы.Группы интересов.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. элита.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Политология как наука.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Становление и развитие политологии как науки.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

     Пифагор и его последователи (Архит, Лизит, Филолай и др.) выступали за правление аристократов -интеллектуальной и моральной элиты общества. Они первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство». Справедливость, по мнению пифагорийцев, заключается в равной отдаче за равное. Наибольшим злом они считали анархию. Пифагор считал, что человек по своей природе не может обойтись без управления и надлежащего воспитания.

     Пифагор писал: « Правители должны быть не только людьми знающими, но и гуманными».

     Политические  взгляды Гераклита можно понять только в контексте его философского мировоззрения. По его мнению, все находится в вечном движении : «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклит утверждал, что люди неравноценны друг другу, неравны между собой; большинство людей не понимают смысла того, с чем сталкиваются, и за это Гераклит критикует демократию. Демократию он рассматривает как правление «неразумных», а идеальной формой правления считает аристократию, под которой понимает не родовую знать, а аристократию духа. Гераклит считал, что в основе государственного управления должна быть рассудительность, которая позволила бы с помощью законов согласовать противоречивые интересы.

     Демокрит  рассматривал политику как искусство, задача которого - обеспечить интересы свободных граждан полиса. Демокрит считал, что государство - общее дело всех его граждан. Идеалом Демокрита был синтез демократии с таким строем, в котором избранные народом правители были бы людьми высокого интеллекта и морали. Для того, чтобы государство было благоустроено, необходимо единомыслие и морально-социальная солидарность всех. Закон, по мнению Демокрита, принудительный способ, направленный против тех, кто из-за своей умственной и моральной неполноценности добровольно не склоняется к благопристойному поведению.

     С именем Сократа связано появление моральной философии. По его мнению, законы - основа государства, без них невозможна моральная организация государственной жизни. Он выступал за единомыслие граждан, без которого невозможно управление государством. Сократ был принципиальным сторонником законности. Он выделил такие формы правления:

Царство - власть, которая     базируется   на   воле народа и основывается на государственных законах;

Тирания - власть, которая базируется на  произволе правителя, а не на законах;

Аристократия - это   правление   лучших   граждан, которые исполняют законы;

Плутократия- власть,    которая   происходит от богатства;

Демократия - власть, которая  происходит от воли всех.

     Критикуя  демократию, Сократ считает, что основной ее недостаток - некомпетентность руководящих особ, избранных случайно (путем жеребьевки), поэтому эту форму правления необходимо усовершенствовать в направлении компетентного управления. Сократ первым сформулировал концепцию договорных отношений между государством и его гражданами. Возможность политической свободы он связывал с господством мудрых и справедливых законов.

     Наивысшего  развития античная политическая мысль  достигла в учениях Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

В произведениях  Платона «Государство», «Законы» впервые сформулировано целостное учение об общественном устройстве, в центре которого - представление об идеальном государстве. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит демократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия - это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию - господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государство : одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии - власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию - наихудшую форму государственного устройства. Круг замкнулся, заняв 725 лет. Выход из порочных состояний общества Платон видел в возвращении к правлению мудрых. По мнению Платона, государство возникает как необходимое образование для удовлетворения человеческих потребностей в пище, жилье, одежде и т.п. Обеспечение реализации общих интересов граждан – это главная   задача  государства. Частные   интересы   должны   быть подчинены этой общей задаче.

     Идеальное государство, по Платону,- это сообщество граждан, которые разделены на три сословия : просветителей-философов, воинов и трудящихся. Каждое это сословие обязано выполнять определенные общественные функции.

     Власть  должна принадлежать философам, потому что только они способны руководствоваться разумно понятыми общественными интересами. Чтобы оградить философов от низменных страстей Платон настаивал лишить их права собственности и упразднить индивидуальный брак и моногамную семью. Воины должны проводить в жизнь решения философов и охранять установленный их порядок. Платон тоже предлагал лишить их собственного имущества и вести общность жен, освободив их от воспитания детей, которое должно осуществляться государством. Трудящиеся должны были производить материальные блага. В теории идеального государства нет даже упоминания о рабах. Рабство для Платона как само собой разумеющаяся предпосылка деятельности свободных граждан. Справедливость заключается в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Справедливость, по мнению Платона, это когда у правителей преобладает мудрость, у воинов - мужество и сила, у трудящихся -умеренность. Идеальной формой государства Платон считал аристократию.

     Известно, что Платон безуспешно пытался реализовать  свой проект на практике в г.Сиракузы и убедился, что «правителя-философа» найти невозможно.

     Дальнейшее  развитие политическая мысль античности получила в трудах его ученика  Аристотеля, который критиковал учение Платона. Основанная им в Афинах философская школа Ликей стала одним из главных центров развития науки в Древней Греции. Главное произведение Аристотеля «Политика». В нем философ объявляет человека существом не только разумным - homosapiens, но и политическим, государственным - homopolikus и делает вывод, что политика - это, прежде всего, сфера государственных отношений, а человек по своей природе -гражданин. Тот, кто живет вне государства, «является либо животным, либо божеством».

     Государство, частная собственность, рабство  и другие социальные явления Аристотель рассматривал как естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, возникает из-за природного влечения людей к общению. Первым видом общения является семья, из нескольких семей возникает селение, а объединение нескольких селений образует государство - высшую форму человеческого общения. Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. Не разделяя мнения Платона об идеальном государстве, Аристотель анализирует опыт 158 греческих полисов и разрабатывает свою классификацию государственного правления. В основе этой классификации лежат два критерия :

1.                            количество правящих - один, немногие, большинство;

2.                             цель правления - служение верховной  власти общему благу - это правильное государство; личная выгода правителей -неправильное государство. Наложение этих критериев дает монархию, аристократию, политию - правильные государства; тирания,  олигархия,  демократия     составляют     цепочку неправильных государств.

     Самую правильную форму государства Аристотель называет политией - правление большинства в интересах общей пользы. Она соединяет в себе лучшие качества олигархии и демократии. Полития предполагает объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы. Здесь содержится предпосылка политической концепции солидарности, отрицающей борьбу в обществе. Полития - «средняя» форма государства и «средний» элемент в ней доминирует во всем : в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс, в нравах -умеренность. Аристотель выделял такие классы древнегреческого общества : хлеборобы, ремесленники, торговцы, наемные работники, зажиточные люди, военные, судья, руководящие лица; самым полезным классом считал хлеборобов. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое единое целое, но он критикует Платона за попытку «сделать государство чрезмерно единым». Предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, приводит к уничтожению государства. Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности    и    семьи. Частная    собственность, говорит Аристотель, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе.

     В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек - часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин -это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство - это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т.к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политическое правление, по Аристотелю, - правление закона, а не людей : правители, даже лучшие, подвержены чувствам, закон же представляет собой «уравновешенный разум».

     Основателем стоицизма был древнегреческий мыслитель Зенон. Стоики считали, что в основе гражданского сожительства лежит природное влечение друг к другу. Государство - это не договорное образование, а природное объединение. Рабство, по мнению стоиков, не имеет оправдания, потому что противоречит всеобщему мировому сообществу людей. Зенон отстаивал мысль, что в идеальном обществе не должно быть социального неравенства, везде должны существовать одинаковые порядки. Наилучшим государственным строем является «объединение демократии, царской власти и аристократии». 

РИМСКОЕ   ПРАВО И  ПОЛИТИКА 

     Единая  римская империя в 395 г. н.э. была окончательно разделена на Западную со столицей Рим и Восточную со столицей Константинополь. Восточная Римская (Византийская) империя просуществовала до 1453 г.

Древнеримская политическая наука развивалась под влиянием древнегреческих концепций, учений Сократа, Аристотеля, стоиков.

     Известный римский государственный деятель, оратор, мыслитель Марк Тулий Цицерон вошел в историю политической мысли работами «О государстве», «О законе», «Об обязанностях». Особое внимание он уделяет разработке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникает в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государства является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Цицерон выделяет три формы государства : царская власть, власть оптиматов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

     Одним из представителей римского стоицизма  был Луций Анней Сенека. Он отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их статуса в обществе. Не отвергая рабство как социально-политический институт, Сенека, отстаивал человеческое достоинство рабов и призывал к гуманному отношению к этой социальной группе. Он был склонен к проповеди космополитизма, индивидуалистической этики, морального самоусовершенствования. 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. 

     Крушение античности открыло новую главу в развитии политических. На долгие века устанавливается господство богословского, теологического мировоззрения, в рамках которого разрабатываются политико-правовые проблемы. Догматы церкви становятся политическими аксиомами, при этом столь важные для античной мысли проблемы государства и права утрачивают для христианских теологов актуальность, ибо устами своих крупнейших представителей {Августин (354-430), Фома Аквинский (1225-1274)) провозглашается Божественный характер происхождения   государственной   власти. Главной   проблемой политической идеологии Средневековья стал вопрос о соотношении церкви и государства, в котором отражалась борьба за верховенство между светской властью и высшим духовенством.

Одним из наиболее значимых мыслителей раннего Средневековья является Аврелий Августин. Основная черта его воззрений - обоснование и оправдание неравенства в обществе. Такое положение, по Августину, предопределено Богом. В главном его труде «О граде Божьем» всемирная история представлена как противоборство двух противоположных «градов» : «града Божьего» (праведники) и «града земного» (государства, «великая разбойничья организация», в которой борются за материальные блага и притесняют праведников). Члены «града Божьего» духовно едины, исповедуют религиозные ценности и в конечном итоге, по Августину, ход истории по Божьей воле приведет к победе «Божьего государства над светским».

     Таким образом, Августин противопоставляет  реальное государство идеальному, но, несмотря на это, он признает роль реального государства в удовлетворении человеческих потребностей и поддержании порядка, однако, подчеркивая временный характер государственной власти, Августин проводит идею «Богу Богово, а кесарю кесарево» и утверждает принцип раздельного и независимого существования двух властей в государстве - духовной и светской. Государство могло бы стать частью «града Божьего», но лишь в случае его подчинения церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством. Августин считает, что папа Римский имеет вселенские права на власть, право назначать и смещать государей.

Тоталитаризм.doc

— 54.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"