Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".

Файлы: 7 файлов

Власть.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государство.doc

— 1.02 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. партии и полит. сис-ы.Группы интересов.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. элита.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Политология как наука.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Становление и развитие политологии как науки.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Теократические  концепции государства Августина  были развиты и конкретизированы в трудах Фомы Аквинского через семь веков. На основе учения Аристотеля Аквинский разработал христианскую теорию государства. Государство необходимо; во главе стоит светская власть, но она вторична, т.к. все виды власти на земле от Бога. Главное задание государственной власти является содействие государственному процветанию, сохранению мира и справедливости в обществе. Основное предназначение   государства - вести   сообщество   людей   к начертанной Богом цели - «спасению души». Народ имеет право свергнуть власть несправедливого и жестокого монарха, если он посягает на права церкви. Повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Фома Аквинский был сторонником монархии. Он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, т.к. в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

     Итальянский мыслитель, политический деятель  Марсилий Падуанский сформулировал свою теорию в работе «Защитник мира» (1324). Он отвергает претензии Папы на власть, т.к. это противоречит Святому Писанию, согласно которому власть духовная должна быть отделена от светской. Ответственность за все беды и несчастья в мире Падуанский возлагает на церковь; все неприятности прекратятся, если церковники будут заниматься только духовной жизнью людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Падуанский утверждает, что источником любой власти (духовной или светской) является народ. Но не весь народ, а только его «лучшая» часть. Все общество мыслитель делит на высшую категорию (военные, священники, чиновники), которые заботятся об общем благе, и низшую категорию (торговцы, земледельцы, ремесленники), которые беспокоятся только о своих личных интересах. Падуанский четко разделяет законодательную и исполнительную власти. Мыслитель выступает за выборность монарха и представителей государственной власти. Государство -светский институт, который развивается согласно собственным законам. Государство зародилось в семье. С появлением государства Падуанский связывает возникновение политической власти. Государство, считает Падуанский, совершенно, когда оно имеет хорошие законы и обеспечивает достижение «гражданского счастья».  

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. 

     Отличительные особенности развития политической мысли Возрождения коренятся в изменениях социально-экономической жизни Западной Европы. Начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах происходят разложение феодального способа производства и возникновение предпосылок для новой исторической эпохи. Это обусловило изменения в направлениях и сущности развития политической мысли. Центральное место в социально-политических учениях занимает идеология централизованного государства.

     Значительную  роль в развитии политической мысли  сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). В работах «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества. Макиавелли выводит законы государства из разума и опыта, а не из теологии и считает, что политика - это автономная сфера деятельности человека, исходящая из его собственной воли, а не из божественного откровения. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Н.Макиавелли изучал политику как социальную реальность. Прослужив 14 лет секретарем Флорентийской республики, мыслитель знал политику не понаслышке и справедливо полагал, что политическая наука должна сделать предметом исследования поведение политических лидеров, технику их властвования, взаимодействия лидера и масс. Как кулинарные книги содержат рецепты для хозяек, так «Государь» Макиавелли был сборником наставлений для правителей, обобщением как опыта государств античного мира, так и политической практики, которую Макиавелли наблюдал непосредственно. Мыслитель считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

     Существуют  два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ- способ человеческий, второй – диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

     В центр своего мировоззрения Н.Макиавелли поставил человека, который в своей деятельности руководствуется личными интересами, обусловленными стремлением сберечь и приумножить собственность. Он писал: «Человек быстрее простит смерть своего отца, нежели потерю имущества». Человеческий эгоизм требовал образования государства, которое бы урегулировало поведение индивидов.

     Обратившись к проблеме о формах государства, Макиавелли сформулировал теорию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота. Шесть форм государства, три из которых «дурны во всех отношениях» (тирания, олигархия, охлократия), сменяются монархией, аристократией, демократией, которые «хороши сами по себе». Макиавелли отдает предпочтение умеренной республике или «смешанной форме государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти. В этом проявляется буржуазная направленность учения Макиавелли.

     Макиавелли  отказался от религиозного мировоззрения. История, по мнению философа, зависит от двух факторов. Первый он назвал «fortuna» (судьба), подразумевая под этим естественный ход событий, второй - именовался термином «virtu" (воля, талант, энергия человека). Так был поставлен вопрос о необходимости учитывать в политике как объективные условия, так и роль человеческого фактора, участников политической деятельности. Макиавелли ввел в политическую мысль термин «stato» (государство) как более узкое понятие, чем вся политика.

     Коварство и насилие в политике для Макиавелли является естественным явлением, но не абсолютными ценностями. Их использование оправдано лишь в целях объединения и преобразования государства в борьбе против реакционеров. В работе «Государь» Н.Макиавелли показал образ правителя, который пренебрегал законами морали и религии во время борьбы за власть. Главным критерием оценки деятельности правителя было могущество государства, для достижения которого можно использовать любые средства и методы. Правитель, окруженный врагами, не может никому доверять и вынужден использовать насилие. «Необходимо быть лисицей, чтобы увидеть западню, и львом, чтобы уничтожить волков».

     Что лучше для правителя, спрашивает Макиавелли, чтобы его любили или боялись? Лучше, чтобы любили, и боялись. Но так как этого невозможно достигнуть одновременно, то предпочтение отдаем страху, потому что любовь слаба и изменчива вследствие испорченной природы человека, а страх перед наказанием всегда эффективен. Вокруг принципов Макиавелли всегда ведется полемика, т.к. нет ни одного политика, которому бы не приходилось выбирать между этическими принципами и практической целесообразностью.

     Именем  Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость - вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли.

Учение Макиавелли - революция в политическом мышлении. Это нелицеприятный, но правильный диагноз. Мыслитель зовет к действию, творчеству и свободе.

     Идеологом сильного централизованного государства  является также и француз Жан Воден. Его политические взгляды изложены в работе «Шесть книг о государстве». Чтобы Франция вышла из хаоса религиозных войн, считает Боден, необходима сильная государственная власть с решающей силой единственного источника права - монархом. Ж.Боден выдвигает одну из самых значительных идей Возрождения - идею государственного суверенитета. «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными». Высший характер государственной власти означает верховенство, абсолютность - неограниченность какими-либо условиями и неделимость. Выше носителя суверенитета является только Бог и законы природы.

     Основа  государства - семья. Боден считал, что  государство возникает вследствие завоевания, насилия, господства одной группы над другой. Бодену принадлежит идея о связи форм государства и географических климатических условий. Для умеренного пояса типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справедливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду и поэтому нуждаются в религиозном государстве. Северные народы, живущие в суровых условиях, признают только силу, и они будут управляемы только сильным государством.

     Лучшей  формой правления Ж. Боден считал ограниченную законами монархию, в которой суверенитет полностью принадлежит монарху, а управление страной осуществлялось бы на аристократических и демократических принципах. 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ        МЫСЛЬ НОВОГО        ВРЕМЕНИ 

     Эпоха Возрождения носит переходный характер, и поэтому окончательный разрыв с религиозными представлениями Средневековья происходит в Новое время - XVI- XIX вв. - время буржуазных революций. Одной из фундаментальных проблем политических идей Нового времени становится проблема государства. Буржуазия нуждается в идейном обосновании своего права вести борьбу с абсолютной монархией, политическим олицетворением феодальных порядков, и таковым становится концепция происхождения государства в результате общественного договора. В Новое время создаются теории естественного права и общественного договора. В соответствии с ними, первоэлементом всего социального мироздания признавался автономно существующий индивид. Совокупность индивидов, обладающих «естественными правами» (правом собственности, свободой убеждений, равными правами), в целях устранения различного рода опасностей, неудобств решила выйти из «естественного состояния» и жить в состоянии гражданском. Для этого индивиды заключили между собой договор и создали государство, вставшее над ними и вобравшее в себя как индивида, так и общество.

     Теория  «общественного договора» радикально меняла представления об источнике публичной власти в государстве. Она позволяла требовать установления разумных пределов вмешательства государства в жизнь индивида и общества.

Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). Т.Гоббс изложил свое учение в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В разработке теории государства Гоббс обратился к изучению человека. В противовес принципу Аристотеля, гласящему, что человек - существо общественное, Гоббс доказывает, что человек эгоистичен по природе: «... в самом деле, если бы человек любил другого только как человека, почему ему тогда не любить всех одинаково. В обществе мы ищем не друзей, а осуществление собственных интересов». Гобсс описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. Он считает, что изначально все люди были равными и имели «право на все», но эгоизм способствует возникновению в обществе состояния - «войны всех против всех», когда «человек человеку - волк». «Чем занимаются все люди, что они считают удовольствием, если не злоречие и высокомерие? Всякий хочет играть первую роль и угнетать других; все притязают на таланты и знания, сколько слушателей в аудитории, столько и докторов. Все стремятся не к общежитию с другими, а к власти над ними и, следовательно, к войне. Война всех против всех является и сейчас законом для дикарей, и состояние войны до сих пор является естественным законом в отношениях между государствами и между правителями

     Руководствуясь  инстинктом самосохранения и пытаясь  сберечь собственную жизнь в условиях общей войны, часть людей согласилась избрать правителя или правящий орган, который бы благодаря своей власти над людьми прекратил войну. Государство было создано для установления мира. Люди, договариваясь об учреждении государства, добровольно отдавали ему часть своей свободы, взамен требуя осуществления функции охраны мира и благоденствия. Государство Т. Гоббс уподобляет библейскому чудовищу - Левиафану. Подданные являются рабами всемогущего государства, только так можно обеспечить общественное согласие. Государственная власть едина и ничем не ограничена и действует бесконтрольно. Для заключения общественного договора необходимо было согласие большинства, а меньшинство должно было подчиниться ему.

     Т.Гоббс  различал государства, которые возникли вследствие добровольного согласия граждан, и государства, возникшие  с помощью физической силы. Он называет три основные формы государства - монархию, аристократию, демократию. Лучшей, по мнению Гоббса, является монархия, потому что она полностью выражает и реализует абсолютный характер власти государства, в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверена.

     Совершенно  очевидно, что Т.Гоббс больше консерватор, чем либерал, т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так,  что  выводы  оказались  консервативными: свобода возможна лишь в том случае, если люди передают право распоряжаться ею монарху.

     Политическая  теория английского философа Дж. Локка (1632-1704) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. Родоначальник идеологии либерализма, главной ценностью которой является свобода личности, Дж. Локк обосновывает тезис о народном суверенитете: народ - источник власти. Он заключает договор с правящей властью, согласно которому главная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека: «права на жизнь, свободу и собственность».

     Свои  политические взгляды он изложил  в работе «Два трактата о государственном правлении». В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно не обладал верховной властью в государстве, ему вменяется в обязанность «управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известных ему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению «главной цели» государства, когда их все знают и все выполняют. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Такая позиция Дж. Локка предвосхищает идею «правового государства», развитую в политической мысли XVIII - XIX вв.

Тоталитаризм.doc

— 54.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"