Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".

Файлы: 7 файлов

Власть.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государство.doc

— 1.02 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. партии и полит. сис-ы.Группы интересов.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. элита.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Политология как наука.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Становление и развитие политологии как науки.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

     3. Государство есть продукт классовых  противоречий   и служит интересам экономически господствующего класса;

     4. Экономически   господствующий  класс - он и политически и идеологически господствующий класс;

     5. На основании такого понимания  сущности государства классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным   пунктом  ее  является  утверждение  о  том,   что общественное бытие людей определяет их сознание.

     6. Политика в марксизме рассматривается  лишь в конечном счете подчиненной  экономике,  и  в  то  же  время     она  имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов. 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЗАПАДА 

     Во  второй половине XIX ст. известность приобрела теория завоевания Людвига Гумпловича (1838-1909) - представителя социального дарвинизма. Согласно его теории, общественная жизнь изначально представляет беспощадную и непрекращающуюся борьбу между группами людей. В начале истории вражда разделенных расово-этническими признаками орд привела к порабощению одних из них другими и к возникновению государства, при котором на смену борьбе между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями. Конфликт между государствами - неизбежный спутник человеческого существования.

     Видное  место среди представителей позитивистского  направления занимает Герберт Спенсер (1820-1903), который в своей работе «Основания социологии» разработал теорию социальной обусловленности власти. Он считает, что в процессе своего развития общество эволюционирует от войны к миру, от военного к промышленному состоянию. Спенсер предполагал, что в будущем может возникнуть федерация высших наций, которая в качестве верховной власти запретит войны между народами. Он также полагал, что в основе общественных отношений лежит не взаимная ненависть людей, а их сотрудничество. Эволюция общества способствует подавлению агрессивных инстинктов людей и возникновению нового типа человека, который сможет гармонично сочетать удовлетворению своих личных и общественных потребностей.

     Широкое распространение в начале XX ст. получила теория элит, создателями которой были два итальянских ученых: Вильфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858-1941). Г.Моска в работе «Элементы политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находится в руках меньшинства. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти. Г. Моска указывает на две тенденции в истории государств: аристократическую и демократическую. В первом случае власть находится у замкнутых элит, во втором - у элит, исходящих из масс. Выборы - способ обновления элит. Г. Моска считал, что стабильность общества невозможна без обновления политической элиты. По его мнению, это обусловлено тем, что любая элита имеет тенденцию к превращению в «закрытую», а затем - и к деградации. В.Парето в работе «Трактат об общей социологии» рассматривает элиту как группу прирожденных руководителей нации, как людей, наделенных выделяющимися на общем фоне качествами. История, по мнению Парето, - арена постоянной борьбы элит за власть, а «циркуляция элит» - неотъемлемый закон общественной жизни. Каждый тип элиты не удовлетворяет всех требований руководства обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, которая осуществляется с помощью насилия. Во всякую эпоху существуют элита и контрэлита, которые ведут между собой борьбу за власть с помощью мобилизации масс. Доминирующим качеством правящей элиты служит способность управлять людьми. Индивиды, наделенные такой способностью, манипулируют массами с помощью обмана или насилия. Если элита не обновляется, то она деградирует, что ведет к революции, в ходе которой происходит смена состава правящей группы.

     Роберт  Михелъс (1876-1936) формулирует закон олигархизации политических партий. Вожди уступают власть в партии только вождям, но не массам. Власть в партии принадлежит руководителям, поддерживаемым профессионалами, платным, назначаемым аппаратом. Участие рядовых членов в руководстве ее невозможно, а так как партия - это общество в миниатюре, то в обществе тем более невозможно участие всех граждан в управлении государством. Демократия, по мнению Михельса, невозможна без профессионального управленческого аппарата. Иначе харизматических лидеров сменяют бюрократы, революционеров и энтузиастов - консерваторы и приспособленцы, а руководство в целом, формально придерживаясь революционных догм, в реальности отходит от целей слоев и масс.

     Особое  место в развитии науки о политике принадлежит Максу Веберу (1864-1920). В позднекапиталистическом обществе политическая жизнь   людей в решающей степени определяется бюрократией - быстро растущим слоем профессиональных управляющих. Тотальная бюрократизация, по М.Веберу представляет собой неизбежную тенденцию современного общества. Бюрократия - это не господствующий класс, а независимый от общественных групп инструмент власти, которым может завладеть любая из этих групп. Вебер разработал теорию демократии, центральным звеном которой стало учение о механизме социального контроля над обособленным от общества бюрократическим аппаратом. Главное внимание он уделял технике отбора политической элиты, которая должна подчинять себе бюрократию.

     М.Вебер  рассматривал господство как монопольную власть, а последнюю - как способность навязывать свою волю с помощью обязывающих приказов. Господство, по Веберу, - это узаконенное насилие, которое бывает трех типов: традиционное, харизматическое и легальное. Традиционное господство основано на обычае. Для его легитимизации нужна вера людей в законность власти. Харизматическое господство опирается на личную преданность людей политическому лидеру. Легальное господство основано на праве. Способ его легитимизации - вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим.

Разработанное М.Вебером учение о бюрократии не потеряло своего значения и в настоящее время. Он считал, что ее общими чертами являются:

     • Неизменные методы руководства;

     • Четкое распределение функций;

     • Иерархия властных полномочий;

     • Коллективная (государственная) собственность на средства осуществления власти и служебные места;

     • Кругообращение документов.

Условиями занятия  любой должности в этом аппарате власти являются: назначение, выполнение определенных обязанностей, наличие необходимой квалификации, постоянство служебной деятельности, платность.

     В противовес бюрократической рациональности М.Вебер предложил теорию харизматического лидерства вождей, опирающегося на иррациональную веру масс в их сверхчеловеческие качества, мобилизующего эти массы с целью подчинения общественным интересам оторванной от общества бюрократической машины. В этом лидерстве М.Вебер усматривал альтернативу бюрократии.

     Особую  популярность в середине нынешнего  столетия обрела теория технократии, наиболее характерным представителем которой есть Дж. Гелбрейт. По мнению поклонников этой теории, необходимо установить политическую власть технократов, которые будут руководить обществом, исходя не из интересов отдельных классов, а на основе научных знаний и в интересах всего общества.

Тоталитаризм.doc

— 54.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"