Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций
Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".
Для того, чтобы государство не вышло за рамки своих полномочий, чтобы оно не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвигает идею разделения властей на законодательную и исполнительную, отводя при этом приоритет законодательной власти. В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, люди вправе применять силу. Важным моментом в учении Дж. Локка является отделение государства от власти. Существует два рода соглашений: общественный договор, который устанавливает государство, и правительственный договор, который устанавливает власть. Революция свергает власть, но не уничтожает государство. Государство подчиняется обществу, которое в свою очередь, подчиняется личности, а т.к. государство и общество - это не одно и тоже, то падение государственной власти, не означает конца общества. Государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть более могущественным, чем личность, ибо личности создают общество, а общество государство.
Идеал Дж. Локка - ограниченная монархия.
Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Его книга «О духе законов» относится к вершинам классической политической мысли, в которой он создал реалистическую картину генезиса государственно-правовых явлений, раскрыл в основных принципах формы государственного правления (добродетель - демократия, умеренность - аристократия, честь -монархия, страх - деспотия), свойственные определенному историческому периоду. Свободу и равенство Монтескье рассматривал фундаментальными свойствами человеческой природы и источниками права. Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда - «разрешено все, что не запрещено законом». Власть, утверждает мыслитель, должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан, и достигнуто это может быть при условии разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя это и произошло стихийно. Анализируя британскую политическую систему, Монтескье теоретически осмыслил ее. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую». Отводя законодательной власти доминирующую роль, Монтескье придает большое значение распределению этой власти между различными силами государства. Что касается исполнительной и судебной власти, то их деятельность является подзаконной, поскольку они лишь исполняют законы.
Важную роль сыграл французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) и его произведения «Об общественном договоре, или принципы политического права», «Суждения о вечном мире», «Проект конституции для Корсики». Он считал, что государство призвано исполнять общую волю; его идеалом является республиканская форма правления. Для Ж.-Ж. Руссо общественный договор - способ интеграции общей воли. В его трактовке основная задача общественного договора - «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Раз государство, рассуждает философ, возникло в результате договора, то за народом остается право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, которая соответствовала бы его интересам. Руссо исходит из гипотезы о естественном состоянии, предшествовавшем цивилизации, в котором все люди были равны. Частной собственности и социального неравенства не было в этот период. Естественное состояние характеризуется им как состояние свободы и равенства. В отличие от Гоббса, он называет это время золотым веком. Общественное неравенство Руссо связывает с возникновением частной собственности. Первой ступенью неравенства было установление имущественного неравенства и права частной собственности. Второй - установление государственной власти, усугубившей экономическое неравенство политическим. Основой всякой законной власти, по Руссо, является общественный договор на базе соглашения людей. Вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Суверенитет, таким образом, принадлежит народу. Человек приобретает гражданскую свободу и право собственности на свое владение. Таким образом, в одном смысле, люди создают государство, а в другом - сами являются продуктами государства: их мораль и человеческое достоинство сопредельны с гражданством. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли Руссо считал необходимым также три внешних условия. Первое - это социальное равенство. Не отрицая частную собственность, Руссо протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества. Второе - он настаивал на фундаментальном политическом единстве. И третье, так как воля неотчуждаема, то она не может быть представлена, ибо представительная власть - это рабство. Руссо выступает за прямую форму демократии. Общая воля не может быть представлена каким-либо органом. «Тот, кто сочиняет законы, - пишет он,- не имеет или не должен иметь никакой законодательной власти, только общая воля может обязывать отдельных лиц». Демократия и свобода есть лишь там, где законодателем является народ. Законом может стать лишь такой акт, который прямо одобрен народом. Мыслитель выступал против существования в государстве разнообразных ассоциативных образований (партий, общественных организаций, церкви ), потому что они, по его мнению, мешают выражать гражданам «главную общую волю».
Политические взгляды родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта изложены в работах «К вечному миру», «Метафизика обычаев». И. Кант доказывал, что каждый человек - абсолютная ценность и не может быть средством достижения каких-либо целей. Политика, по Канту, должна стремиться к гармонии целей и средств. Особое внимание в теории Канта уделяется роли правого государства, которое является гарантией свободы личности. Кант один из первых обосновал теорию правового государства. В своих работах он многократно подчеркивал насущную потребность государства опираться на право. Общественный договор, по Канту, заключают между собой морально полноценные люди, поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними, как с неразумными. Кант резко возражает против малейшего уподобления власти государства родительской опеке над детьми. Такое правление, считает он, является «величайшим деспотизмом». Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе.
Государство базируется на принципе разделения власти на верховную, исполнительную, судебную. «Верховной» он называет власть, которая вырабатывает законы и принадлежит «коллективной воле народа». Исполнительная власть, по Канту, подчиняется законодательной. Основными видами политического устройства, исторических видов власти были: автократия, аристократия, демократия. Идеалом Канта является конституционная монархия.
Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIX столетий, родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге «Утопия» (1516) он подвергает критике существующий строй в Англии и представляет картину нового общества. Утопия - несуществующий, придуманный автором остров, на котором случайно оказался и прожил 5 лет моряк, рассказ которого и лег в основу книги. В Утопии существовала только общественная собственность, потому что она гарантировала благополучие населения и равенство всех. Управление осуществлялось на основе законов, предусматривалась детальная регламентация всех сторон жизнедеятельности граждан. Органами управления Утопии были Народное собрание и Сенат. Из числа кандидатов, выдвинутых народом, Сенат выбирал правителя, должность которого была пожизненной (кроме случаев, если он проявлял склонность к тирании). Допускалось, чтобы отдельные вопросы могли выноситься на обсуждение всего населения острова. Наиболее важные должностные лица избирались из числа ученых. Все граждане должны были работать по шесть часов в день. Семейная жизнь носила патриархальный характер; авторитет человека определялся ее возрастом.
Т.
Мор утверждает, что пока существует
частная собственность, здоровый социальный
организм не возможен. «Где только есть
частная собственность, там вряд ли возможно
правильное и успешное течение государственных
дел». Выход у человечества один - «абсолютное
уничтожение частной собственности».
Утопия смогла избавиться от частной собственности;
обществу принадлежит земля и вся произведенная
продукция. Достаток, в котором живут утопийцы,
достигается трудом, сокращением потребностей,
Т. Мор признавал, что в Утопии существовало рабство, источниками которого были пленные, преступники, которые отбывали наказание, а также люди, осужденные на смерть в других странах и выкупленные у них. Рабство в Утопии не является наследственным, и рабы могли заслужить свободу благодаря честному труду. Т. Мор имел большое влияние на последующих представителей социалистической мысли. Его Утопия - это не только форма выражения идеала, но и возможность критики существующего строя. В отличие от него, итальянский мыслитель Томазо Кампанелла (1568-1639) открыто не критикует социально-экономический строй. В произведении «Город Солнца» (1601) он выдвинул идеал общественного устройства, основанного на совместном труде и общей собственности. Во главе города Солнца стоит Верховный правитель, названный Солнцем, Метафизиком. Он является главой как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право принимать окончательное решение во всех вопросах. На посту Метафизик находится до тех пор, пока не появится человек, который превзойдет его знаниями, научными достижениями, способностью руководить государством. Метафизик осуществляет верховную власть, опираясь на трех советников: Пона (Сила), Сина (Мудрость), и Мора (Любовь). В городе Солнца существует еще целая шеренга должностных лиц, которые ведают узкими направлениями работы. Ими становятся те, «кого еще в детстве выделяют в школах наипригоднейшими» для такой работы. Должностные лица сменяются по воле народа. Не меняются только четверо наивысших, если по собственной воле не передадут власть мудрейшим.
Регулярно в городе Солнца собирается Совет, на котором «присутствуют все от двадцати лет и старше, и всем предлагается высказаться о том, какие недостатки есть в государстве, какие должностные лица выполняют свои обязанности хорошо, а какие -плохо...» В городе Солнца частная собственность ликвидирована, земледелие и ремесла являются делом коллективного труда. Должностные лица следят за тем, чтобы никто не получил из произведенного больше, чем ему положено. Государство вмешивается даже в творчество поэтов, указывая им, в какую форму воплощать свой талант. Каждый шаг граждан города Солнца направляется и контролируется. Индивидуальность каждого человека, инициативность, наличие собственных своеобразных потребностей особенной ценности не имеют, ибо доминируют интересы государства.
В других произведениях Т. Кампанеллы («Монархия Мессии», «О царстве Божьем» и др.) подчеркивается великое значение всемирного единства в одной монархии всех государств, что спасло бы человечество от войн, голода, эпидемий.
В
произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы
не говорится о путях
МАРКСИСТСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИКИ
Вторая половина XIX и начало XX века характеризуется утверждением капиталистических отношений в странах Европы и на американском континенте. Вопрос о власти, формах государственного правления приобретает важное значение в политической жизни того времени.
Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс(1$20-1895). Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:
1.
Политические отношения
2. Хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты тем не менее играют активную роль в социально-экономическом базисе. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования;