Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 126.86 Кб (Скачать файл)

 

Для реализации избирательной  правосубъектности граждан РФ установлены несколько ограничений: возраст, постоянное проживание, состояние здоровья и личная свобода. Для участия в выборах у нас установлен единый возраст — 18 лет, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год, Президентом РФ — 35 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

51.Формирование политологии  как науки

 

 Политология - это относительно  новая дисциплина в системе  социальных и гуманитарных наук. Из самого названия следует,  что политология (в англоязычных  странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это  наука о политике. Сам термин  образован из двух греческих  слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.

 

В истории развития политического  знания выделяют три крупных этапа:

 

первый этап уходит в историю  Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических  и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При  этом сами политические идеи развиваются  в общем потоке гуманитарных знаний;

 

второй этап начинается с  Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое  главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического  развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового  государства и демократии. В этот период происходит становление и  первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности  людей;

 

третий этап - это период становления политологии как  самостоятельной научной и образовательной  дисциплины. Процесс оформления политологии  начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется  почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки. На рубеже XIX-ХХ вв. в политологии  формируются принципиально новые  методологические подходы к исследованию политических явлений, что приводит к появлению разнообразных школ и направлений, сыгравших значительную роль в становлении современной  политологической науки. В первую очередь, нарождающаяся политология испытала на себе влияние позитивистской методологии, принципы которой были сформулированы О.Контом (Портрет) и Г. Спенсером (Портрет). Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердился принцип верификации (от лат. verus - искать, facio - делаю), т.е. подтверждения, согласно которому научную ценность могут иметь достоверные эмпирические факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Позитивизм стимулировал развитие эмпирического направления политологии. Значительный вклад в развитие эмпирических исследований внесла Чикагская школа политической науки (20-40-е гг.), основанная известным американским политологом Ч. Мерриамом.

 

     Второй утвердившийся  методологический подход - социологический  - истолковывал политические явления  как производные от других  сфер общественной жизни: экономики,  культуры, этики, социальной структуры  общества. В частности, марксизм  заложил традицию экономического  детерминизма - понимания политики  через действие объективных экономических  законов классового общества.

 

     В целом для  европейских политологов начала  ХХ в., а они одновременно были и социологами, было характерно исследование политики в широком социальном контексте с выходом в сферу философии, истории, социологии и психологии. Развитие политологии этого периода связано с именем Макса Вебера, которого по праву считают основателем теории легитимности власти и современной теории бюрократии. Важную роль в становлении политической теории сыграли Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, заложившие основу теории элит.

 

     Мощное воздействие  на становление методологии и  проблематику политологии оказали  идеи основоположника психоанализа  З. Фрейда (Портрет). Он обратил  внимание на роль бессознательных  импульсов в детерминации политических  явлений. В значительной степени  под влиянием психоанализа в  политологии сформировались направления,  исследующие политическое поведение,  побудительные причины стремления  к власти. Значительный вклад  для утверждения в политологии  методов психоанализа и экспериментальной  психологии внесли Ч. Мерриам и его соратник по Чикагской школе Г. Лассуэлл. Деятельность Чикагской школы подготовила почву для бихевиоралистской (от англ. behaviour - поведение) революции в западной, и прежде всего в американской, политологии после второй мировой войны. Политическое поведение было признано основой политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации, с помощью, прежде всего, методов естественных наук (Аним. 2). В рамках этого направления были исследованы модели поведения в разных ситуациях, например на выборах, при принятии политических решений. Объектом исследований стала мотивация, побуждающая индивида к действию.

 

Бихевиоралистский подход был ориентирован на два принципа неопозитивизма: принцип верификации, требующий установления истинности научных утверждений посредством их эмпирической проверки; принцип освобождения науки от ценностных суждений и этических оценок.Бихевиорализм, с одной стороны, отверг идеологическую тенденциозность в объяснении политики, но с другой - отказывал политологии в постановке проблем, направленных на социальное реформирование общества, что вызвало критику со стороны ряда известных политологов. В 70-х гг. в развитии западной политологии начался новый период, получивший название "постбихевиоральной революции". Было признано, что главным в политологи является не только описание, но и истолкование политических процессов, а также ответы на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений. Это привело к возрождению интереса к самым разнообразным исследовательским подходам: к историко-сравнительному методу, к исследовательскому подходу, разработанному М. Вебером, к марксизму и неомарксизму, в частности к идеям представителей Франкфуртской школы Т. Адорно (Портрет), Г. Маркузе (Портрет), Ю. Хабермаса (Портрет), Э. Фромма (Портрет). Политология вновь обратилась к нормативно-институциональным методам, объясняющим политику как взаимодействие институтов, формальных правил и процедур. Следствием постбихевиоральной революции стал своеобразный консенсус политологов относительно равноправия самых разнообразных подходов в изучении политической сферы и недопустимости признания приоритета какого-либо одного направления2. В послевоенный период политология существенно расширила и область своих исследований.Это, прежде всего, такие вопросы, как: политические системы ( Т. Парсонс (Портрет), Д. Истон, К. Дойч); политическая культура ( Г. Алмонд); политические режимы ((рис.) Х. Арендт (Портрет), К. Поппер (Портрет), К. Фридрих, З. Бжезинский (Портрет)); партии и партийные системы ((рис.) М. Дюверже, Дж. Сартори); конфликт и консенсус в политике ( Р. Дарендорф, С. Липсет).Политическая наука обогатилась новыми направлениями в исследовании проблем демократии. Р. Даль, Дж. Сартори, Й. Шумпетер (Портрет) разработали новые теоретические модели демократии (рис.) разработали новые теоретические модели демократии. В последние десятилетия возрос интерес к проблемам политической модернизации (С. Хантингтон (Портрет)) и проблемам создания условий, определяющих демократические преобразования разных стран.  Развитие политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины - это не только период определения ее предметной сферы и методологической основы, но и период организационного оформления. Со второй половины XIX в. политология вступает на путь активного организационного оформления (Аним. 3). Существует несколько точек зрения относительно начала институционализации политологии, т.е. ее оформления в самостоятельное направление в сфере образования и научных исследований. Одни ученые связывают ее появление с возникновением в середине XIX в. в Германии правовой школы, ориентированной на изучение государства. Позже, в 1871 г., в Париже создается другой политологический центр - "Свободная школа политических наук". Другие исследователи в качестве символической даты появления политологии называют 1857 г., когда в США в Колумбийском колледже, впоследствии преобразованном в университет, стал читаться курс политической теории. В 1880 г. здесь открывается "Школа политической науки". С этого же года в Америке начинает издаваться первый политологический журнал. После второй мировой войны во многих странах наблюдается своеобразный "бум" на политологические исследования. Это стимулировало создание академических политических институтов и международных центров. Так, в 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была основана Всемирная ассоциация политических наук. В 70-90-е гг. ХХ в. происходит окончательная институционализация политической науки. Из вспомогательной дисциплины, которую нередко рассматривали как дополнение к юриспруденции и социологии, политология превратилась в общепризнанную, организационно оформленную академическую дисциплину с широко разветвленной системой образовательных и исследовательских учреждений3. Сложный путь развития прошла российская политология. Во второй половине XIX в. были созданы предпосылки для ее оформления в самостоятельную дисциплину. Есть мнение, что собственно первым политологическим трудом в России стала "История политических учений" Б.Н. Чичерина (Портрет), изданная в 1869 г.4 В конце XIX-начале ХХ вв. исследования русских ученых существенно обогатили не только отечественную, но и мировую политологию. Важным вкладом в развитие философии права и политики стали: психологическая теория права Л.И. Петражицкого, теория государства и власти И.А. Ильина (Портрет). Одновременно получила развитие и социология политики, связанная с именами С.А. Муромцева (Портрет) (рис.) и его последователя Н.М. Коркунова. К заслуге последнего можно отнести разработку социально-психологической концепции государства и права. Другой российский социолог и правовед М.М. Ковалевский (Портрет) обосновал необходимость использования историко-сравнительного метода при исследовании общества. Он считал, что понять природу государства и его деятельность невозможно без учета исторических корней и традиций. К числу классиков мировой политологии относится и российский ученый М.Я. Острогорский, который в конце XIX в. издает на французском языке двухтомный труд "Демократия и политические партии", положив тем самым начало исследованию партий и элит. Основываясь на фактическом материале, Острогорский ранее, чем Р. Михельс, описал феномен бюрократизации партий и показал опасность этой тенденции для демократии.   Социалистическая революция и последующие события прерывают обозначившуюся традицию развития политической науки (Аним. 4). Формируется политология изгнания, "сохраняющая преемственность с академической политологией старой России, но пытающаяся обрести новый облик и найти новую проблематику"5.  Идеологизация обществоведческих дисциплин в СССР практически сделала невозможным объективное и всестороннее исследование политической жизни. Но, несмотря на это, уже в 70-е гг. отечественные политологи обратились к разработке таких понятий, как "политическая система", "политическая культура", "политический процесс", "политическое лидерство и элита", "теория международных отношений", появились первые зачатки научных школ, связанные с именами Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, Г.Г. Дилигенского и Н.Н. Разумовича6. В середине 70-х гг. была создана советская ассоциация политических наук. Но право на существование политология завоевала лишь в конце 80-х гг., когда процессы либерализации общественной жизни сделали ее востребованной. В 1989 г. она официально была признана академической дисциплиной, после чего начался процесс создания институтов и центров политических исследований. С 1991 г. в вузах России стали создаваться политологические кафедры и появилась новая учебная дисциплина - "Политология".

52.Новое время и его  идеи о политике.

 

Одной из фундаментальных  политических идей нового  времени  была  идея

 

договорного характера государства, которая  пришла  на  смену средневековой

 

теории божественного  происхождения государства. В этой идее нашли  отражение

 

рационально-критическое  отношение  к  реальности  и  желание  создать  новые

 

вдохновляющие  идеалы.   Экономически   господствовавший   класс   буржуазии

 

стремился  отобрать  у  феодалов  и  политическую   власть.   Идеологическим

 

обоснованием  правомерности  такого  шага,  необходимости   создания   новых

 

политических институтов  и  порядков,  которые  соответствовали  бы  природе

 

человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

 

В  основу  теории  была  положена  идея   о   том,   что   независимый

 

самостоятельный индивид, появление  которого было возможно  только  благодаря

 

утверждению  частной  собственности,  составляет   первооснову   социального

 

здания — общества.  В  целях  реализации  своих  священных  и  неотчуждаемых

 

естественных прав  и  свобод  совокупность  автономных  индивидов  заключают

 

общественный  договор.  Этот  договор  означает  переход  от   естественного

 

состояния общества, когда  человек был  частью  природы  и  открыто  проявлял

 

свои природные страсти, эгоизм,  жестокость,  к  цивилизованному,  т.  е.  к

 

государственно-организованному  существованию.  Переход  к   цивилизованному

 

существованию выражал желание  человека установить порядок и  справедливость,

 

потребность   в   обеспечении   политико-правовых   гарантий   естественного

 

равенства индивидов.

 

Другая  идея  Европейского  социализма   обратилась   к   проблематике

 

государства, права, власти в  поисках ответа на вопрос о том,  какими  должны

 

быть политико-юридические  институты, способные  адекватно  воплотить  строй,

 

основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью,  с

 

материальным неравенством между людьми,  с  прежними  тираническими  формами

 

правления.

 

Внутри этого движения, выражавшего извечные  устремления  общественных

 

низов к  социальной  справедливости,  складывались  и  циркулировали  весьма

 

разные взгляды и представления. Эти  идеологические  образования  отличаются

 

друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими  проекты

 

организации  публичной  власти  будущего.  Различен  и содержащийся  в них

 

принцип, в соответствии  с  которым  должен  создаваться  и  функционировать

 

новый миропорядок. В одних  случаях на  передний  край  выдвигается  и  таким

 

принципом признается рациональность, в иных случаях — свобода, в  третьих  —

 

равенство и т. д. В таких  проектах преломляется весьма различный  социально-

 

исторический опыт.  То  же  надо  сказать  и  о  методологии  проектирования

 

социалистами системы  политико-юридических  институтов,  пригодной  —  с  их

 

точки зрения — для грядущего  общества. Немаловажные различия есть в  манере,

 

приемах,  стиле изложения политико-юридических идеалов,  фигурирующих   у

 

названных мыслителей.

 

Существовала и  теория  естественного  права.  Гуго  Гроций  определял

 

Естественное право определял  как  "предписание  здравого  разума".  Согласно

 

этому предписанию то или  иное действие — в зависимости  от  его  соответствия

 

или противоречия  разумной  природе  человека  —  признается  либо  морально

 

позорным, либо морально  необходимым.  Естественное  право,  таким  образом,

 

выступает  в  качестве  основания  и  критерия   для   различения   должного

 

(дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не  в

 

силу  какого-либо  волеустановленного   (людьми   или   богом)   предписания

 

(дозволения или запрета). Другое понимание естественного  права дал  Бенедикт

 

Спиноза. Законы  природы  он  характеризовал  как  "решения  Бога,  открытые

 

естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а  не  данные  в

 

божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы,  по  которым

 

извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой  природы.

 

На таком понимании  законов  природы  строится  и  трактовка  Спинозой

 

естественного права, поскольку  человек — это частичка  природы  и  на  него,

 

как  и  на  всю  остальную  природу,   распространяются   все   естественные

 

закономерности и  необходимости.  "Итак,  —  писал  Спиноза,  —  под  правом

 

природы я понимаю законы или правила, согласно которым все  совершается,  т.

 

е.  самую  мощь  природы.  И  потому  естественное  право  всей  природы  и,

 

следовательно, каждого индивида  простирается  столь  далеко,  сколь  далеко

 

простирается их мощь".

53.Контроль за СМИ

 

СМК, как и любые другие крупные учреждения, управляются  и контролируются определенными  лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных — государственные службы, в общественно-правовых — общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона. В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Он контролирует не только государственные, но и частные теле-и радиостанции, в частности, выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю. Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобод; одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств. Широкие возможности активного воздействия СМК на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли “четвертой власти” и обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе “медиократии”— власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению. Оценки растущего влияния СМК на политику и общество прямо противоположны. Некоторые авторы, например О. Тоффлер, видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации, информационного общества, реального движения к “гетерогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству”, способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты. Другие же мыслители, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие на личность и культуру масс-медиа и особенно телевидения, оценивают возрастающую роль информационной власти весьма пессимистично. Так, знаменитый итальянский кинорежиссер Федерико Феллини утверждал, что с “помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь: природа, наши друзья, литература, женщины — все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает всюду. Он проглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности” Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх.

54.Демократия участия.

 

Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии, или демократии участия. Сама теория, разработанная в 60-х гг. была очень популярна среди идеологов левых партий и движений.

 

Остановимся на основных положениях теории:

 

вовлечение всех слоев  общества в политический процесс  от выработки решений до их осуществления;

 

распространение принципа участия  на неполитические сферы, например в  образовании (доступность получения  образования), в экономике (самоуправление и рабочий контроль на производстве);

 

децентрализация принятия решений, означающая, что по менее сложным  вопросам решения принимаются через  процедуры прямой демократии;

 

упрощение процедуры выборов. Так, применительно к США идеологи левых настаивают на отмене института  выборщиков и на переходе к прямым выборам, на отмене системы регистрации  избирателей.

 

Не отрицая необходимости  в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной  системе, с прямой демократией у  основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют  право "отозвать" депутата.

55. монархия

 

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству. Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице. Подобное видно в политическом строении Киевской Руси: Властитель (монарх) был в столице.Признаки монархииОсновными признаками классической монархической формы правления являются:существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах)[1];наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.Виды монархий

 

По объему ограничений

 

Абсолютная монархия —  монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины