Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат
Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.
Для реализации избирательной правосубъектности граждан РФ установлены несколько ограничений: возраст, постоянное проживание, состояние здоровья и личная свобода. Для участия в выборах у нас установлен единый возраст — 18 лет, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год, Президентом РФ — 35 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
51.Формирование политологии как науки
Политология - это относительно
новая дисциплина в системе
социальных и гуманитарных
В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:
первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;
второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;
третий этап - это период
становления политологии как
самостоятельной научной и
Второй утвердившийся
методологический подход - социологический
- истолковывал политические
В целом для
европейских политологов
Мощное воздействие
на становление методологии и
проблематику политологии
Бихевиоралистский подход был ориентирован на два принципа неопозитивизма: принцип верификации, требующий установления истинности научных утверждений посредством их эмпирической проверки; принцип освобождения науки от ценностных суждений и этических оценок.Бихевиорализм, с одной стороны, отверг идеологическую тенденциозность в объяснении политики, но с другой - отказывал политологии в постановке проблем, направленных на социальное реформирование общества, что вызвало критику со стороны ряда известных политологов. В 70-х гг. в развитии западной политологии начался новый период, получивший название "постбихевиоральной революции". Было признано, что главным в политологи является не только описание, но и истолкование политических процессов, а также ответы на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений. Это привело к возрождению интереса к самым разнообразным исследовательским подходам: к историко-сравнительному методу, к исследовательскому подходу, разработанному М. Вебером, к марксизму и неомарксизму, в частности к идеям представителей Франкфуртской школы Т. Адорно (Портрет), Г. Маркузе (Портрет), Ю. Хабермаса (Портрет), Э. Фромма (Портрет). Политология вновь обратилась к нормативно-институциональным методам, объясняющим политику как взаимодействие институтов, формальных правил и процедур. Следствием постбихевиоральной революции стал своеобразный консенсус политологов относительно равноправия самых разнообразных подходов в изучении политической сферы и недопустимости признания приоритета какого-либо одного направления2. В послевоенный период политология существенно расширила и область своих исследований.Это, прежде всего, такие вопросы, как: политические системы ( Т. Парсонс (Портрет), Д. Истон, К. Дойч); политическая культура ( Г. Алмонд); политические режимы ((рис.) Х. Арендт (Портрет), К. Поппер (Портрет), К. Фридрих, З. Бжезинский (Портрет)); партии и партийные системы ((рис.) М. Дюверже, Дж. Сартори); конфликт и консенсус в политике ( Р. Дарендорф, С. Липсет).Политическая наука обогатилась новыми направлениями в исследовании проблем демократии. Р. Даль, Дж. Сартори, Й. Шумпетер (Портрет) разработали новые теоретические модели демократии (рис.) разработали новые теоретические модели демократии. В последние десятилетия возрос интерес к проблемам политической модернизации (С. Хантингтон (Портрет)) и проблемам создания условий, определяющих демократические преобразования разных стран. Развитие политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины - это не только период определения ее предметной сферы и методологической основы, но и период организационного оформления. Со второй половины XIX в. политология вступает на путь активного организационного оформления (Аним. 3). Существует несколько точек зрения относительно начала институционализации политологии, т.е. ее оформления в самостоятельное направление в сфере образования и научных исследований. Одни ученые связывают ее появление с возникновением в середине XIX в. в Германии правовой школы, ориентированной на изучение государства. Позже, в 1871 г., в Париже создается другой политологический центр - "Свободная школа политических наук". Другие исследователи в качестве символической даты появления политологии называют 1857 г., когда в США в Колумбийском колледже, впоследствии преобразованном в университет, стал читаться курс политической теории. В 1880 г. здесь открывается "Школа политической науки". С этого же года в Америке начинает издаваться первый политологический журнал. После второй мировой войны во многих странах наблюдается своеобразный "бум" на политологические исследования. Это стимулировало создание академических политических институтов и международных центров. Так, в 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была основана Всемирная ассоциация политических наук. В 70-90-е гг. ХХ в. происходит окончательная институционализация политической науки. Из вспомогательной дисциплины, которую нередко рассматривали как дополнение к юриспруденции и социологии, политология превратилась в общепризнанную, организационно оформленную академическую дисциплину с широко разветвленной системой образовательных и исследовательских учреждений3. Сложный путь развития прошла российская политология. Во второй половине XIX в. были созданы предпосылки для ее оформления в самостоятельную дисциплину. Есть мнение, что собственно первым политологическим трудом в России стала "История политических учений" Б.Н. Чичерина (Портрет), изданная в 1869 г.4 В конце XIX-начале ХХ вв. исследования русских ученых существенно обогатили не только отечественную, но и мировую политологию. Важным вкладом в развитие философии права и политики стали: психологическая теория права Л.И. Петражицкого, теория государства и власти И.А. Ильина (Портрет). Одновременно получила развитие и социология политики, связанная с именами С.А. Муромцева (Портрет) (рис.) и его последователя Н.М. Коркунова. К заслуге последнего можно отнести разработку социально-психологической концепции государства и права. Другой российский социолог и правовед М.М. Ковалевский (Портрет) обосновал необходимость использования историко-сравнительного метода при исследовании общества. Он считал, что понять природу государства и его деятельность невозможно без учета исторических корней и традиций. К числу классиков мировой политологии относится и российский ученый М.Я. Острогорский, который в конце XIX в. издает на французском языке двухтомный труд "Демократия и политические партии", положив тем самым начало исследованию партий и элит. Основываясь на фактическом материале, Острогорский ранее, чем Р. Михельс, описал феномен бюрократизации партий и показал опасность этой тенденции для демократии. Социалистическая революция и последующие события прерывают обозначившуюся традицию развития политической науки (Аним. 4). Формируется политология изгнания, "сохраняющая преемственность с академической политологией старой России, но пытающаяся обрести новый облик и найти новую проблематику"5. Идеологизация обществоведческих дисциплин в СССР практически сделала невозможным объективное и всестороннее исследование политической жизни. Но, несмотря на это, уже в 70-е гг. отечественные политологи обратились к разработке таких понятий, как "политическая система", "политическая культура", "политический процесс", "политическое лидерство и элита", "теория международных отношений", появились первые зачатки научных школ, связанные с именами Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, Г.Г. Дилигенского и Н.Н. Разумовича6. В середине 70-х гг. была создана советская ассоциация политических наук. Но право на существование политология завоевала лишь в конце 80-х гг., когда процессы либерализации общественной жизни сделали ее востребованной. В 1989 г. она официально была признана академической дисциплиной, после чего начался процесс создания институтов и центров политических исследований. С 1991 г. в вузах России стали создаваться политологические кафедры и появилась новая учебная дисциплина - "Политология".
52.Новое время и его идеи о политике.
Одной из фундаментальных политических идей нового времени была идея
договорного характера государства, которая пришла на смену средневековой
теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение
рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые
вдохновляющие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии
стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим
обоснованием правомерности такого шага, необходимости создания новых
политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе
человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».
В основу теории была положена идея о том, что независимый
самостоятельный индивид, появление которого было возможно только благодаря
утверждению частной собственности, составляет первооснову социального
здания — общества. В целях реализации своих священных и неотчуждаемых
естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов заключают
общественный договор. Этот договор означает переход от естественного
состояния общества, когда человек был частью природы и открыто проявлял
свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к цивилизованному, т. е. к
государственно-
существованию выражал желание человека установить порядок и справедливость,
потребность в обеспечении политико-правовых гарантий естественного
равенства индивидов.
Другая идея Европейского социализма обратилась к проблематике
государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны
быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй,
основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с
материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами
правления.
Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления общественных
низов к социальной справедливости, складывались и циркулировали весьма
разные взгляды и
друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими проекты
организации публичной власти будущего. Различен и содержащийся в них
принцип, в соответствии с которым должен создаваться и функционировать
новый миропорядок. В одних случаях на передний край выдвигается и таким
принципом признается рациональность, в иных случаях — свобода, в третьих —
равенство и т. д. В таких проектах преломляется весьма различный социально-
исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования
социалистами системы политико-юридических институтов, пригодной — с их
точки зрения — для грядущего общества. Немаловажные различия есть в манере,
приемах, стиле изложения политико-юридических идеалов, фигурирующих у
названных мыслителей.
Существовала и теория естественного права. Гуго Гроций определял
Естественное право определял как "предписание здравого разума". Согласно
этому предписанию то или иное действие — в зависимости от его соответствия
или противоречия разумной природе человека — признается либо морально
позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом,
выступает в качестве основания и критерия для различения должного
(дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в
силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания
(дозволения или запрета).
Другое понимание
Спиноза. Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые
естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в
божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым
извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.
На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой
естественного права, поскольку человек — это частичка природы и на него,
как и на всю остальную природу, распространяются все естественные
закономерности и необходимости. "Итак, — писал Спиноза, — под правом
природы я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т.
е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и,
следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко
простирается их мощь".
53.Контроль за СМИ
СМК, как и любые другие крупные учреждения, управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных — государственные службы, в общественно-правовых — общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона. В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Он контролирует не только государственные, но и частные теле-и радиостанции, в частности, выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю. Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобод; одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств. Широкие возможности активного воздействия СМК на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли “четвертой власти” и обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе “медиократии”— власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению. Оценки растущего влияния СМК на политику и общество прямо противоположны. Некоторые авторы, например О. Тоффлер, видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации, информационного общества, реального движения к “гетерогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству”, способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты. Другие же мыслители, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие на личность и культуру масс-медиа и особенно телевидения, оценивают возрастающую роль информационной власти весьма пессимистично. Так, знаменитый итальянский кинорежиссер Федерико Феллини утверждал, что с “помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь: природа, наши друзья, литература, женщины — все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает всюду. Он проглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности” Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх.
54.Демократия участия.
Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии, или демократии участия. Сама теория, разработанная в 60-х гг. была очень популярна среди идеологов левых партий и движений.
Остановимся на основных положениях теории:
вовлечение всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления;
распространение принципа участия на неполитические сферы, например в образовании (доступность получения образования), в экономике (самоуправление и рабочий контроль на производстве);
децентрализация принятия решений, означающая, что по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии;
упрощение процедуры выборов. Так, применительно к США идеологи левых настаивают на отмене института выборщиков и на переходе к прямым выборам, на отмене системы регистрации избирателей.
Не отрицая необходимости
в современных условиях представительной
демократии, сторонники этой модели настаивают
на смешанной форме политической
организации, на своеобразной пирамидальной
системе, с прямой демократией у
основания и демократией
55. монархия
Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству. Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице. Подобное видно в политическом строении Киевской Руси: Властитель (монарх) был в столице.Признаки монархииОсновными признаками классической монархической формы правления являются:существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах)[1];наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.Виды монархий
По объему ограничений
Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).
Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины