Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат
Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.
5. Соблюдение и охрана
прав и свобод граждан
6. Правовое государство
— это демократическое,
14. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ И ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Отличительными чертами парламентской республики являются образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.
Парламент формирует и
поддерживает правительство; издает законы,
которые правительство
В парламентской республике глава правительства, т.е. премьер-министр, официально не являющийся главой государства, реально является первым лицом в государстве. Президента в парламентской республике выбирает не народ, а парламент, т.е. окончательное решение всегда остается за партией, имеющей наибольшее количество мест в парламенте.
Президент в парламентской республике занимает в политической иерархии страны очень скромное место. Его политический вес практически hq зависит от выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, частично совпадая с функциями монарха в конституционных монархиях.
Недостаток парламентской республики прежде всего в том, что в правительстве, сформированном на основе партийной воли, каждый министр отстаивал бы интересы своей партии, а когда все партии лоббируют свои интересы, согласия достичь крайне непросто. Отличительный признак президентской республики состоит в том, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является еще и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент избирается непосредственно народом и сам назначает правительство, которое ответственно не перед парламентом, а перед ним.
Парламент может ограничивать
действия президента с помощью законов
и через принятие бюджета. Президент
обычно обладает правом отлагательного
вето на решения парламента. В результате
парламентские фракции
Недостатком президентской
республики является то, что президенты
зачастую не справляются с задачей
обеспечения согласованной
В отличие от парламентской формы правления, у президентской власти нет готовых решений о путях вывода страны из политического тупика без поддержки президента парламентским большинством. Результатом этого очень часто является полный паралич правительства, особенно в странах, где президентская форма правления сосуществует с многопартийной системой.
15. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Родоначальником теории разделения властей считают английского мыслителя Дж. Локка. Из теории общественного договора он выводит непосредственно происхождение отдельных видов власти. Локк различает законодательную, исполнительную и федеративную власти, но последняя рассматривается им в единстве с исполнительной, так как они подотчетны одному субъекту.
Ш. Монтескье, представитель французского Просвещения, впервые выделил судебную власть как обособленную от всех остальных ветвей. Он выдвинул идею независимых властей, сдерживающих и контролирующих друг друга. Также Монтескье пытался разобрать механизм их взаимодействия.
Впервые юридическое закрепление
данного принципа было осуществлено
в Конституции Соединенных
В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Разделение государственной власти на три ее ветви необходимо:
• для исключения абсолютизации, концентрации власти в одних руках, что неизбежно приводит к злоупотреблениям властью со стороны государственного органа или лица, к установлению диктатуры;
• для четкого разграничения
функций между ветвями
• с целью взаимного контроля, для осуществления которого создается система сдержек и противовесов.
Разделение властей
Выделяют следующие основные формы власти:
• законодательная;
• исполнительная;
• судебная.
16. ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ
Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.
Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:
• Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган Российской Федерации;
• законодательно-
По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.
Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.
Судебная власть — вид
государственной власти, отвечающий
за осуществление правосудия. Правосудие
является одним из видов государственной
деятельности, направленной на разрешение
социальных конфликтов, которые связаны
с нарушением норм права, путем гражданского,
административного и уголовного
судопроизводства. Суды — специальные
органы, посредством которых
Судебная система РФ состоит из трех ветвей:
• Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;
• суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;
• арбитражные суды.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
17. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе, благодаря которой обеспечиваются стабильность общества и определенный общественный порядок на основе использования государственной власти.
Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, которая включает в себя компоненты различного профиля:
• институциональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения и т.д.);
• функциональный, складывающийся
из совокупности всех тех ролей и
функций, которые осуществляются отдельными
социально-политическими
• регулятивный, выступающий в качестве совокупности политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, политические принципы, взгляды и т.д.);
• коммуникативный, представляющий собой совокупность отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с разработкой и осуществлением политики;
• идеологический, включающий в себя политические идеи, теории, концепции (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая специализация).
Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную индивидуальную структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.
Существуют подсистемы политической системы общества:
• политические организации, объединения, учреждения;
• политические отношения;
• политические и правовые нормы;
• политическая культура и политическое сознание. Основные функции политической системы:
1) интеграционная: выражена
в объединении в общественное
целое всех элементов
2) целеполагающая: состоит в установлении целей и задач развития общества;
3) организационная: заключается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества;
4) регулятивная: состоит в легитимации политики, обеспечении социального признания политики и власти, обеспечении политического участия граждан;
5) контролирующая: политическая
система должна контролировать
конфликты интересов разных
18. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА С социологической
• степень политического участия граждан, их включенность в процесс принятия государственных решений;
• характер отношения институтов власти к основным правам и свободам человека и гражданина;
• степень возможного
конкурентного соперничества
• соответствие мероприятий
государственных
• наличие и статус государственной идеологии и отношение власти к оппозиционным течениям;
• свобода слова и средств массовой информации;
• методы государственного
управления, доля убеждения, насильственного
принуждения при поддержании
стабильности политической системы. Понятие
политического режима отражает динамический,
функциональный характер политической
системы. Качественными характеристиками
политического режима являются объем
прав и свобод человека и гражданина,
методы осуществления государственной
власти, характер взаимоотношений между
государством и обществом, наличие
или отсутствие возможностей общества
влиять на принимаемые политические
решения, способы формирования политических
институтов, методы выработки политических
решений. Политический режим представляет
собой совокупность форм, методов
и приемов осуществления
Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины