Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 126.86 Кб (Скачать файл)

 

5. Соблюдение и охрана  прав и свобод граждан являются  одной из важнейших задач правового  государства. Правовое государство,  устанавливая верховенство закона, устанавливает и равенство всех  граждан перед законом и независимым  судом.

 

6. Правовое государство  — это демократическое, социальное, светское государство, в котором  обеспечиваются политические права  и свободы, участие народа в  осуществлении законодательной  власти. Граждане имеют право  на социальную поддержку со  стороны государства, провозглашаются  свобода вероисповедания и совести,  отделение церкви от государства.  Все это предполагает высокий  уровень правовой и политической  культуры и развитие гражданского  самосознания в обществе.

14. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ И ПАРЛАМЕНТСКАЯ  РЕСПУБЛИКИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

 

Отличительными чертами  парламентской республики являются образование правительства на парламентской  основе и его формальная ответственность  перед парламентом.

 

Парламент формирует и  поддерживает правительство; издает законы, которые правительство принимает  к исполнению; утверждает государственный  бюджет; осуществляет контроль над  деятельностью правительства и  может выразить ему вотум недоверия, что повлечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; представляет альтернативные варианты правительственных решений и  всего политического курса.

 

В парламентской республике глава правительства, т.е. премьер-министр, официально не являющийся главой государства, реально является первым лицом в  государстве. Президента в парламентской  республике выбирает не народ, а парламент, т.е. окончательное решение всегда остается за партией, имеющей наибольшее количество мест в парламенте.

 

Президент в парламентской  республике занимает в политической иерархии страны очень скромное место. Его политический вес практически  hq зависит от выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, частично совпадая с функциями монарха в конституционных монархиях.

 

Недостаток парламентской  республики прежде всего в том, что в правительстве, сформированном на основе партийной воли, каждый министр отстаивал бы интересы своей партии, а когда все партии лоббируют свои интересы, согласия достичь крайне непросто. Отличительный признак президентской республики состоит в том, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является еще и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент избирается непосредственно народом и сам назначает правительство, которое ответственно не перед парламентом, а перед ним.

 

Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов  и через принятие бюджета. Президент  обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В результате парламентские фракции стараются  добиться финансирования тех статей, которые выгодны им, а правительство  старается добиться бездефицитного государственного бюджета и всячески сокращает расходы. В результате деловое обсуждение перерастает  в политическую борьбу.

 

Недостатком президентской  республики является то, что президенты зачастую не справляются с задачей  обеспечения согласованной деятельности крупных парламентских фракций, и эта проблема особенно ярко проявляется  на примерах многопартийной или усеченной  двухпартийной системы, приводя  к негативному обострению естественного  соперничества между ветвями  власти.

 

В отличие от парламентской  формы правления, у президентской  власти нет готовых решений о  путях вывода страны из политического  тупика без поддержки президента парламентским большинством. Результатом  этого очень часто является полный паралич правительства, особенно в  странах, где прези­дентская форма правления сосуществует с многопартийной системой.

15. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ  ВЛАСТЕЙ

 

Родоначальником теории разделения властей считают английского  мыслителя Дж. Локка. Из теории общественного  договора он выводит непосредственно  происхождение отдельных видов  власти. Локк различает законодательную, исполнительную и федеративную власти, но последняя рассматривается им в единстве с исполнительной, так как они подотчетны одному субъекту.

 

Ш. Монтескье, представитель  французского Просвещения, впервые  выделил судебную власть как обособленную от всех остальных ветвей. Он выдвинул идею независимых властей, сдерживающих и контролирующих друг друга. Также  Монтескье пытался разобрать  механизм их взаимодействия.

 

Впервые юридическое закрепление  данного принципа было осуществлено в Конституции Соединенных Штатов Америки, а также в конституционных  актах Великой французской революции.

 

В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип  разделения властей. Статья 10 Конституции  РФ гласит: «Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

 

Разделение государственной  власти на три ее ветви необходимо:

 

• для исключения абсолютизации, концентрации власти в одних руках, что неизбежно приводит к злоупотреблениям властью со стороны государственного органа или лица, к установлению диктатуры;

 

•  для четкого разграничения  функций между ветвями государственной  власти, позволяющего эффективно выполнять  поставленные задачи перед каждой из ветвей власти;

 

•  с целью взаимного  контроля, для осуществления которого создается система сдержек и  противовесов.

 

Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти на составляющие, но не означает многовластия. Власть едина, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между  ее ветвями.

 

Выделяют следующие основные формы власти:

 

•  законодательная;

 

•  исполнительная;

 

•  судебная.

16. ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ

 

Сущность законодательной  власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения  воли народа. Кроме законодательной  она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.

 

Законодательная власть носит  представительный характер. Она состоит  из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:

 

•  Федеральное Собрание — представительный и законодательный  орган Российской Федерации;

 

•  законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

 

По предметам ведения  в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить  конституционным законам. Законодательная  власть на любом уровне функционирует  в тесной взаимосвязи с другими  ветвями власти.

 

Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной  властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Систему  органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его  подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих  полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным  законам.

 

Судебная власть — вид  государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной  деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны  с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды — специальные  органы, посредством которых реализуется  судебная власть.

 

Судебная система РФ состоит  из трех ветвей:

 

•  Конституционный суд  России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;

 

•  суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;

 

•  арбитражные суды.

 

Судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и ФЗ, а  не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны  и несменяемы. Конституция РФ устанавливает  также, что финансирование судей  должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность  независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным  законом.

17. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Политическая система  представляет собой совокупность государственных  и общественных организаций, объединений, правовых норм, принципов организации  и осуществления политической власти в обществе, благодаря которой  обеспечиваются стабильность общества и определенный общественный порядок  на основе использования государственной  власти.

 

Политическая система  представляет собой многофункциональную  структуру, которая включает в себя компоненты различного профиля:

 

•  институциональный, состоящий  из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения и т.д.);

 

•  функциональный, складывающийся из совокупности всех тех ролей и  функций, которые осуществляются отдельными социально-политическими институтами  и их группами (формы и направления  политической деятельности, способы  и методы осуществления власти, средства воздействия на об­щественную жизнь);

 

•  регулятивный, выступающий  в качестве совокупности политико-правовых норм и других средств регулирования  взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, политические принципы, взгляды и  т.д.);

 

•  коммуникативный, представляющий собой совокупность отношений между  субъектами политической системы по поводу власти, в связи с разработкой  и осуществлением политики;

 

•  идеологический, включающий в себя политические идеи, теории, концепции (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая специализация).

 

Каждый из компонентов  политической системы имеет свою собственную индивидуальную структуру, формы внутренней и внешней организации  и способы выражения.

 

Существуют подсистемы политической системы общества:

 

•  политические организации, объединения, учреждения;

 

•  политические отношения;

 

•  политические и правовые нормы;

 

•  политическая культура и политическое сознание. Основные функции политической системы:

 

1)  интеграционная: выражена  в объединении в общественное  целое всех элементов социальной  структуры на базе ценностей,  идеалов, как их понимают господствующие  экономические и политические силы;

 

2) целеполагающая: состоит в установлении целей и задач развития общества;

 

3)  организационная: заключается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества;

 

4)  регулятивная: состоит в легитимации политики, обеспечении социального признания политики и власти, обеспечении политического участия граждан;

 

5) контролирующая: политическая  система должна контролировать  конфликты интересов разных социальных  групп, социальную целостность  общества. Эта функция выражает  способность политической системы  снимать постоянную социальную  напряженность, преодолевать конфликты.  Она может быть осуществима  только через контроль над  распределением ценностей (материальные  и духовные ресурсы, культурные  достижения, политические привилегии  и т.д.).

18. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО  РЕЖИМА С социологической точки  зрения политический режим —  это особый социальный механизм, способ управления обществом,  соединяющий, с одной стороны,  базовые модели формирования  органов власти и методы принятия  политических решений, с другой  — способы участия различных  политических субъектов, правящей  элиты, лидеров партий, групп интересов,  отдельных граждан. Таким образом,  политический режим включает  в себя следующие параметры:

 

•  степень политического  участия граждан, их включенность в  процесс принятия государственных  решений;

 

•  характер отношения  институтов власти к основным правам и свободам человека и гражданина;

 

•  степень возможного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок  в процессе формирования органов  государственной власти;

 

•  соответствие мероприятий  государственных административных органов правовым основам, проявляющееся  в соблюдении конституционных норм и других законов страны;

 

•  наличие и статус государственной идеологии и отношение власти к оппозиционным течениям;

 

•  свобода слова и  средств массовой информации;

 

•  методы государственного управления, доля убеждения, насильственного  принуждения при поддержании  стабильности политической системы. Понятие  политического режима отражает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются объем  прав и свобод человека и гражданина, методы осуществления государственной  власти, характер взаимоотношений между  государством и обществом, наличие  или отсутствие возможностей общества влиять на принимаемые политические решения, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений. Политический режим представляет собой совокупность форм, методов  и приемов осуществления политической власти, а также характер взаимоотношений  политических институтов и организаций.

Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины