Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 126.86 Кб (Скачать файл)

 

Политическое сознание классифицируют в зависимости от его различных  типов. Это понятие включает в  себя некоторые существенные характеристики, присущие определенной группе исторически  сложившихся структур политического  сознания. Это логически организованная система политических ценностей, приоритетов  и ориентиров. Выделяют открытый и  закрытый типы политического сознания. Открытый предполагает способность к восприятию инородного социального опыта, культурных ценностей и традиций. Закрытый основывается на корпоративных, локальных, групповых нормах и целях и не приемлет общечеловеческие ценности и ориентиры. Политическое сознание многопланово и несет в себе различные социальные установки, поскольку для получения всесторонне достоверной информации о нем требуется его просмотр одновременно в нескольких ракурсах.

 

Тип политического сознания тесно контактирует с типом политического  поведения личности, той или иной социальной группы. В этом плане  в современных условиях политическое сознание классифицируют по следующим  типам:

 

•  консервативное: различные  течения консерватизма объединяются общей функцией — идейно-политическим оправданием и стабилизацией  исторически изживающих себя структур;

 

•  либеральное: как тип политического сознания отталкивается от принципа свободы личности, предпринимательства, рынка, выступает за демократию и гражданские права;

 

•  радикальное: определяют как социальный критицизм, направленный на изменение существующей политической системы.

 

Функции политического сознания: познавательная: дает представление  об окружающей политической действительности и позволяет человеку ориентироваться  в ней; когнитивная: выражает потребность  человека и социальных групп в  отражении и осознании индивидуальных, групповых и общественных интересов; идеологическая: обосновывает, защищает и оправдывает интересы человека и общества в целом; оценочная: внутреннее отношение субъекта в окружающему миру политики, которое находит свое выражение в оценках, касающихся этого мира; целе-полагательная: содержит установку на достижение определенных результатов деятельности. Готовность индивида к целенаправленной деятельности обусловлена мотивом. Мотив вызывает активность, обусловливает выбор предмета деятельности, пути движения к предмету, формы деятельности субъекта; коммуникативная: означает взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и институтами; прогностическая: заключается в способности группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов.

42. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ  ВЫБОРОВ

 

Социальная ценность выборов  в том и состоит, что они  по своему внутреннему смыслу являются одним из существенных моментов нравственного  и политического самоутверждения  граждан и осознания себя в  качестве таковых. Это одновременно и способ политической самоорганизации  гражданского общества, обеспечивающий его автономию, и юридически признанная за гражданами и их политическими  объединениями возможность быть субъектами государственной власти и управления.

 

Разумеется, формально-юридическая  возможность быть субъектом избирательного политического права не означает наличие действительной способности  им быть. Но для этого и существуют выборы как социальный процесс и  институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, публичного, а не мнимого и иллюзорного  участия граждан и их объединений  в формировании и осуществлении  государственной власти, ответственной  перед гражданами и контролируемой гражданами.

 

Современное понятие выборной демократии и законодательства как  системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие  в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом.

 

Избирательное право и  избирательный процесс обнаруживают и фиксируют политологические и  социологические характеристики власти, ее социополи-тическую динамику и структуру взаимоотношений между личностью и государством и, шире, культурно-исторический тип отношений властвования и гос­подства, установившийся в обществе на той или иной стадии его развития. Через избирательное право и его систему просматривается не декларируемая, а реальная политическая структура, ее институты, нормы, ценности и правосознание общества и государства.

 

Избирательное право является базовой юридической структурой, внутри и в рамках которой через  избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляются становление, формирование и преобразование демократической государственности, ее конституирование в качестве публично-правовой формы организации народовластия. Именно избирательное право определяет два важнейших признака политической демократии — общенародный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) — только по итогам периодически проводимых выборов. Основное назначение избирательных технологий в любой их модификации — собрать отдельные частички народного суверенитета, носителями которого является каждый гражданин в отдельности, и в концентрированном виде делегировать его законно избранным представителям уже как политической публично-правовой корпорации.

 

Нормы избирательного права  регулируют отношения, связанные с  использованием важнейших политических ресурсов — времени пребывания у  власти и методов ее перемещения  в неоднородном социальном пространстве.

43. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Внешняя политика — неотъемлемое направление деятельности государства. Ее сущность заключается в налаживании  отношений с другими государствами, и она является логическим продолжением внутренней политики. Однако внешнюю  политику нельзя определять только как  продолжение внутренней, внешняя  политика имеет собственные специфичные  черты, которые отличают ее от внутренней:

 

•  определение и реализация целей во внешней политике осуществляется с учетом интересов других суверенных государств — участников международной  политики;

 

•  внешняя политика обладает собственным обособленным организационно-институциональным  обеспечением.

 

Но при всей специфичности  внешней политики нельзя забывать и  про ее взаимосвязь с внутренней.

 

Цели внешней политики любого государства строго разграничены. Они обусловлены общественно-политическим устройством, формой проявления, традициями, идеологией, связями с другими  государствами. Среди основных целей  внешней политики выделяют:

 

•  обеспечение национальной безопасности государства. Очевидно, что  обеспечение безопасности государства  отвечает его жизненным потребностям. Без реализации этой цели внешней  политики как таковой не может  существовать;

 

•  рост экономического, политического  и оборонного потенциала государства. Является одной из важнейших целей  внешней политики. Государство через  свою внешнюю политику может приумножать  свои силы (через принадлежность к  военным блокам, получение экономической  помощи и т.д.);

 

•  упрочение международных  связей и позиций государства. Престиж  государства в международной  политике возможен только при выполнении первых двух целей.

 

Внешняя политика выполняет  три основные функции:

 

•  охранную: она связана с защитой прав, интересов страны и граждан за границей, предотвращением возникновения угроз для государства, его границ и т.д.;

 

•  репрезентативно-информационную: выражается в представлении государства на международной арене через соответствующие его органы, выражающие его взгляды и интересы;

 

•  переговорно-организаторскую: состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам.

 

Выделяют следующие средства внешней политики:

 

•  информационно-пропагандистские: выполняют важную роль и проявляются  в различных формах пропаганды, информации, в культурной политике;

 

•  политические: охватывают прежде всего сферу дипломатических отношений;

 

•  экономические: предполагают использование экономического потенциала для воздействия на политику других стран;

 

•  военные: охватывают армию, военный потенциал государства. Примером военного давления могут служить  маневры, учения в приграничных районах, пограничные провокации, демонстрации обладания новыми видами оружия.

44. ПОЛИТИКА И МИРОВАЯ  ЭКОНОМИКА

 

В последней трети XX в. политика и экономика приобретают отчетливо  выраженный международный характер. Это является следствием тенденции  к формированию единой мировой цивилизации, следствием масштабных глобализационных процессов. В качестве одной из форм проявления данной тенденции выступило появление ряда международных экономических и политических организаций.

 

Так, большую роль в развитии экономического партнерства играют сегодня такие международные  организации, как ООН, Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), ЮНЕСКО.

 

В Европе важное место в  деле координации политики занимает Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

 

Потребность в активном воздействии  политики на экономику качественно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких экономических кризисов, потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики. Новейшая история дает нам немало примеров подобного рода.

 

Такая ситуация сложилась  в России на рубеже 1980-1990 гг., когда  начался переход к рыночной экономике  и страна оказалась в жесточайшем  кризисе. Его возникновение было обусловлено целым комплексом причин, важнейшей из которых явилось отсутствие эффективного воздействия политики на экономическое развитие общества.

 

Политика оказывает большое  влияние и на социальную сферу  общественной жизни. Например, политическими  средствами осуществляется воздействие  на формирование социально-классовой  структуры общества: развитие фермерства, индивидуальных хозяйств, предпринимательства  приведет к по­явлению новых классовых общностей.

45. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

К сфере международных  политических отношений относится  взаимодействие не только между двумя  государствами, но и любой вид  деятельности, связанный с реализацией  общественных и групповых интересов, если они реализуются на международной  арене.

 

В современной реальности международных отношений присутствует ряд противоречий, их осложняющих.

 

Во-первых, существует, с одной  стороны, общепризнанное в международных  документах формальное равенство всех государств, с другой — их реальное абсолютное неравенство. При этом данное реальное неравенство существует не только в величине, мощи, экономическом  и военном потенциале государств, но и в правовом отношении: одни страны являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, другие — нет. Одни страны имеют право на обладание  ядерным оружием, а другим запрещены  исследования в этой области. Международные  организации на данном этапе находятся  под влиянием крупных государств, а зачастую и в финансовой зависимости  от них.

 

Во-вторых, международные  отношения в значительной степени  носят фрагментарный характер, т.е. отсутствует сложившаяся широкая  и полномасштабная система, которая  бы регулировала весь круг отношений. В большой степени международные  отношения основываются на договорах  между конкретными государствами, однако договоры регулируют лишь небольшую  часть всего реального объема отношений.

 

В-третьих, сама система международных  отношений во многом неоднородна. В  ряде случаев политика зависит от взаимных симпатий первых лиц государств, однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами стран, что вносит свои определенные трудности в договорный процесс. Поэтому нестабильность договоров  является одной из наиболее реальных проблем современных международных  отношений. Государства без каких-либо препятствий могут пересмотреть существующие международные договоры.

 

В-четвертых, международное  право, т.е. система норм и регламентации  отношений между государствами, в значительной степени носит  декларативный характер, что отражается на его применимости.

 

Разумеется, международные  отношения состоят не только из проблем; за последние десятилетия государства  значительно продвинулись в деле налаживания связей и контактов, что позволило преодолеть значительную часть существующих проблем.

 

Существуют два основных подхода к современной международной  политике. В основе первого лежит  представление о том, что субъектом  международных отношений являются государства, а мировая политическая система отношений есть система  отношений между этими государствами. Другой подход основой международных  отношений считает систему норм, закрепленную в договорах между  ведущими государствами. В соответствии с таким подходом история международных  отношений делится на периоды  господства, разделения и закрепления  мира, баланса между государствами, когда международные отношения  строятся на основе генеральных многосторонних межгосударственных отношений.

46. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ТРАДИЦИЯ: ОСНОВАНИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ  ДИНАМИКА

 

На этапе зарождения феодализма и возникновения государственности  отличительной чертой политических теорий была их практически-политическая направленность. Это нашло отражение  в первом политическом произведении киевского митрополита Иллариона  — «Слово о законе и благодати». В про­изведении рассматриваются проблемы киевского государства, ставится задача централизации власти киевского князя. После освобождения от монголо-татарского ига на первый план в политических теориях стали выдвигаться внутренние проблемы государственной власти в России.

Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины