Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат
Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.
Политическое сознание классифицируют в зависимости от его различных типов. Это понятие включает в себя некоторые существенные характеристики, присущие определенной группе исторически сложившихся структур политического сознания. Это логически организованная система политических ценностей, приоритетов и ориентиров. Выделяют открытый и закрытый типы политического сознания. Открытый предполагает способность к восприятию инородного социального опыта, культурных ценностей и традиций. Закрытый основывается на корпоративных, локальных, групповых нормах и целях и не приемлет общечеловеческие ценности и ориентиры. Политическое сознание многопланово и несет в себе различные социальные установки, поскольку для получения всесторонне достоверной информации о нем требуется его просмотр одновременно в нескольких ракурсах.
Тип политического сознания тесно контактирует с типом политического поведения личности, той или иной социальной группы. В этом плане в современных условиях политическое сознание классифицируют по следующим типам:
• консервативное: различные
течения консерватизма
• либеральное: как тип политического сознания отталкивается от принципа свободы личности, предпринимательства, рынка, выступает за демократию и гражданские права;
• радикальное: определяют как социальный критицизм, направленный на изменение существующей политической системы.
Функции политического сознания:
познавательная: дает представление
об окружающей политической действительности
и позволяет человеку ориентироваться
в ней; когнитивная: выражает потребность
человека и социальных групп в
отражении и осознании
42. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ
Социальная ценность выборов
в том и состоит, что они
по своему внутреннему смыслу являются
одним из существенных моментов нравственного
и политического
Разумеется, формально-юридическая
возможность быть субъектом избирательного
политического права не означает
наличие действительной способности
им быть. Но для этого и существуют
выборы как социальный процесс и
институт, политико-правовая ценность
и механизм воспитания гражданского
политического сознания, чтобы выработать
навыки действительного и
Современное понятие выборной
демократии и законодательства как
системы государственно-
Избирательное право и
избирательный процесс
Избирательное право является
базовой юридической
Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с использованием важнейших политических ресурсов — времени пребывания у власти и методов ее перемещения в неоднородном социальном пространстве.
43. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Внешняя политика — неотъемлемое
направление деятельности государства.
Ее сущность заключается в налаживании
отношений с другими
• определение и реализация целей во внешней политике осуществляется с учетом интересов других суверенных государств — участников международной политики;
• внешняя политика обладает
собственным обособленным организационно-
Но при всей специфичности внешней политики нельзя забывать и про ее взаимосвязь с внутренней.
Цели внешней политики
любого государства строго разграничены.
Они обусловлены общественно-
• обеспечение национальной безопасности государства. Очевидно, что обеспечение безопасности государства отвечает его жизненным потребностям. Без реализации этой цели внешней политики как таковой не может существовать;
• рост экономического, политического и оборонного потенциала государства. Является одной из важнейших целей внешней политики. Государство через свою внешнюю политику может приумножать свои силы (через принадлежность к военным блокам, получение экономической помощи и т.д.);
• упрочение международных связей и позиций государства. Престиж государства в международной политике возможен только при выполнении первых двух целей.
Внешняя политика выполняет три основные функции:
• охранную: она связана с защитой прав, интересов страны и граждан за границей, предотвращением возникновения угроз для государства, его границ и т.д.;
• репрезентативно-
• переговорно-организаторскую: состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам.
Выделяют следующие средства внешней политики:
• информационно-
• политические: охватывают прежде всего сферу дипломатических отношений;
• экономические: предполагают использование экономического потенциала для воздействия на политику других стран;
• военные: охватывают армию, военный потенциал государства. Примером военного давления могут служить маневры, учения в приграничных районах, пограничные провокации, демонстрации обладания новыми видами оружия.
44. ПОЛИТИКА И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В последней трети XX в. политика
и экономика приобретают
Так, большую роль в развитии экономического партнерства играют сегодня такие международные организации, как ООН, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), ЮНЕСКО.
В Европе важное место в деле координации политики занимает Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Потребность в активном воздействии политики на экономику качественно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких экономических кризисов, потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики. Новейшая история дает нам немало примеров подобного рода.
Такая ситуация сложилась в России на рубеже 1980-1990 гг., когда начался переход к рыночной экономике и страна оказалась в жесточайшем кризисе. Его возникновение было обусловлено целым комплексом причин, важнейшей из которых явилось отсутствие эффективного воздействия политики на экономическое развитие общества.
Политика оказывает большое влияние и на социальную сферу общественной жизни. Например, политическими средствами осуществляется воздействие на формирование социально-классовой структуры общества: развитие фермерства, индивидуальных хозяйств, предпринимательства приведет к появлению новых классовых общностей.
45. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
К сфере международных политических отношений относится взаимодействие не только между двумя государствами, но и любой вид деятельности, связанный с реализацией общественных и групповых интересов, если они реализуются на международной арене.
В современной реальности
международных отношений
Во-первых, существует, с одной стороны, общепризнанное в международных документах формальное равенство всех государств, с другой — их реальное абсолютное неравенство. При этом данное реальное неравенство существует не только в величине, мощи, экономическом и военном потенциале государств, но и в правовом отношении: одни страны являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, другие — нет. Одни страны имеют право на обладание ядерным оружием, а другим запрещены исследования в этой области. Международные организации на данном этапе находятся под влиянием крупных государств, а зачастую и в финансовой зависимости от них.
Во-вторых, международные
отношения в значительной степени
носят фрагментарный характер, т.е.
отсутствует сложившаяся
В-третьих, сама система международных
отношений во многом неоднородна. В
ряде случаев политика зависит от
взаимных симпатий первых лиц государств,
однако подписанные ими договоры
нуждаются в ратификации
В-четвертых, международное право, т.е. система норм и регламентации отношений между государствами, в значительной степени носит декларативный характер, что отражается на его применимости.
Разумеется, международные
отношения состоят не только из проблем;
за последние десятилетия
Существуют два основных
подхода к современной
46. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ: ОСНОВАНИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА
На этапе зарождения феодализма
и возникновения
Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины