Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 126.86 Кб (Скачать файл)

 

В современной политологической науке существуют различные подходы  к классификации политических режимов. Характер политического режима определяют исходя из количества партий, наличия  реальной оппозиции, уровня политических свобод граждан и существования  свободных выборов. Есть типологии, в основе которых лежит деление на «восточные» и «западные» режимы, а также на «западные» и «марксистские». Более сложные классификации основываются на представлении об организации политической власти как системы и совокупности классов, партий, элит. Исходя из данных критериев политические режимы разделяют на либеральные, демократические и тоталитарные.

 

Современная политология  выделяет два наиболее общих типа существующих политических режимов: демократические  и антидемократические. Из демократических наиболее распространенными в мире являются парламентские и президентские режимы. Антидемократические делятся на тоталитарные и авторитарные политические режимы.

19. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ Общие принципы демократического  политического режима: 1. Признание  народа источником власти в  суверенном государстве. Народный  суверенитет состоит в том,  что именно народу принадлежит  учредительная, конституционная  власть в государстве, что народ  выбирает своих представителей  и может периодически сменять  их, а в ряде стран имеет  также право непосредственно  участвовать в разработке и  принятии законов путем народных  инициатив и референдумов. 2. Участие  граждан в формировании органов  власти, принятии политических решений  и осуществлении контроля за органами власти. Носителями представительной власти являются также парламент и другие законодательные органы, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. 3. Приоритет прав и свобод гражданина над правами государства. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые юридически закрепляются за ними. Действует принцип: «разрешено все, что не запрещено». 4. Принцип политического равенства всех граждан. Каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в избирательном процессе, если для этого нет ограничений, установленных судом. 5. Принцип выборности органов государственной власти. Предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны в соответствии с установленными законом процедурами и периодически переизбираться. 6. Верховенство закона во всех сферах жизни. Четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые законом. 7. Принцип разделения властей. Каждая из властей самостоятельна, независима, исполняет свои собственные функции. 8. Институты гражданского общества самостоятельны, действуют без государственного вмешательства. Личная жизнь, семья, досуг неподконтрольны государству. 9. Принцип многопартийности. Все политические партии должны быть поставлены в одинаковые правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться исключительно в рамках закона. 10. Политический и идеологический плюрализм. В обществе отсутствует какая-либо идеология, а различные идеологические течения противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей. 11. Принцип свободы слова, обеспечивающий возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства. 12. Силовые службы выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются с помощью закона. 13. Экономической основой демократии выступают многообразие форм собственности, рынок, конкуренция, экономически независимый человек. 14. Демократический режим находит свое правовое отражение в конституции и законодательстве страны.

20. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ"'

 

Авторитаризм — это  такая установленная или навязанная форма политического режима, которая  концентрирует власть в руках  одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается  роль других органов и ветвей власти и, прежде всего, умаляется роль представительных институтов.

 

Можно утверждать, что наиболее существенными чертами авторитаризма  как политического режима являются три:

 

во-первых, концентрация власти в руках одного лица или одной  ветви этой власти;

 

во-вторых, существенное снижение роли представительных органов власти;

 

в-третьих, сведение к минимуму роли оппозиции и автономии различных  политических систем, резкое свертывание  различных демократических процедур (политических дебатов, массовых митингов и т.д.).

 

Авторитаризм большинством населения воспринимается как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается. Авторитаризм устанавливается вопреки  мнению большинства или по крайней мере без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс. Именно вследствие массовой поддержки тоталитаризм в научной литературе иногда правомерно называют диктатурой массовых движений.

 

Также важное методологическое значение имеет и социологически правильное решение вопроса: каков тот объективный критерий, с помощью которого можно утверждать, что в данной стране уже утвердился авторитаризм или же он в ней уже разрушен. Принципиальная важность этой проблемы определяется многими практическими и теоретическими причинами. Ведь на основе того, что в отдельных странах есть черты, характерные для сложившегося авторитаризма, нельзя считать такой режим авторитарным в целом. Необходимо отбросить любые попытки считать авторитарными политические режимы, где налицо антидемократические черты, сходные или аналогичные тем, которые имеют место при сложившемся тоталитаризме (массовые репрессии, террор), без должной полноты и необходимой внутренней связи этих черт. Не только неверно, но и методологически вредно называть авторитаризмом политические режимы далекого прошлого, режимы, выросшие в своих исторических условиях, а не на почве обстоятельств XX в. — колыбели авторитаризма.

21. ТОТАЛИТАРИЗМ: ТЕОРИЯ И  ПРАКТИКА

 

Понятие «тоталитаризм» впервые  появилось в западной социологии и политологии, первыми его употребляли  в начале 20-х годов прошлого столетия либералы Д. Амендола и П. Габети для осуждения антидемократических черт фашистского политического режима, позже понятие было применено по отношения к нацистскому режиму Гитлера в Германии. И в силу такого происхождения оно с самого начала обрело негативно-осуждающий характер, став обозначением крайне недемократических политических режимов.

 

Одна из ключевых проблем, встающая перед исследователями  недемократических политических режимов, — выяснение общественных корней или первопричин возникновения  тоталитарных порядков в самых, казалось бы, неодинаковых условиях: в Италии 20-х годов, в Германии 30-х и в  Советском Союзе послеоктябрьского  сталинского периода. При всех попытках западной политологии ответить на этот вопрос, при определенных интересных догадках и высказываемых авторами ценных мыслях этот вопрос и сегодня в этой политологии не является решенным.

 

У Италии 20-х, Германии 30-х  и СССР сталинских годов было нечто  повторяющееся и весьма существенное, что и стало первопричиной  утверждения тоталитаризма. Тоталитаризм становится возможным и действительным в тех условиях и странах, которые  в ходе своего развития по тем или  иным причинам объективно оказываются  перед исключительными, экстремальными задачами, для решения которых  необходима чрезвычайная мобилизация  энергии, усилий всего населения. И  граждане, понимая ситуацию, идут за «спасителями» нации, вождями народа. Как раз с этими первопричинами связаны и некоторые общие, основополагающие черты тоталитаризма, и прежде всего распространение в таких странах не просто общей, а обязательно мессианской моноидеологии — социальной или национальной, утверждение авторитета отстаивающей ее единственной партии и появление харизматических личностей — отцов нации, ее «великих вождей». Если в Италии и Германии такой мессианской моноидеологией была национал-фашистская идеология, то в СССР — мессианский большевизм.

 

С приходом к власти тоталитарных сил становятся явью еще три черты: создается и пускается в ход  государственная машина принуждения, развязывающая массовые репрессии, террор, преследование инакомыслия.

 

В советский период насилие  занимало, что очевидно, не совсем обычное  место в обществе и сознании людей. Можно выделить две основные его  формы. Во-первых, массовые заключения людей, в значительной части случаев  перерастающие в истребление, депортацию, геноцид. Во-вторых, конфискация имущества  во всех формах, охватившая большинство  граждан.

 

Масштабы, периодичность  и длительность подобной практики свидетельствовали  об особой, благоприятствующей ей духовной атмосфере, способствующей ее определенной нравственной легализации и участию  в ней всего общества. Например, зафиксированы случаи, когда крестьяне, только что постра­давшие от продотрядов, присоединялись к ним по доброй воле и шли расправляться с соседней деревней.

 

 

24. ПОНЯТИЕ  И ФУНКЦИИ ИДЕОЛОГИИ

 

Начиная с конца XVIII в. начали формироваться нерелигиозные политические течения, организации и доктрины. За два последних столетия многие из них знали и взлеты и падения, тем не менее в той или иной форме они развивались, отвечали на общественные изменения и потребности  новых групп и си­туаций, появлявшихся в обществе.

 

В современном мире классические идеи консерватизма, либерализма, анархизма, реформизма, социализма, коммунизма изменяются, приспосабливаясь к реалиям постиндустриальной эпохи и переходных процессов, доминирующих в сегодняшнем мире. Основу каждого  политического течения составляют идеологическая доктрина — набор  взаимосвязанных представлений  об идеале общества, его экономической  и политической системе — и  политические организации, созданные  сторонниками этих доктрин.

 

Идеология — это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых и других знаний о мире и роли человека в нем. В  сфере идеологии формируются  системы ценностей различных  общественных групп, в системе идеологии  они осознают свои интересы, цели и  про­грамму деятельности. Общественная идеология, по сути, может быть выражена теоретически, а может существовать в массовом сознании как некая система ценностных ориентиров. Идеология всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в нем. Также идеология накапливала знания, собранные предшествующими поколениями, стимулировала и направляла человеческое поведение, определяла преобразование, развитие и функционирование общества в истории человечества. Таким образом, идеологическая структура является определяющей силой развития и функционирования всех общественных систем.

 

Выделяют политическую, правовую и религиозную идеологию.

 

Предназначение идеологии  заключается в выражении интересов  социальных групп, классов. Это предполагает познание и осознание этих интересов, разработку программных идей и средств  по их достижению. Идеологические системы  включают в свое содержание и экономические, и политические кон­цепции.

 

Политические идеологии  действуют в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического  поведения и составляют мировоззренческую  основу политики, политических концепций. Политическую идеологию можно определить как специфическое учение, обосновывающее притязания того или иного класса, социальной группы на власть, ее использование  и добивающееся в связи с этими  целями подчинения общественного мнения.

 

Основные функции политической идеологии: познавательная; оценочная (аксеологическая); программно-целевая; прогностическая — моделирование будущего развития общества, получение представления о лучшем устройстве общества, к которому необходимо стремиться как к идеалу; интегрирующая; защитная — обеспечивает конкурентную борьбу функционирующих в обществе идеологий; социально-организующая — определяет принципы организации и управления социумом.

25. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ

 

Национализм. Выделяются три  типа: государственный, культурный и  этнический. Первый в качестве основной идеи выдвигает интересы нации —  всех граждан государства, второй —  людей, принадлежащих к одному типу социальной культуры, третий — представителей одной этнической общности. Основными  признаками государственного национализма являются признание специфичности  пути развития нации и ее предназначения, единства нации и государства. К теории этнического национализма тесно примыкает теория расизма — обоснование превосходства одной расы над другой. Ко второму типу примыкают теории единства представителей одной культуры, например панславизм, панисламизм и т.д.

 

Технократизм — политическая концепция, опирающаяся на ценности развития, верование в безграничные технические возможности организации общества. Его основой являются выходцы из сфер промышленности, науки. Концепция технократизма зачастую берется на вооружение политиками, пыта­ющимися отойти от традиционных конфронтационных моделей политической идеологии. Представители этого направления верят в возможность перенесения на общественный организм особенностей технической структуры, что, по их мысли, позволяет оказывать влияние на общественную систему.

 

Коммунизм — в рамках этой идеологии существуют порой достаточно враждебные друг другу доктрины, такие  как ленинизм, государственный коммунизм, троцкизм, маосизм и т.д. Коммунистическая концепция включает в себя классовую теорию, согласно которой общество разделено на классы, борющиеся между собой. Цель коммунизма — построение бесклассового общества, где отсутствует классовая эксплуатация, а общественные богатства служат целому народу. Социальным обоснованием концепции выступают трудящиеся и их наиболее передовые представители. В политической области коммунизм предполагает установление власти трудящихся путем совершения революции при подавлении сопротивления эксплуататорских классов, которые должны быть лишены собственности.

 

Социал-демократизм. Выделился  в начале XX в. из более широкого — социалистического, распространившегося в XIX в. на основе развития промышленности и осознания рабочими своих интересов. Базовые ценности — свобода, демократия, социальная справедливость и солидарность — могут быть дос­тигнуты постепенно, в ходе реформирования общества, без революционных преобразований. Цель концепции — построение общества социальной демократии, которая будет признавать все подсистемы общества — экономическую, духовную, социальную, политическую. Экономическая демократия предполагает смешанную экономику с наличием разных форм собственности, контроль общества за рыночными процессами, участие в управлении производством всех трудящихся. Социальная демократия предполагает ликвидацию любых форм социального отчуждения, неравенства, дискриминации. Основой социальной демократии является социальное партнерство различных групп: трудящихся, собственников, управленцев и бюрократии.

Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины