Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат
Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.
31. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Политическая элита —
особая группа людей, имеющая привилегированное
положение в структурах политико-государственной
и политико-негосударственной
Платон делил общество на три страты: философскую сверхэлиту, элиту управляющих и массу. Но первые классические теории элит были сформированы только в начале XIX в. Г. Моской, В. Парето и Р. Ми-хельсом. Все они рассматривали общество как единство относительно малочисленного привилегированного класса управляющих и большинства управляемых. Критериями принадлежности к элите могут быть: организаторские способности, интеллектуальное или материальное превосходство, особые индивидуальные качества и т.д. Обобщенно социологические теории, в которых употребляется термин «элита», можно разделить на две группы. Первые элитой называют слой, находящийся на самой вершине общественной пирамиды (Моска, Лассуэлл). Вторые под элитой понимают тех людей, которые достойны находиться на вершине общества (Ортега-и-Гассет, Тойнби). Парето относится одновременно к обеим группам. Он считал, что социум находится в равновесном состоянии, если большинство тех, кто входит в правящую элиту, обладает определенными качествами — неважно, хорошими или плохими с точки зрения морали, — которые обеспечивают им власть.
Выделяют две причины возникновения и существования политической элиты общества. Во-первых, потребность в управлении обществом порождает существование элиты. Во-вторых, эгоцентричность человеческой природы (забота о себе и своих близких) выделяет элитарный класс.
Уже в начале 1920-х гг. социологи, придерживающиеся элитаристского подхода, указывали на невыполнимость поставленной большевиками задачи построения бесклассового общества в России. Классовая борьба, по их мнению, должна была закончиться не диктатурой пролетариата, а господством тех, кто говорит от имени пролетариата, т.е. привилегированного меньшинства, элиты.
32. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
Политическая партия —
добровольный союз людей, объединенных
единством целей и действий во
имя интересов определенной личности,
стремящихся к обладанию
Сущность политической партии — это выражение и защита интересов определенных социальных групп и слоев общества. Есть три способа образования политической партии: путь «сверху» предполагает формирование партии на базе парламентской группы, политической элиты; путь «снизу» предполагает формирование партии на основе общественных движений или объединений сторонников конкретной идеологии; комбинированным является способ возникновения, когда соединяются встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.
В отличие от социальных движений и ряда других организаций, политические партии имеют непосредственное отношение к власти. Они стремятся к ее завоеванию или к влиянию на нее. Политические партии характеризуются степенью внутренней организованности. В некоторых партиях существует фиксированное членство. Внутренняя жизнь партии определяется ее уставом, внешняя — конституцией страны, называющей ее права и обязанности в обществе. Также партию отличает наличие программы действий и определенной идеологической системы ориентации.
Основными признаками партии
являются: идеология, система общих
ценностей и норм поведения; добровольное,
организованное объединение людей;
нацеленность на осуществление политической
власти; выражение и защита политических
интересов определенных социальных
групп; наличие определенной программы
деятельности партии; особый социальный
статус, стремление к оказанию прямого
влияния на политическую жизнь, важная
роль в проведении выборных кампаний;
специфическое положение в
Структура политической партии состоит из трех уровней:
• блок избирателей, массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой в течение избирательных кампаний. Принадлежность к данной группе основана на приверженности, а не на фактическом членстве;
• официальная партийная организация. Лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный архив, рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в составе партии выделяются «законодатели» и «члены правительства», которые становятся вторым руководящим звеном партии;
• партия в системе правления, должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президент, губернаторы, члены парламента и т.д.
33. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
Исходным субъектом социальной жизни является личность, а исходным субъектом политической жизни — гражданин. Гражданином считается любой член общества, обладающий гражданством. Гражданство — это постоянная политико-правовая связь физического лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Сущность гражданства не только в признании конституции данной страны, но и в возможности участия в избирательных процессах.
Помимо рядовых граждан значимыми субъектами политической жизни страны являются политические группы. В демократическом государстве обычные граждане оказывают влияние на его политику двумя способами: голосованием на выборах; созданием организованных общественных групп. Такие группы называются общественными, так как участвующие в них граждане не получают за свою работу заработной платы, не проводят школьное или вузовское обучение, не регистрируются в качестве обычной организации, фирмы, предприятия.
Выделяют два типа организованных общественных групп: группы давления: группы, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союзы предпринимателей); группы интересов: группы, выступающие с новой инициативой по изменению законов.
Группы интересов надо
отличать от политических партий по двум
критериям. Во-первых, группы интересов
не стремятся завоевать
Как только происходит обострение
какой-либо проблемы, она сразу же
привлекает внимание массы людей, из
которых выделяются организаторы будущего
движения. Правительство и парламент
благодаря тому, что их внимание
обратили на себя активно действующие
группы интересов, лучше ориентируются
во множестве проблем и сразу
же выделяют ключевые. Занимаясь одной
проблемой на протяжении долгого
времени, группы интересов готовят
квалифицированные кадры —
Группы интересов и группы давления как посредники между гражданами и государством выполняют свои функции следующим образом:
• взаимодействуют с кандидатами в депутаты, а также с членами исполнительных и представительных органов;
• участвуют в финансировании законопроектов, экспертиз, заключений правительственных органов;
• контролируют соблюдение уже принятых решений, законов, постановлений, вплоть до обращения в суд;
• наблюдают за деятельностью
правительства в отдельных
34. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Разнообразные формы политической деятельности субъектов политики образуют политический процесс. В общей форме политический процесс можно охарактеризовать как последовательное изменение, движение, развитие политической жизни, имеющее определенную направленность. Политический процесс можно понимать по-разному:
• во-первых, как форму функционирования политической системы общества и ее развития;
• во-вторых, как один из общественных процессов, который отличается от правового, экономического, идеологического и других процессов. Его специфической чертой является достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и соответствующих норм;
• в-третьих, как конечный результат процесса определенного масштаба, такого как формирование партии или движения, проведение выборов и т.д. Общественная жизнь есть совокупность разнообразных процессов, тех или иных изменений общественных явлений, взаимосвязи причин и следствий, действий людей и соответствующих результатов. Понятие «процесс» означает последовательную смену явлений, состояний, а также совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Эти значения отражают существенные стороны в развитии любых социальных явлений, в том числе политических.
Субъективные стремления участников политических действий связаны с их реальными интересами и в конечном счете направлены на завоевание или удержание политической власти, на обеспечение нормального функционирования политической системы, на закрепление или преобразование совокупности общественных отношений. Результаты политической деятельности выражаются в конкретных изменениях социальной действительности. Но эти изменения часто оказываются нетождественными субъективным устремлениям, так как наряду с задуманными результатами могут присутствовать и неожиданные. Поэтому нельзя упускать из виду то, что политический процесс детерминирован объективными факторами и характеризуется определенными закономерностями, образовывающимися в результате взаимодействия институтов и сил, находящихся вне субъекта политики. С другой стороны, любой процесс есть совокупная деятельность социальных и политических групп, организаций и индивидов, является своеобразной материализацией сознания и воли последних.
Таким образом, политический
процесс — это последовательное
изменение социально-
35. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ, ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ
Политическое участие — это то, из чего складывается реальный политический процесс. Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, по-разному вовлечены в политический процесс. Исходя из критерия степени участия в политике выделяют следующие группы:
• аполитичная группа — не участвующие в политике граждане;
• голосующие на выборах члены социума;
• участники деятельности политических партий и других политических организаций, а также проводимых ими кампаний;
• политическая элита, политические
лидеры. Существуют также формы нелегального
политического участия: демонстрации,
митинги, пикеты, не санкционированные
властями; различные формы протеста
против безнравственных действий политического
режима (голодовки, самосожжения и т.д.);
прямой отказ в повиновении
В целом политическое участие — это действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на господствующую политику, управление делами государства или выбор политических лидеров на любом уровне политической власти — муниципальном или федеральном. Политическое участие может быть организованным или хаотичным, эпизодическим или постоянным, базирующимся на законных или на незаконным методах.
Выделяют два основных типа политического участия:
1) автономное — это
сознательная активность
2) мобилизованное — вынужденное
действие, когда участие в политике,
например голосование, или в
политическом собрании зависит
от неполитических стимулов, таких
как страх, подкуп и т.д. Этот
вид политического участия
Главную роль в политическом участии играют выборы в органы государственной власти. Свободное голосование является одним из наиболее эффективных методов разрешения политических конфликтов, надежным средством легитимации политического режима, а также средством политической социализации. Однако выборы не всегда выполняют только позитивные функции политического процесса. В обществе, находящемся на стадии реформ, с расколотой политической системой и неустойчивой социальной структурой появляется все больше возможностей для маргинальных слоев общества влиять на политику в негативном плане, тормозить политические реформы, особенно если в государстве преобладает консервативная идеология и отсутствуют общепризнанные политические институты. В таких условиях задачей реформаторов является достижение концентрации власти в руках тех, кто лучше информирован и разделяет демократические взгляды.
Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины