Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат
Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.
Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).
Парламентарная монархия
— вид конституционной
Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
По традиционному устройству
Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия[2]. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии[3][4].
Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности[5].
Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.
Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан), исламскую (Саудовская Аравия) и буддистскую (Бутан до 2008 года) и др. теократическую монархию.Выборная монархия — монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически — промежуточная форма правления между монархией и республикой.Преимущества и недостатки Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;Монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:Монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.Недостатками монархии называют:
Если в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в монархии — после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и/или других претендентов на престол для получения власти, в то время как в республике для тех же целей используют агитацию среди народа.
Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
При монархии больше теоретической возможности для возникновения диктатуры[6];
При монархии плюрализм мнений обеспечивается хуже, чем при республике;
Теория монархииМонархия с точки зрения монархистов — это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества)[6]. Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного устройства, в то время как республика нередко — «выдумкой дьявола».Виды монархий по качеству монархической власти Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.
Истинная монархия — Это
именно есть та монархия, в которой
одно лицо получает значение Верховной
власти: не просто влиятельной силы,
а власти верховной. Это же может
случиться, во вполне чистом виде, только
при одном условии: когда монарх,
вне сомнения для нации и самого
себя, является назначенным на государственное
управление от Бога. Но для того, чтобы
она могла быть действительно
Верховной властью
Монархия деспотическая, или Самовластие — отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Она имеет своим руководством Божественное учение, нравственный идеал, ясный долг, и все это существует не только как учение, но и как реальное содержание народной души, с которой пребывает Сам Бог. Посему в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Фактически, конечно, он возможен, но как исключительное и недолговременное явление. Его существованию противодействуют все силы, какими живёт нация и сам Монарх. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию. Это — власть Верховная, но совершенно произвольная.
Монархия абсолютная —
абсолютизм, как по смыслу понятия,
так и по смыслу исторического
факта, означает власть ничем не созданную,
ни от чего, кроме самой себя не зависящую,
ничем, кроме самой себя, не обусловленную.
Когда народ сливается с
Монархические государства современности
Абсолютные монархии,
с неограниченной властью
Конституционные монархии, в которых монарх обладает законодательной властью
Конституционные монархии, в которых законодательная власть принадлежит парламенту
Государства-члены
Содружества Наций, признающие
в качестве номинального главы
государства монарха
В списках представлены
монархии на 1 января 2011 года. Отдельным
списком представлены
В РоссииОрганизации и партии,
выступающие за возрождение монархии
в России: «Всероссийский Монархический
Центр»[8], «Российское Монархическое общественное
Движение»[9], «Российский Имперский Союз-Орден»,
«Память», «Союз Русского Народа», «РНЕ»
(газета «Евпатий Коловрат» № 48), «Чёрная
сотня», Ячейки Национал-Синдикалистского
Наступления. Популяризация монархических
идей содержится в «Проекте РОССИЯ», «Русской
Доктрине» и в программе общественного
движения «Народный собор».Сегодня среди
монархистов в России нет единого мнения
относительно того, кто имеет права на
российский престол и c помощью каких юридических
процедур возможно возвращение к монархии.
В российском монархическом движении
можно условно выделить кириллистов, соборников,
легитимистов-центристов. Основное различие
между ними заключается как в отношении
к проблеме престолонаследия, так и в преемственности
национального права. «Кириллисты» признают
права на престол за потомками Великого
Князя Кирилла Владимировича — двоюродного
брата Николая II. В настоящее время это
Великая Княгиня Мария Владимировна и
её сын Георгий Михайлович. Права этой
ветви дома Романовых на российский Престол
«кириллисты» обосновывают законом Российской
империи о престолонаследии и Соборной
клятвой 1613 года. В противовес им, «соборники»
указывают, что за прошедшее с 1917 года
время обстоятельства поменялись настолько
кардинально, что сейчас уже нельзя руководствоваться
данными законами. Основываясь на том,
что в 1905 году Николай II намеревался лишить
Кирилла Владимировича всех прав члена
Императорской фамилии (включая права
на наследование Престола)[10], а также на
поведение Кирилла Владимировича во время
Февральской Революции[11], когда он демонстративно
прикрепил красную ленточку, «соборники»
не признают за его потомками прав на престол
и полагают необходимым созыв Всероссийского
Земского Собора, который определит новую
династию.Легитимисты-
56.Классическая теория элит
В течение многих веков
бесспорной аксиомой политической мысли
было то, что власть в обществе распределена
неравномерно. Вместе с тем в эпоху
буржуазных революций и среди
философов, и среди политиков
стало преобладать убеждение, что
все граждане (или, но меньшей мере,
мужчины) могут делить власть поровну.
Радикальные критики
Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины