Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 126.86 Кб (Скачать файл)

36. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 

В современной науке выделяют следующие основные подходы к  трактовке лидерства:

 

•  это разновидность  власти, отличием которой является направленность сверху вниз, а также  то, что ее носителем выступает  не большинство, а один человека или  группа лиц;

 

•  это управленческий статус, социальная позиция, которая  связана с принятием решений, эго руководящая должность. Такая  интерпретация лидерства выходит  из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и  ролей. Занятие в этой системе  позиций, связанных с выполнением  управленческих функций, дает человеку статус лидера;

 

•  это влияние на окружающих людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерен ряд особенностей: а) воздействие  лидера должно иметь постоянный характер и распространяться на всю группу, общество; б) у политического лидера четко расставлены приоритеты во влиянии, отноше­ния лидера и ведомых характеризуют асимметричность, неравенство во взаимном влиянии; в) влияние лидера опирается не на применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства;

 

•  это своего рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели  в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы  их реализации. Специфика политического  предпринимательства состоит в  персонализации политического товара как общего блага; • это символ общности и эталон поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно  стихийно и имеет широкий круг последователей. Политическое лидерство  отличается от политического руководства, которое предполагает жесткую и  форматизирован-ную систему отношений господство — подчинение. Понятие политического лидерства включает в себя два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективная деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая личностную активность, имеет определяющее значение для оценки индивида как политического лидера. Второй аспект — личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту — определяет главным образом только сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как хорошего или плохого руководителя. Учитывая все это, отделение политического лидерства от его закрепленной руководящей позиции представляется неправомерным.

 

Политическое лидерство  представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или  нескольких лиц, занимающих управленческие позиции, на все общество, организацию  или группу. В структуре лидерства выделяют три основных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты влияют непосредственно на эффективность лидерства.

37. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

 

Политический кризис —  состояние системы, при котором  власть становится не способна выполнять свои организаторские и иные функции. Кризисы политической системы, уподобляясь болезням организма, могут быть легкими и тяжелыми. Бывают кризисы, которые приводят к разрушению не только поли­тической системы, но и системы всего общества и его институтов управления.

 

Политические кризисы  чаще всего связаны со сменой политической элиты. Такие кризисы не всегда приводят к полному изменению состава  элит, правительственных кабинетов, правящих партий и т.д. и, как правило, разрешаются по результатам корректировки  прежнего политического курса.

 

Целостные или тотальные  политические кризисы почти всегда влекут за собой появление новых  элит либо кардинальные изменения всей социально-политической жизни, например в случаях осуществления революции, как это было в России в 1917 г. Развитие исторических событий приводит к  появле­нию кризисов, и задача политической элиты состоит в том, чтобы такие кризисы разрешать без каких-либо серьезных последствий для социально-политической структуры государства.

 

Если политическая элита  не справляется с задачами по социально-политическому  развитию в условиях преодоления  кризиса, она сменяется другой элитой, более подготовленной к действиям  в жестких условиях. Чем естественнее, культурнее проходит процесс смены  политических элит, тем более разви­тым можно считать общество и сами элиты. Неспособность политической элиты дать ответ на вопрос о путях выхода из кризиса, ее нежелание расставаться с властью приводят к появлению тоталитарных форм правления — режимов усиленного идеологического и государственного подавления реакции населения страны на нестабильность и дефектность сложившейся политической ситуации.

38. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Политическая культура —  это часть духовной культуры общества, общепринятая система сложившихся  у его членов политических взглядов, убеждений, традиций, нравственных норм и политических установок, регулирующих поведение людей в институтах политической системы и гражданского общества. Политическая культура —  это совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которая является общепринятой и служит регулированию политического  поведения всех членов данного социума. Она состоит не только из политических идеалов, ценностей и установок, но и из действующих норм политической жизни.

 

Если анализировать политическую культуру на индивидуально-групповом  уровне, она является культурой участия; в таком контексте возможно определение  политической культуры как совокупности позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения  власти и граждан.

 

Функциями политической культуры в обществе являются: идентификация, реализация потребности человека в  понимании своей групповой принадлежности; ориентация, объяснение смысла политических явлений; адаптация и социализация посредством приобщения к навыкам  политического поведения; интеграция, направленная на сохранение ценностей  и объединение вокруг заданных ценностей определенных групп; коммуникация, осуществляющая взаимодействие субъектов и институтов власти на основе стереотипов и символов.

 

С точки зрения понимания  политической культуры как формы  деятельности взаимосвязи политического  сознания и политического поведения  культура участия включает в себя 4 компонента:

 

•  когнитивный (познавательный) — это представления о различных сторонах политической жизни общества;

 

•  аффективный (эмоционально-чувственный) — это чувства и переживания, которые испытывает субъект политики в связи с его участием в  политической жизни общества;

 

•  аксиологический (оценочный) — это выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия поставленным целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам;

 

•  поведенческий —  политическое поведение как способ реагирования на происходящие в общественной и политической жизни события.

 

Если понимать концепцию  культуры как способ анализа существующей политической системы, на первый план выдвигается анализ культуры властвования. Тогда предметом анализа становятся качество составляющих политическую систему  институтов власти и управления, объяснение и оценка моделей функционирования властных отношений. Это понятие  отражает важные признаки политической системы: совокупность ценностей и  норм, определяющих характер и границы  властного воздействия системы  на граждан; уровень соответствия реального

39. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

 

Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения  людей друг к другу, порожденных  изначально существовавшими обычаями и традициями, имеет первенствующее к политике отношение. Прежде всего это первенство функциональное, так как отсутствие надлежащего этико-гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации самой политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками вырабатывавшейся общечеловеческой нравственности выше престижа любой политики. Для политики не могут быть безразличны существующие в конкретном обществе моральные ценности. Именно поэтому в высокоразвитых, стабильных обществах к политике и к политикам предъявляются строгие нравственные требования.

 

В современных условиях особое значение приобретают проблемы морального прогресса и прогресса политики, применимости моральных оценок к  политической действиям, вопросы соотношения  целей и средств в политике, пределов допустимости насилия к личности, социальной группе, нации и государству.

 

Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но так или  иначе она присутствует во всех ее проявлениях. В политике действуют  жесткие законы и правила, поэтому  нравственный прогресс в обществе не всегда сопровождается соответствующим  прогрессом в политике. Такие нравственные категории, как благо, добро, зло, справедливость, которыми оперирует политическое мышление, зачастую имеют иное содержание, чем эти же категории в осознании моральном: фигурируя в политическом мышлении, они несут утилитаристски-практическую нагрузку. За ними обычно скрываются достаточно элитарные польза или вред для различных субъектов социума вследствие функционирования государства. И зачастую людей всегда намного легче увлечь в сторону зла, нежели добра.

 

В политологии решение  вопроса о соотношении цели и  средств неразрывно связано с  проблемой разделения политики и  морали, так как это позволяет  при выборе политических способов достижения цели освобождаться от моральных  норм и запретов. Наиболее полно  подход к проблеме соотношения целей  и средств в политике выразил Н. Макиавелли: главным в политике выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. Цель оправдывает средства. Таким образом, все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой конкретной целью.

 

Исходя из истории политических и этических учений, современных  теоретических концепций и политической практики можно выделить несколько  основных вариантов взаимодействия между политикой и моралью:

 

1.  Первенство морали  поотношению к политике.

 

2. Обособленное существование  политики и морали, вплоть до  полного разрыва между ними.

 

3. Дискуссии в отношении  проблемы соотношения целей и  средств в политике.

 

4.  Право политики зачастую  действовать вразрез с нормами  морали.

 

5. Оправдание аморализма  политики, игнорирование ею морали.

 

6.  Взаимодействие политики  и морали в процессе их влияния  друг на друга.

 

7.  Нравственная оценка  результатов политических действий.

 

8.  Политическое сознание.

40. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ

 

С появлением государства  и развитием политической организации  общества возникает и развивается  политическое сознание. Это та часть  общественного сознания, которая  имеет непосредственное отношение  к политическим явлениям и процессам. Политическое сознание является одной  из центральных категорий политологии, обозначает восприятие субъектом той  части окружающей его действительности, которая связана с политикой. Это совокупность взглядов, установок, которые выражают отношение людей  к государству и партиям, политическим ценностям и целям, традициям  и нормам политической жизни. Таким  образом, политическое сознание — это  совокупность взглядов, оценок, эмоций, касающихся политики.

 

Политическое сознание выражается в трех аспектах: знания, оценка, эмоции — и имеет два измерения: гносеологическое (познавательная деятельность, через  которую постигается сущность субъектов  и объектов политики, управляющие  ими законы, связи политической сферы  с другими областями жизни  общества) и социологическое (роль и  значение политического сознания в  политической системе общества, его  социальные функции, это субъективный компонент деятельности личности в  политике). Данный аспект связан с выявлением носителей сознания, определением их интересов и мотивов деятельности. Возникая и развиваясь в рамках осознания и реализации общезначимых политических интересов, политическое сознание выступает понятийным, оценочным, символическим и иным отображением реальных взаимодействий классов, социальных групп, граждан, борющихся за осуществление своих целей.

 

Познание политической жизни  происходит на двух уровнях: эмпирическом (практическом) и теоретическом (политическая идеология). Различие между двумя  уровнями состоит в глубине и  полноте отражения политики, ее реальностей: эмпирическому недоступны объективные закономерности политической жизни, их познание осуществляется политико-теоретическим сознанием. Обыденное политическое сознание нельзя отождествлять с ложными представлениями, полностью сотканными из иллюзий и заблуждений. Эмпирическое сознание служит базисом для теоретического, и им ассимилируются некоторые понятия и идеи политической теории.

 

Становление и развитие политического  сознания происходит следующим образом: формирование системы потребностей и нужд общества; выполнение определенных ролей и актуализация потребностей; формирование системы ценностных ориентиров; идентификация родственной социальной группы; четкое осознание собственных  интересов, потребностей в социально-политической сфере; адекватная оценка существующей возможности влиять на политическую деятельность, учитывая собственные  субъективные интересы; принятие системы  ценностей и установок, которые  формируют последующие политические устремления.

 

Среди факторов, влияющих на формирование политического сознания, следует отметить и специфику  политической культуры, деятельность институтов политической системы, психологическое  давление с помощью средств массовой информации.

41. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО  СОЗНАНИЯ

 

Политическое сознание большей  своей частью принадлежит к мотивирующей сфере осознаваемого (интересы, потребности, побуждения). Оно присутствует в  каждом политическом акте, прямо регулирует всякое политическое поведение, и именно поэтому оно является практически  политическим сознанием. Политическое сознание возникает в ходе практичес-ки-деятельностного осмысления людьми особой формы социальной культуры классового общества — политики.

Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины