Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 126.86 Кб (Скачать файл)

26. ЛИБЕРАЛИЗМ

 

История либерализма, являющегося  первой политической идеологией, насчитывает  около двух с половиной веков. Родоначальниками ее были Дж. Локк, Т. Гоббс  и А. Смит. Либерализм обосновал процесс  становления и развития самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся  буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия  выразила свои права на власть в  либеральной политико-идеологической доктрине.

 

Сегодня либерализм являет собой  совокупность различающихся между  собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор либеральный  ценностей. Исходным тезисом либеральной  идеологии является положение о  священности и неприкосновенности прав и свобод личности (право на жизнь, свободу, частную собственность  и т.д.), об их приоритете над интересами общества и государства. Главный  принцип либерализма — свобода  человека. Это условие реализации им своих неотъемлемых жизненных  прав. Экономическая доктрина классического либерализма базируется на нескольких положениях: право человека на собственность, свободный рынок, конкуренция, независимость экономической деятельности от государства.

 

Условиями самореализации личности либерализм считает зрелое гражданское  общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм как принцип  организации жизни общества на началах  многообразия, правовое государство  с ограниченными возможностями  вмешательства в жизнь гражданского общества. Политический либерализм воспринимает свободу человека как абсолютную ценность, ограниченную только одним  условием — законом, выражающим справедливость и защиту от посягательств другого человека на неотъемлемые права личности. Либеральное мировоззрение можно в целом охарактеризовать как отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь. Государство играет роль ночного сторожа, который охраняет законные интересы граждан.

 

Глубокий кризис первой трети XX в. выявил ограниченные возможности  либерализма сдерживать процессы нарастания социального расслоения, что потребовало  модернизации либеральной политической доктрины. Был принят тезис о необходимости  расширения ряда социальных функций  государства и полномочий его  вмешательства в экономическую  и социальную сферы — государство  всеобщего благоденствия. Также  положение о жестком распределении  политических ролей управляющих  и управляемых сменилось тезисом  о единении всех политических сил  как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы  были признаны справедливость, ограниченность государства правом, ориентация правительства  на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. После этой модернизации классический либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл  которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы.

27. КОНСЕРВАТИЗМ

 

Как политическая идеология  консерватизм складывался в XVIII в. Основные идеи были сформулированы Эдмундом Берком и Жаном де Местром. Консерватизм образовывался как реакция на революционные изменения. Его базовыми идеями являются: сохранение основных ценностей, присущих обществу; поддержание религии, семьи, традиционной морали, ценностей нации и государства; приостановление быстрых изменений общества, опора на сложившийся естественный порядок и систему. Всякие политические решения должны приспосабливаться к обычаям и национальным традициям, а не наоборот. Од­ной из разновидностей консерватизма является традиционализм. Его цель — возвращение к коренным устоям, базовым основам общества. Традиционализм тесно связан с местничеством, религиозными верованиями, опорой на культурные традиции. Национальные виды консерватизма отличаются друг от друга, как и культурные основы. Наиболее принципиальны различия между западным и восточным консерватизмом. Они состоят в признании Западом ведущей роли рынка, ценностей демократии и неотъемлемых прав человека.

 

Консерватизм сегодня  выступает за ограниченную демократию, способную спасти плюралистическое общество от разрушения: за сильную  власть, способную принимать действенные  решения, особенно в периоды кризисов; за самоутверждение нации посредством  завоевания государством лидирующего  места в международных отношениях.

 

Основными ценностями консервативной политической доктрины являются порядок, стабильность и традиционализм. Эти  ценности вытекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом  естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято  считать в либерализме. Логика прогресса  задана свыше, поэтому не нужно вмешиваться  в ход исторического процесса. Принимая принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства, консерватизм трактует их как результат  развития некоего естественного  жизненного начала. Политическим идеалом  консерватизма являются сильное  государство, четкая политическая стратификация: властью обладает элита, а свобода  есть подчинение власти и лояльность к ней. Однако классический консерватизм тоже смог трансформироваться в такие  формы неоконсерватизма, как рейганизм, тэтчеризм, довольно далеко ушедшие от первоначальной идеи. Во-первых, консерватизм заметно эволюционировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при большом ограничении экономических и социальных функций государства за счет приватизации государственной собственности и сокращения количества социальных программ. Во-вторых, консерватизм превратился в идеологию широких слоев среднего класса западного общества. Неоконсерватизм органично соединил в единое целое старые ценности доиндустриальной эпохи — семью, религию, мораль с ценностями постиндустриальной эры — творческим трудом, уникальностью каждой личности, ускоренным развитием культуры, образования, активным привлечением работников к управлению производством.

28. ВЛАСТЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ

 

Политическая власть —  совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов социума единой политической воле посредством убеждения  и принуждения. В зависимости  от преобладания убеждения или принуждения  выделяют основные формы существования  политической власти: тоталитарную; авторитарную; демократическую.

 

Политическая власть делится  на политико-государственную и политико-негосударственную (власть политических партий, общественно-политических движений). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).

 

В истории существовали три  основные разновидности политической власти: анонимная, среди членов первобытного общества; индивидуализированная, возникающая  с усложнением процессов разделения труда и выделением новых видов  деятельности; институализированная, опирающаяся на дея­тельность общественных институтов, которые выполняют определенные функции.

 

Дополняя типологию, можно  сказать о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в  конце XX в., — системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население Суть и  социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть — реальная способность правительства  управлять своими подданными, а цель государства, политики — увеличение власти любыми средствами.

 

Гоббс называл государственной  власть индивидуума, чьей воле подчиняются  все прочие члены общества. Власть выступает в качестве соединения воедино воли всех граждан.

 

Идея политической власти как господства общей воли, которая  опирается на принуждение, была воспринята марксизмом. Но непосредственно в  качестве субъекта общей воли здесь  выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, заменяется, по существу, властью капитала.

 

В толковании М. Вебера власть является отношениями господства людей  над людьми, базирующегося на внутренне  оправданном насилии. Политика же обозначает стремление к участию во власти или  к оказанию влияния на распределение  власти. Именно Вебер ввел в научный  оборот наиболее известное на сегодняшний  день определение власти, звучащее как возможность для одного деятеля  в определенных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне.

 

Таким образом, политическая власть — это понятие, которое  обозначает реальную способность определенного  класса, большой социальной группы или большинства людей данного  общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить  свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели методами убеждения  и принуждения.

29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И  СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

 

Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.

 

Ресурсами власти называют потенциальные  средства, которые могут использоваться, но еще не используются или используются недостаточно масштабно. В широком  смысле ресурсы власти — это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Главными средствами осуществления власти являются политика, административные акты, правовые нормы.

 

Доминирующей властью  в современном обществе является государственная. Являясь основным объектом в политической борьбе,' она добивается своих целей различными средствами — идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Монополия на принуждение с помощью государственного аппарата принадлежит государственной власти. В основе системы власти — отношения субординации, т.е. многоуровневого подчинения иерархии. Средства осуществления власти различаются у центральных и региональных органов, у государственных и негосударственных структур.

 

В классификации ресурсов власти используется также принцип, основанный на человеческом факторе, который  направлен на поиск мотивов поведения  объекта и субъекта власти. Выделяют типы властвования на основе страха, убеждения, интереса. Каждый тип ресурсов власти имеет свои особенности реализации и предел эффективности. В обществах  с развивающейся экономикой и  сильным индивидуализмом отчетливо  прослеживается соревнование двух основных типов ресурсов власти: материального  интереса и его символа — денег, с одной стороны, и принуждения  и страха — с другой. Использование  поощрения более распространено в условиях, где нет классовых противоречий и основой общества является средний класс. Принуждение наиболее распространено в странах со слабо развитыми демократическими традициями и институтами.

 

Более тщательный анализ феномена власти требует исследования ее механизмов. Чтобы понять сущность власти, надо раскрыть особенности ее функционирования на каждом из измерений политической власти, так как в рамках каждого  социального института реализуется  свой способ властвования.

30. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ

 

И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ВЛАСТИ

 

Пространство политической власти образуется тремя основными  измерениями: первое вытекает из отношений  между политическим субъектом и  той социальной общностью, которую  субъект представляет — ось представительства. Второе измерение представляет собой  многообразие отношений политического  субъекта с различными социальными  институтами общества и политической элитой — это институциональная  ось. На третьей оси откладываются  различные техники и практические решения политическим субъектом  встающих перед обществом проблем. Каждое из этих измерений предполагает наличие политического субъекта, под которым понимается индивид, отвечающий следующим условиям:

 

•  самостоятельность  в принятии решений и выборе механизмов действия;

 

•  наличие средств  и возможностей для реализации задуманного;

 

•  ответственность за свои мысли и за свои действия перед  целым обществом.

 

В рамках каждого из приведенных  выше измерений действуют свои механизмы  реализации властных отношений.

 

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью процесс ее осуществления, который характеризуется прежде всего способами и механизмом властвования. Выделяют два главных способа властвования.

 

•  побуждение объекта  к действию — побуждение к определенным выгодным субъекту действиям;

 

•  обеспечение объекта  бездействием — блокирование нежелательных  для субъекта видов его поведения. Это ограничительное свойство власти проявляется в ее способности  исключать из сферы дискуссий  и политических решений определенные темы и тем самым предотвращать  их адекватное отражение в массовом сознании. В странах командного социализма такими запретами прежде всего облагались темы права компартий на руководство всеми членами общества.

 

Способы властвования имеют  сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии  в принятии решений их носителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над  подданными), тоталитарными (всеобъ­емлющий контроль над всеми сферами жизни общества объекта), деспотическими (произвол, беззаконие), либеральными (уважение прав и свобод) и т.д. Процесс властвования упорядочивается, регулируется и контролируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество, механизмом власти выступают государственные органы, право и другие политические институты.

Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины