Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 126.86 Кб (Скачать файл)

 

В период разложения феодализма социально-политическое положение  России характеризовалось прежде всего обострением классовых противоречий, возникших на почве крепостничества и самодержавия. В политической мысли России выявилось течение, выступавшее в защиту самодержавия, несколько политических проектов российских либералов и революционно-демократическое течение, основателем которого был A.Hf Радищев. В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев использовал прогрессивные теории эпохи Просвещения, в том числе концепцию естественного права и общественного договора. Его идеями стали равенство людей в силу их естественной природы и следующее отсюда равное обладание правами на свободу, благополучие и счастье.

 

Глубокий след в истории  политической мысли России оставили революционеры-декабристы. П.И. Пестель  вошел в историю как последовательный республиканец. Монархия, по мнению Пестеля, должна была быть ликвидирована путем  военного переворота с последующим  убийством царя и истреблением всех членов царской семьи.

 

Взгляды Муравьева отличались меньшим радикализмом. Он следовал теории разделения властей, но не предлагал  уничтожать императора - император  в его видении политического  будущего страны должен был возглавлять  исполнительную ветвь власти, что  послужило бы гарантией от возрождения  деспотизма.

 

В 40-50-х гг. XIX в. выделялись следующие основные направления  политической мысли России:

 

Славянофилы — выступали  за самобытный путь развития России, выраженный в отсутствии классовой борьбы и  главенстве православной идеологии  как единственной истинно христианской.

 

Западники — направление  русской антифеодальной общественной мысли 40-х гг., основное идейное содержание течения выражено в его названии, которое, в свою очередь, родилось в  идейной полемике о том, идти ли России вслед за Западной Европой или  искать собственный, самобытный путь.

 

Народники — разночинная  интеллигенция. Течение господствовало на буржуазно-демократическом этапе  освободительного движения в России и отражало антифеодальные интересы крестьянства, соединяя радикальную  буржуазно-демократическую программу  с идеями утопического социализма. Народники выступали и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.

47. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ТРАДИЦИЯ СЕРЕДИНЫ XIX-XX ВВ.

 

40-е гг. XIX в. в России  отмечены зарождением революционно-демократической  идеологии. Революционные демократы — решительные противники крепостного строя и самодержавия. Придя к выводу об антинародной природе буржуазного строя, они обратились к идеям утопического социализма. Для этого движения характерна вера в революционные возможности народных масс, защита идеи крестьянской революции. Важную роль в распространении идей революционных демократов сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Пиком революционного демократизма в России стало творчество Н.Г. Чер­нышевского. К 70-м гг. революционный демократизм выступал уже в форме революционного народничества. Идейная концепция революционных народников явилась шагом назад по отношению к взглядам Чернышевского, однако, несомненно, превзошла революционеров 60-х гг. в организационном отношении. Среди видных теоретиков революционного народничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

 

Политические течения  в России конца Х1Х-на-чала XX вв. отличались большой пестротой общественных умонастроений, отражавших сложную  социально-политическую обстановку в  обществе. Революционные демократы и народники подготовили почву для проникновения идей марксизма в Россию.

 

В новых исторических условиях, исходя прежде всего из конкретных факторов развития России в начале XX в., В.И. Ленин в своих работах  на основе марксистской теории разработал учение о социалистической революции, о советах как форме диктатуры  пролетариата, о коммунистической партии как шта­бе революции и т.д.

 

В это время заметное влияние  приобрела группа мыслителей буржуазно-либерального уклона: B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк и др. Общими вехами в  их социально-исторических воззрениях были острый социальный критицизм, неприятие  официальной идеологии и политической практики самодержавия. Отвергли они в конечном счете и марксизм, и всю революционно-демократическую традицию русской общественной мысли. В своих трудах они пытались переориентировать традиционное сознание русской интеллигенции с революционно-социалистического в революционно-религиозное русло.

 

Это бурное развитие политической науки было сильно заторможено после  революции 1917 г.: политология стала  трактоваться как ложная буржуазная наука. Робкие попытки создания марксистско-ленинской  политической науки и активизации  политических исследований не имели  будущего. Отдельные политические проблемы рассматривались в организационных  рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Таким образом, их познавательные возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим низким уровнем обществознания как научной дисциплины.

 

Отношение к политологии  начало меняться только во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе  российского образования и оказывает  все большее влияние на практическую политику.

48. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ  СИТУАЦИИ

 

Вопрос межнациональных  отношений на территории бывшего  СССР — это не только самый сложный  и самый острый вопрос, это еще  и в некотором роде единственный решающий вопрос. Выделяют три его  уровня.

 

На первом уровне бросается  в глаза конфликт распадающейся  империи с покоренными и восставшими  против нее народами.

 

Колониальный де-факто  статус народов СССР был двусмыслен и неопределен. С одной стороны, все они были завоеваны сначала царизмом, а затем заново большевиками; везде в 20-х, 30-х, 40-х гг. жестоко преследовалась и уничтожалась культурно-религиозная интеллигенция и элита наций; большинство этих народов испытало такие потрясения и репрессии, что термин «геноцид» часто не будет преувеличением.

 

Но с другой стороны, советская  идеология неустанно подчеркивала якобы равноправие и суверенитет  «советских наций», их будто бы невиданный расцвет. Эта пропаганда поддерживалась формальными, символическими правами  республик, которые, конечно, не имели  отношения к реальности, напр., право  на выход из состава Союза или  независимость судебных систем и  кодексов союзных республик.

 

На втором уровне разрастаются и углубляются конфликты внутри самих наций бывшего СССР и  между ними. Есть две особенности  наций, обострявших эти конфликты. Первая — это континентальный  характер империи. Народы не разделены  морями, их границы с Россией и  друг с другом часто не определены. Вторая — это то, что нации  обычно либо малы численно (порядка 2-4 млн человек), либо не имеют традиций своей национальной государственности.

 

Также нации, входившие в  СССР, еще по-настоящему не определили своих границ. Часто же при определении  и изменении границ решающим был  произвол власти. А в результате эти границы почти нигде не воспринимаются как естественные, как  освященные историей или законом, хотя бы как сложив­шиеся в результате войн и соглашений народов.

 

Эти споры усугубляет смешанный  национальный состав многих территорий страны. Депортации и добровольные перемещения, которые в Европе шли  с конца XIX и до сер. XX в. и сопровождались грандиозными кровопролитиями, создали  сеть государств, весьма однородных по национальному составу, одновременно наглядно показав цену и ценность мирных гарантированных границ. В  этом предпосылка внутренней стабильности и нормальных взаимоотношений этих стран, и достигнута эта предпосылка  отнюдь не демократическим или правовым путем.

 

В СССР же, можно сказать, эти проблемы были на 70 лет заморожены.

 

Важное следствие национальных конфликтов второго уровня — это  невозможность для освобождающихся  народов создать эффективный  единый антиимперский фронт, что  ослабляет их борьбу, но одновременно усиливает общий хаос в стране. Национальное самосознание многих народов  страны еще только складывалось.

 

Наконец, третьим уровнем  национальной проблематики в СССР была национальная проблема самих русских, которая во многом явилась определяющей при нахождении способов решения  тех или иных проблем.

49. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

 

В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РФ

 

Национальный вопрос как  комплекс острейших противоречий требует  эффективного разрешения. Практически  все известные политические партии и движения России в той или  иной степени определились по данной проблеме.

 

1.  Организации национально-патриотической  ориентации: Либерально-демократическая  партия России (ЛДПР), Российский  общенародный союз (РОС), Русский  национальный собор (РНС), Национально-республиканская  партия России (НРПР), Русское национальное  единство (РНЕ), Социал-патрио­тическое движение «Держава», Избирательное объединение «Власть — народу» и др.

 

В области национально-государственного строительства перечисленные партии и движения сходятся в одной цели — возрождение России, но пути реализации этой "цели у них различны. Часть  «патриотов» выступает за воссоздание  СССР (ЛДПР, «Держава»), другие стремятся  построить чисто русское государство (РНЕ, НРПР), что на практике неизбежно  привело бы к катастрофе, так как  при этом слабо учитывается то обстоятельство, что русские исторически  расселены по всей территории России. В целом же все организации  указанной ориентации объединяет искреннее  беспокойство за современное состояние  русского народа, этнических россиян  за рубежом в новых независимых  государствах.

 

2. Организации коммунистической  и социалистической ориентации: Союз коммунистических партий  — КПСС (СКП-КПСС), Коммунистическая  партия РФ (КПРФ), Российская коммунистическая  рабочая партия (РКРП), Всесоюзная  коммунистическая партия большевиков  и др. Выход из сложившейся  тяжелой межнациональной драмы  российские коммунисты видят  только во взвешенной, лишенной  популизма национальной политике. Исключительно на основе принципов  интернационализма, взаимного уважения  и взаимопомощи партии и движения  «левой» ориентации представляют  подлинное решение национального  вопроса.

 

3. Организации центристской  и демократической ориентации: Демократический выбор России, Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия», Движение «Демократическая Россия», Демократическая партия России, Общественное объединение «Яблоко» и др. «Центристы» и основная часть демократических организаций в своих программных документах последовательно выступают за сохранение целостности РФ как многонационального государства, за равноправие субъектов федерации, повышение их самостоятельности, ратуют за укрепление социально-экономических и политических связей между бывшими республиками СССР. В то же время, в отличие от в определенной степени консервативно настроенных «центристов», некоторые демократические партии и движения считают необходимым обновление РФ на истинно федеративных началах, так как современная Россия не является, по их мнению, федерацией как таковой («Яблоко», ДВР, ДР).

 

Таким образом, почти все  известные современные политические партии и движения, несмотря на некоторые  принципиальные расхождения, сошлись  в одной цели - возрождение России в качестве могущественной мировой  державы.

50. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

 

Под принципами российского  избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие  руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных  нормах и выражающие сущность власти народа в государстве. Эти основные начала складываются на базе фактических  отношений, которые возникают в  процессе выборов. Будучи сформулированными  и закрепленными в нормах конституционного права, они становятся принципами избирательного права. Традиционно в советский  период к принципам избирательного права относили:

 

1. Всеобщее избирательное  право, при котором все взрослые  граждане мужского и женского  пола имеют право принимать  участие в выборах.

 

2.  Равное избирательное  право трактуется в федеральном  законе как участие граждан  на выборах «на равных основаниях».  Эта формулировка означает, что  все граждане, удовлетворяющие требованиям  закона и не отстраненные от  участия в голосовании по законным  основаниям, имеют равные права  и обязанности как избиратели. Все голоса должны иметь «равный  вес», т.е. одинаково влиять на  результат выборов.

 

3.  Прямое избирательное  право означает, что избиратели  голосуют на выборах за или  против кандидатов непосредственно.  Прямые выборы позволяют гражданам  без каких-либо посредников вручать  свой мандат тем лицам, которых  они знают и которым они  данный пост доверяют.

 

4.  Тайное голосование  — обязательный атрибут демократической  системы выборов, абсолютная привилегия  избирателей. Избиратель проявляет  свою волю без всякого контроля  за ним, давления или запугивания,  а также с сохранением своего  гарантированного права никому  и никогда не сообщать о  сво­ем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать личность избирателя по использованному бюллетеню.

 

Демократизация российской избирательной системы привнесла  существенный элемент — состязательность кандидатов на выборах. Наличие этого  принципа есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

 

Конституция России не содержит специальной главы, как это было в прежних советских Основных Законах, содержащей правовые нормы, закрепляющие основные принципы избирательного права. Но во множестве положений Конституции  РФ содержатся конституционные основы избирательной системы. Особо следует  указать на ст. 32 Конституции, определяющую избирательную правосубъектность граждан РФ, обеспечивающую возможность их быть носителями этого конституционного права.

Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины