Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Политология - отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.
Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 126.86 Кб (Скачать файл)

 

Субъект и объект в политике взаимозаменяемы: одна и та же социальная группа может одновременно выступать и субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но они и взаимозависимы: объект оказывает влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм политичес­кой деятельности субъекта, и одновременно действия субъекта способны изменять объект.

7.    СУЩНОСТЬ И  ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

 

Государство является центральным  институтом политической системы. Государство  — территориальная организация  общества, которая характеризуется  своим социально-политическим пространством. Социальным в том смысле, что территория, занимаемая государством, является средой жизнедеятельности данного общества. Политическое — в смысле границ действия государственной власти. Бытие современного государства связано с наличием единого экономического, а также правового и информационного пространства. Политическому государственному союзу свойственны общая культурная среда, общий язык, а также во многих случаях единая религия.

 

Государство — это система  политических и правовых связей и  отношений между людьми, регулирующих социально значимые виды их поведения  и деятельности. Государство —  это политико-правовой институт, а  точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию  политической власти. Как политико-правовой институт, государство не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющую от имени общества публичную  власть и управление людьми.

 

Государство — явление  очень многогранное. Причины его  появления объясняются многими  объективными факторами: биологическими, психологическими, социальными, экономическими, национальными, религиозными и т.д. Их совокупное осмысление практически  невозможно в рамках отдельной теории. Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства — в совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Здесь  главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных  подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные  выводы в общую теорию, объясняющую  сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявления в реальной жизни. Государство —  продукт внутренней эволюции общества и выступает в качестве организации  для управления обществом. Таким  образом, это единая политическая организация  общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает законы, обладает суверенитетом, специальным аппаратом  управления и принуждения.

 

Во всех концепциях просматриваются  две тенденции в интерпретации  сущности государства. С одной стороны, подчеркивается общесоциальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности; с другой — государство считается орудием отстаивания частных интересов, выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих. Государство выделяется из общественного целого, когда элементы государства получают способность развиваться автономно и общественная природа человека находит свое выражение в государственных образованиях.

10. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

Автократия — форма  правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. Виды автократии — деспотические монархии Др. Востока, тиранические правления в отдельных греческих государствах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии нового времени. В содержание понятия «автократия» включают также нелимитированные полномочия субъектов в какой-то сфере государственной деятельности.

 

Аристократия в античности считалась наилучшей формой правления  как власть достойных, компетентных людей. В новое время аристократия выступала в качестве элемента смешанной  формы правления, конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным — монархическим, демократическим  — структурам и гарантом от узурпации  власти. В Англии носителем аристократического принципа являлась палата лордов —  верхняя палата парламента. Аристократическая  республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Новгороде.

 

Демократия — форма  правления, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства  большинству при принятии решений  и признании ценности мнений, интересов  меньшинства, выборностью основных органов государства и другими  принципами, основным из которых является соблюдение прав и свобод человека.

 

Плутократия - форма правления, основным субъектом которой является наиболее богатый слой общества. Современная  плутократия тесно связана с  олигополией и осуществляется, как  правило, межнациональным капиталом. Такая власть приводит к усилению эксплуатации наемной рабочей силы и сокра­щению социальных программ.

 

Меритократия — власть осуществляется наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами. Ее назначение — в  интеллектуализации общественной жизни, раскрытии естественных дарований  личности.

 

Монархия — вся власть концентрируется в руках одного лица — монарха и передается по наследству. При абсолютной монархии монарх контролирует все ветви власти. Ограниченная монархия разделяется  на дуалистическую и конституционную (парламентскую) в зависимости от уровня ограничения полномочий главы государства. При дуалистической монархии существуют два института — монарший двор и монарх. Монарший двор формирует правительство и парламент, но не оказывает непосредственного влияния на правление. Монарх же обладает довольно обширными полномочиями в плане воздействия на парламент. При конституционной монархии распоряжения монарха должны подтверждаться главой исполнительной власти и только после этого приобретают силу закона.

 

Олигархия — вся полнота  власти сконцентрирована у обособленной элиты. Наличие в государстве  олигархии определяет корпоративный  характер данного общества и углубляющееся  политическое отчуждение.

 

Технократия — власть переходит  от политиков и собственников  к научной и технической интеллигенции. Основным постиндустриальным продуктом  являются знания и информация, а  техника и технология выступают  способом их внедрения.

11. ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА:

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

 

Политика и экономика  являются фундаментом, базисом общества, именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована сферой экономики, экономическими интересами общества. Там, где экономика превалировала  над политикой, не было жестоких потрясений, национальных кризисов, перераставших  в революцию.

 

В свою очередь, воздействие  политики на экономическую жизнь общества очень многогранно. В последнее время ведется оживленная дискуссия о мере допустимого государственного, политического вмешательства в экономику. Существует радикальное мнение, что экономика должна быть абсолютно независима от политики.

 

Одной из главнейших функций  экономики является ее способность  удовлетворять потребности людей: кормить, поить, одевать и т.д. Государство  как выразитель общих интересов  средствами политики может и обязано  создавать условия для более  эффективного осуществления этой функции  экономики.

 

Экономика оптимально функционирует  при стабильном общественном порядке, трудовой дисциплине, налаженных транспортных связях, определенном гражданском согласии в обществе. Все эти условия  может и должна создавать политическими  методами прежде всего государственная власть. Именно она должна обеспечивать социальный мир, пресекать деятельность преступных групп и мафиозных кланов, националистических организаций.

 

Государственное вмешательство  в экономику оправдано также  в том случае, если оно создает  благоприятные условия для научно-технического и технологического прогресса, ведет  к росту производительности общественного  труда и облегчению труда работников производства.

 

Однако следует подчеркнуть, что государственное администрирование  в экономической сфере допустимо, как правило, в чрезвычайных ситуациях (война, природные катастрофы). Увлечение  командно-административными методами оказывало на историческое развитие исключительно отрицательное влияние (коллективизация, мелиорация и т.д.). Сейчас необдуманно ведется деколлективизация, приватизация, рыночная либерализация и т.д.

 

Специфическими средствами политики государство оказывает  влияние на духовную сферу жизни  общества и на ее элементы: образование, воспитание, культуру. Осуществляется это, во-первых, путем социализации и воспитания подрастающего поколения. Во-вторых, созданием определенной си­стемы ценностей, выступающих в качестве ориентиров и установок в деятельности личности и социальных общностей. В-третьих, выработкой эталонов поведения и их реализацией в различных ситуациях политической жизни.

 

Итак, политика как сложное  социальное явление оказывает воздействие  на все сферы жизни общества. В  ней отражаются различные экономические, социальные, культурные, идеологические и иные интересы наций, классов, социальных групп, слоев, политических партий, общественных движений. Ра­циональная, демократическая политика предполагает не их подчинение или подавление, а гармоничное сочетание и интеграцию на основе общественного согласия.

12. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА,  ЕГО ОСНОВЫ

 

Правовое государство  — тип государства, в котором  утвержден политический режим, характеризующийся  правовым порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства  подразумевает абсолютное подчинение всех органов власти системе права, наличие реального разделе­ния властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество являются равными субъектами права.

 

Причинной основой развивающегося правового государства является формирующееся гражданское общество. Правовое государство выступает  гарантом и представителем разнообразных  интересов гражданского общества в  политической сфере. Оно создает  между властью и гражданином целую систему права, законодательства, регулирующего их взаимоотношения.

 

Сегодня правовое государство  понимается как наиболее развитая форма  сочетания государственных и  юридических гарантий реальности прав и свобод индивидов, организаций.

 

Экономической основой правового  государства являются производственные отношения, основывающиеся на многоукладности  различных форм собственности как  равноправных и одинаково защищенных. В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителю  и потребителю материальных благ; индивидуальный производитель выступает  как собственник продуктов своего личного труда. Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан — носителей  общественного прогресса. В центре внимания этого государства находятся  человек и его интересы.

 

Морально-этическую основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности. Это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям. Принуждение в правовом государстве осуществляется только на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие.

13. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА

 

Основными характеристиками правового государства являются следующие:

 

1. Верховенство закона  означает, что законы обладают  высшей юридической силой в  системе права, действующей в  государстве. Все правовые акты, издаваемые органами государственной  власти, должны соответствовать  законам, не противоречить им. Законы регулируют наиболее важные, стержневые сферы жизни общества. Закон не допускает своеволия  законодателя, в законах должны  выражаться объективно складывающиеся  общественные отношения, тенденции  их развития и самообновления. Различного рода законодательные  ограничения и запреты субъективного  характера подрывают основы правового  государства, сдерживая общественный  прогресс. Основным законом правового  государства является конституция,  обладающая верховенством по  отношению ко всем остальным  источникам права.

 

2. Господство права поддерживается  тем, что государство соблюдает  установленные правовые нормы  и эти нормы обязательны как  для государственных органов,  так и для рядовых граждан.

 

3. В основе правового  государства лежит принцип разделения  властей: законодательной, исполнительной  и судебной. Все ветви власти  должны быть четко разграничены, чтобы не допустить соединения  власти в одном органе. С помощью  разделения властей государство  организуется и функционирует  в правовом режиме. Государственные  органы действуют в рамках  своей компетенции, не подменяя  друг друга; устанавливается обоюдный  контроль, появляется сбалансированность  во взаимоотношениях между государственными  органами, осуществляющими законодательную,  исполнительную и судебную власть.

 

4. Важнейшим условием функционирования  правового государства является  независимый суд. Верховенство  права предполагает, что суд должен  играть роль, независимую от каких-либо  государственных и общественных  структур. Суд выступает сдерживающим  фактором, предупреждающим нарушение  норм права. Для этого необходимы  эффективные формы контроля и  надзора за осуществлением законов.  Ответственность за осуществление  этого принципа возлагается государством  и обществом на органы судебной  власти: прокуратуру, налоговые службы, правозащитные органы и т.д.

Информация о работе Объект, предмет и метод политологии как науки и учебной дисциплины