Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике

Описание работы

Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.

Файлы: 1 файл

мой отчет.doc

— 669.50 Кб (Скачать файл)

Пассивность в данном случае исключается уже самим фактом вступления субъекта в интерактивную взаимосвязь с каким-либо субъектом или объектом социальной системы (такой же или другой). Интерактив позволяет ему открыть мир Другого, сравнивать его со своим, что-то принимая, а что-то отвергая, позволяет выражать свое отношение к Другому. Широкие возможности открытого информационного интернет-пространства заставляют субъекта определиться со своим выбором, он совершает его в соответствии со своими потребностями и ценностями. И в конце концов, субъект делает выбор, с кем выстраивать интерактивные отношения и вступать в диалог. Это и в самом деле возвращение человека действующего. Традиционная экзистенциальная философская трактовка диалога как возможности открытия мира Другого, а также увидеть Другого в себе и себя в Другом заставляет нас по-новому посмотреть на проблему идентичности. Речь уже идет не о ее потере, а о ее стойкости, жизнеспособности, но это вопрос жизнеспособности и целостности непосредственно самой социальной системы, субъектом которой является вступающий в систему Интернет и глобальных сетей.

В ныне созидаемом глобальном информационном пространстве проблемы негативного изменения информационной среды (через угрозу общественным связям, ущемление социальных, культурно-духовных функций информации) будут связаны с вопросом информационного равенства. В индустриальном и современном постиндустриальном обществе информационное неравенство (доступность для индивида, аудитории информации, возможность доступа к желаемой и необходи-

мой информационной среде) обусловливается  прежде всего экономическими и социальными  факторами. В информационном обществе, с одной стороны, проблемы экономических  возможностей доступа к информации, очевидно, постепенно нивелируются, но иные социальные причины останутся и будут определяться состоянием социума, что поставит вопрос в плоскость сохранения гуманитарных ценностей.

Перед лицом информационного  общества уходят в прошлое идеи индустриальной эпохи, где, в частности, главной  была идея рынка, взятого не в экономическом отношении, а в общественном, подчеркивающем его рациональность, прагматичность и свободу развития, либерализм. Во второй половине XX в. в социологии возник поворот к субъекту как действующему лицу общества5, тогда заговорили о возвращении человека действующего.

И сегодня, в начале XXI в., когда  все больше и больше социальная реальность творится, воспринимается человеком  через

Интернет (впору переименовывать  массовую коммуникацию в мировую  коммуникацию), можно смело говорить о новых открывающихся возможностях развития гражданского общества и его субъекта. За информационным интернет-пространством как техническим и технологическим явлением скрываются новые социальные ситуации и социальные отношения, хотя, конечно, они могут нести как позитивное, так и негативное (к примеру, новые масштабные информационные войны).

Примечания

1 Демина И.Н. Экономические  предпосылки деятельности масс-медиа.  Иркутск, 2003.

2 Макеенко М.И. Ежедневная  печать: американский опыт конца  XX столетия. 1995-2000 гг. М., 2003. С. 110-111.

3 Прохоров Е.П. Журналистика  и демократия. М., 2001. С. 191-195.

4 Демина И.Н. Указ. соч.  С. 122.

5 Турен А. Возвращение  человека действующего: Очерк социологии. М., 1998.

 
 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/kommertsializatsiya-smi-i-izmeneniya-v-informatsionnoy-srede#ixzz2ImdgXMZk

 

 

Текст научной работына тему "ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВЫ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА". Научная статья по специальности "Теория кибернетических систем управления"

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВЫ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА

Московский

государственный

e-mail:

sinekrasov@mail.ru

1} Московский  государственный

технический

университет

гражданской авиации

С. И. Некрасов 11 З. В. Макатов 21

При изучении процесса информатизации и глобализации необходимо, прежде всего, выделить её духовно-нравственное человеческое измерение и оценить то влияние, которое она оказывает на самого человека, его сознание, систему ценностей и поведение. Антигуманный вариант реализации информационно-глобальных преобразований деформирует духовно-нравственную сферу человеческого бытия, разрушает самобытность и уникальность, превращает его в безликого человека «одного дня», свободного от каких-либо «корней», отчужденного и потерянного, с искажённым представлением о добре и зле. Но с другой стороны, в ин-формационно-глобализирующемся мире наряду с соперничеством, культивируется сотрудничество, которое позволяет полностью использовать коллективный человеческий потенциал, ставит перед собой задачу -«помочь слабому», «отстоять» слабого, а не вытеснить его, сохраняет человеческое достоинство и возвышает человека.

технический

университет

Ключевые слова: Информационное общество, глобализация, компьютерный человек, нравственность, сознание, отчуждение, культура, цивилизация.

гражданской авиации

Информационно-коммуникационные инновации, характерные для сегодняшнего общества, существенно и качественно изменяют современный мир и самого человека. Ослабление роли географических пространств и ограничений, которые налагаются ими, существенно детерминированы развитием и внедрением информационно-коммуникационных инноваций в жизнедеятельность общества. Новые подходы к рассмотрению мира как единой целостной системы определяются трансформацией систем связи, цифровых технологий в единую мировую систему коммуникаций. В результате такого теоретического осмысления возрастающего единства мира явилась концепция глобализации.

Информационная  революция на пороге III тысячелетия  привнесла огромный пласт новых  знаний, которые существенно расширили  границы нашего познания и меняют социальный облик человечества.

Г. Киссинджер, описывая состояние международной системы, в период становления информационного общества, считал, что никогда ранее составные части мирового порядка, их способность взаимодействовать и цели не изменялись так быстро, так глубоко и так глобально. Современные достижения в области развития информационных и коммуникационных технологий способствуют формированию совершенно новых экономических, социальных и культурных отношений в жизни людей, которые описываются единым понятием «глобальное информационное общество.

Само понятие «информационное общество» появилось в начале 6о-х годов XX века. Практически одновременно исследователи динамики развития наукоемких производств в США и Японии Ф. Махлуп и Е. Масуда обращают внимание на влияние информационных процессов на общественные явления. В работе «Производство и применение знания в США» американский экономист Ф. Махлупом употребил термин «информационное общество» - понятие это заменило до этого используемый термин «постиндустриальное общество». Ф. Махлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие «информационное общество» быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально утверждается понятие «посткапиталистического» - «постиндустриального общества», в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства. Выделяются организационные основы этого

контроля, в применении к социальной структуре означающие возникновение класса ме-ритократии. Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом. В конечном счёте основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию. Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленной в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество», следующие: основой нового общества будет являться компьютерная технология, с её фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование. В новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет «свободное общество», а политической системой будет являться «демократия участия»; основной целью в новом обществе будет реализация «ценности времени». Е. Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию XXI в., им самим названную «Компьютопией», которая заключает в себе параметры: преследование и реализация ценностей времени; свобода решения и равенство возможностей; расцвет различных свободных сообществ; синергетическая взаимосвязь в обществе; функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, которая и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества.

В это же время  Маршал Маклюэн говорит о том, что технологические, экономические  и политические силы начинают превращать мир в единую «мировую деревню». Основания его выводов заключались  в том, что электронные средства связи и сокращение расстояния, транспортные средства уже настолько хорошо связали нас, что люди во всём мире находятся в таких тесных контактах друг с другом, какие прежде были возможны только между односельчанами. Он считает, что глобальные перемены стали настолько всеобщими и всепроникающими, что мы являемся свидетелями созидания новой глобальной культуры, в развитии которой на всей Земле человечество начинает формировать одинаковые ценности и устремления, которые в качестве основы имеют одинаковый опыт.

В девяностые годы XX столетия теоретические концепции приводят к формированию конкретных социально-политических программам, нацеленных на реализацию идеи «информационного общества». С 1994 г. страны-члены ЕЭС договариваются о переходе к такому информационному обществу, о чём говорит принятый Европейской комиссией в 1995 г. «Форум информационного, общества», на котором центральное место занимал вопрос о становлении информационного общества и роли средств массовой коммуникации в нём. Основными задачами и целями форума были сформулированы следующие проблемы:

1) выяснение  природы социальных и виртуальных  ценностей в «виртуальном сообществе»;

2) определение  влияния информационных технологий  на государство, культуру, образование,  искусство, религию и другие  социальные институты;

3) выделение  специфики виртуальной реальности, формируемой Интернетом, и её влияние на мир.

Следующий, 1996 г. ознаменовался подготовкой и  принятием Европейской комиссией  документа «Работа и жизнь  в информационном обществе». Здесь  основное внимание уделялось следующим  проблемам:

а) влиянию информационных технологий на развитие человека и  общества,

б) связям между  региональными и национальными  школами в ЕС,

в) распространению  европейских образовательных методик  с использованием сети.

В результате получало рельефное очертание представление об информационном обществе как состоянии развития общественных и производительных отношений, с помощью которых основная часть валового продукта производится на основе создания и продажи наукоемких технологий, информационных продуктов (результатов интеллектуального труда граждан), отмечается, что общество можно считать информационным, если:

1) любой индивид  в любой точке страны и в  любое время может на основе  автоматизированного доступа и  систем связи получить любую  необходимую информацию;

2) в обществе производится, функционирует и доступна современная информационная технология;

3) имеются развитые  инфраструктуры, обеспечивающие создание  необходимых национальных информационных  ресурсов;

4) происходит  процесс ускоренной автоматизации  и роботизации всех сфер производства и управления;

5) в структуре  занятости преобладают специалисты,  связанные со сферой информационной  деятельности и услуг.

Таким образом, под информационным обществом понимается социально-техноло-гическая характеристика состояния общества в отдельно взятых странах, отражающая результат процесса информатизации. В перспективе всё более полной и всесторонней информатизации предполагается появление в XXI веке информатизационной цивилизации в глобальном масштабе.

По мнению Э. Тоффлера, общество которое придёт на смену индустриальному, сложившемуся в развитых странах, будет иметь принципиально иной характер. «Это в одно и то же время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация ... она несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти»1.

Новый этап теоретического осмысления концепции информационного  общества можно выделить в работах  представителей французской социологической  школы, в частности, в работах  С. Нора, А. Минка, М. Постера. Появление этой концепции связано с явлением глобальной информатизации, что не могло не затронуть многие аспекты жизни стран Запада, вступивших на информационный путь развития. Представители этой школы утверждают, что информационная революция, охватывая все сферы социальной деятельности человека, дает возможность каждому осознать коллективные ограничения, приводит к появлению общества совершенного планирования, где центр получает от каждой подсистемы достоверную информацию о локальных предпочтениях, в соответствии с которыми разрабатывается общая программа действий. Формируется единое информационное единство всей человеческой цивилизации, где реализован свободный доступ каждого человека ко всем информационным ресурсам. Превалирующими становятся гуманистические принципы управления обществом, основанные на прозрачности власти, всеобщем доступе к информации, демократичности принятия общественных решений. Сущность информации - коммуникационная, базовая концепция нового информационного общества - социально-культурная. При этом наблюдаются и негативные тенденции: излишнее («зомбирующее») влияние на общество средств массовой информации (особенно рекламы); нежелательное вмешательство в частную жизнь людей и организаций на базе информационных технологий (например, так называемое «хакерство» через Интернет); сложность адаптации к среде информационного общества; опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и простыми потребителями. Французская социальная школа впервые обратилась к интерпретации проблем культуры в постиндустриальном обществе в отличие от концепции Д. Белла, делающей упор на экономические вопросы. В его в теории технологического развития рассматриваются три стадии общественного развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; з) постиндустриальное или информационное общество. Такая стадийность основана на таком уровне технологии производства и оказания услуг, который определяет эффективность производства, собственно быт и стиль жизни общества. Любое современное общество живет за счёт социально-

Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)