Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике

Описание работы

Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.

Файлы: 1 файл

мой отчет.doc

— 669.50 Кб (Скачать файл)

1 Баталов Э.Л.  О книге Э. Тоффлера «Третья  волна» // США - экономика, политика, идеология. 1982, №7. С.85.

инновационного  контроля над изменениями, и пытается предвидеть будущее, осуществляя планирование. Здесь любопытен исторический подход, который определяет сущность нового общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, что выделяет и подчеркивает именно те признаки, которые будут отличать «послереволюционное» общество от современного.

Современные средства связи технологизируют интеллектуальную деятельность. Возникает система  пантехнологического свойства,- в  условиях этой системы технологи-зация  интеллектуальной деятельности меняет культуру в целом; информационные системы превратились в основу всех современных технологий. Информационные системы обрели статус интеллектуального инструмента решения технологических, юридических, теоретических задач; пантехнология превратилась в технологическую базу информационной цивилизации. То, что информационная сфера начинает иметь возрастающее значение мы находим в теориях «knowledgeable society» (Р. Лейна), «knowledge-value society» (Т. Сакайи), «программируемого общества» (А. Турена), в которых каждый индивид ставится в зависимость от неизвестного программиста. Человек становится запрограммированным во всех сферах с помощью современных технологий. Мы смело можем говорить о том, что единство информационных процессов предполагает единство всего мира. Постиндустриальное общество, считает А. Турен, это то общество, в котором все элементы экономической системы обращаются действиями общества само на себя. Эти действия не всегда принимают форму сознательной воли, воплощенной в личности или даже группе людей. Поэтому такое общество должно называться программируемым обществом, ибо обозначает его способность создавать модели управления производством, организацией, распределением и потреблением, поэтому оно появляется на операциональном уровне не в результате естественных законов или специфических культурных характеристик, а скорее как результат производства, благодаря действию общества само на себя, его собственным системам социального действия. Этот термин представляет собой усиленный вариант «информационного общества». Данную концепцию можно определить как третий этап теоретического осмысления проблемы информационного общества. В пространстве knowledge -based society научное знание превратилось в ценнейшую форму информации, само общество изменило свою технологическую основу под влиянием научного знания. Традиционное материальное производство, не ориентированное на новейшие научные и технологические знания, обнаружило не конкурентоспособность. Сами же информационные технологии как базисные технологии информационного общества являются технологиями, обладающими рядом функций: социогенной, культурогенной, гносеогенной. Что касается гносеогенной функции информационных технологий, ее статус и значимость в условиях информационного общества, реализующего программы «интеллектуальных компьютеров», в том, что совокупность информационных сетей позволяет осуществлять операции, обеспечивающие прирост новых знаний. Общество знания (Knowledge-based society) в концептуальной интерпретации может быть представлено как общество, обладающее рядом признаков:

1) свободный  автоматизированный доступ к  любой информации и знаниям,  необходимым для жизнедеятельности  и решения личных и социально  значимых задач;

2) доступность  (индивиду, группе, организации) современных  информационных технологий;

3) существование  развитых инфраструктур, обеспечивающих создание национальных информационных ресурсов. Общество, относящееся к разряду информационных, само является производителем необходимых информационных ресурсов, в том числе научных. В полном смысле информационным обществом может быть названо лишь то общество, которое не только обладает высоким уровнем информационных технологий и в силу этого конкурентоспособно на мировом информационном рынке, которое не только насыщено компьютерами во всех сферах (быт, производство, управление), но которое само производит необходимую информацию;

4) ускоренная  автоматизация и роботизация  сфер производства и управления;

5) радикальная  трансформация социальных структур, вызывающая рост объема сферы  информационной деятельности и  услуг. Причём осуществляется рост числа работающих в сфере информационной деятельности: он должен создавать не менее 50% общего числа занятых.

Таким образом, можно репрезентировать эволюцию концепций  информационного общества от идей постиндустриализма (Д. Белла, О. Тоффлера, А. Турена и др.), акцентирующих внимание на экономическом анализе нового общества, через традиции французской критической социологии, рассматривающих технологические и социальные аспекты информационного общества до современных исследований общества знания (Knowledge-based Society), приобретающих социально-философскую направленность.

Появление компьютера и соединение его с телекоммуникационными  сетями резко меняет всю модель цивилизационного развития. Это является основой информационной революции, которая по значимости и влиянию находится в одном ряду с агрокультурной и промышленной революциями. Информационная революция приводит к резкому возрастанию интенсивности протекания всех процессов, происходящих в современном мире. Глобальное информационное пространство становится необходимым фундаментом и условием движения капитала, людей и новых технологий. Поэтому общественное и индивидуальное бытие приобретает новое измерение. Общество, которое обладает новой информационной технологией, становится иным, нежели общество, которое не обладает таковой.

Современный мир, в котором мы живем, кардинально  отличается от прежних форм общественного  бытия, характерных как для традиционной, так и для индустриальной эпох. За время жизни современного поколения  произошли изменения, которые сделали иными весь ход социального времени, привычных действий, отношений, череду образов и событий. Эти изменения коснулись самой организации физического пространства бытия и антропологических оснований поведения многих людей.

Развитие системы дорог и судоходства привело в своё время к становлению мирового торгового рынка. Появление радио, телефона и других средств коммуникации в первой половине XX в. сделало возможным развитие транснациональной индустриальной экономики и индустриального общества. Залогом успешного развития современной экономики и общества стали телекоммуникации.

Складывающаяся  цивилизация является постиндустриальной. При ней общество, оставаясь техногенным  и технотронным, всё более становится информационным, а информация служит важнейшим условием интенсификации общественного производства и повышения его эффективности.

Появление информационного  общества как новой формы социальной организации является закономерным результатом развития и становления  новых информационных технологий, обновленной коммуникации, инновационных отраслей экономики и нормоценностной регуляции общественных отношений, новых форм быта, труда и отдыха, все более связанных с растущей интеллектуализацией производства и общества в целом.

М.Д. Рашкофф  подчёркивает, что «Прошли те времена, когда социальный статус человека измерялся расстоянием, которое он должен был пройти, чтобы увидеть дым соседского бивачного костра. Единственная среда, в которой наша цивилизация ещё может расширяться, наш единственный настоящий фронтир — это эфир, иными словами, медиа. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания — пространством, таким же реальным и, по всей видимости, незамкнутым, каким был земной шар пятьсот лет назад. Это новое пространство называется ионосферой»2.

Специалисты активно  изучают проблемы, связанные с  процессами информатизации и компьютеризации  общества, формированием его телекоммуникационной инфраструктуры. В центре внимания оказываются вопросы адаптации  общества к новым условиям, динамики социальной структуры, характера мобильности, стратификации, трансформации систем производства и потребления, организационных реформ и изменений образования, инноваций в социализации и ресоциализации личности, преобразований в системе социального контроля и мониторинга, трансформации культурных феноменов, находящихся под влиянием информатизации. Значительное место занимают проблемы информационной безопасности, интеллектуальной собственности, а также виртуализации современной жизни.

2 Рашкофф, Д.  Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание / Д. Рашкофф. М.: Ультра. Культура, 2003. С. 5-6.

Глобальный по существу процесс информатизации регулируется и самоорганизуется на всех нижестоящих  уровнях: национальном, региональном, локальном. Региональный аспект информатизации общества может выражаться в соответствии с тенденцией местной информатизации к более масштабным национальным и глобальным критериям. Интенсивный процесс технологических изменений в производственной сфере общества связан с проблемой адаптации людей к новым условиям жизнедеятельности. Он обусловлен проблемами смены мировоззренческих представлений и установок, занятости населения, развития демократии и равенства, увеличением сложности и высокой стоимостью современных технологий, разрывом между «компьютеризированной» молодежью и пожилым поколением, некомпетентным и несведущим в технических новшествах, и т. д.

Информатизация  социума привносит новые векторы  общественного развития, изменяет ход  социального времени, его интенсивность, плотность, характер и структуру. Одновременно происходит изменение строения социального пространства, которое перестает быть прерывистым, обретает характер дискретности. В нём осуществляются процессы изменения статусной структуры общественного бытия.

Информатизация  производит коренные изменения в образовательной деятельности, предъявляя к ее содержанию и форме новые требования. Всякая профессиональная подготовка дополняется знанием компьютерных технологий, обязательностью владения ими и их применением для самых различных целей.

Таким образом, в современном обществе воспроизводится  новая логика социальной жизни, которая  конституируется по законам и  формам не существовавших ранее моделей  общественных отношений, в рамках которых  изменяется роль всех ресурсов развития. На первое место выдвигаются интеллектуальные ресурсы, оттесняя и снижая роль природных и иных ресурсов в структуре развития. Однако подобное снижение не беспредельно, а всегда ограничено некоторыми параметрами возможного соотношения.

Всякие изменения  подобного масштаба были бы невозможны, если бы не изменялся антропологический фактор общественного бытия. Человек компьютерной эпохи -это специалист, не только владеющий персональным компьютером и активно использующий коммуникации информационного общества, но и реализующий свою собственную активность, профессиональную функциональность на языке и в духе компьютерных технологий; Наконец, организационный потенциал общества коренным образом изменяет конфигурацию, всё более выстраивая способ самоопределяющихся компактных и динамических общественных структур.

Развитие и  совершенствование информационной деятельности - это ответная реакция  общества на потребность в разделении научного труда в условиях «информационного кризиса» и роста потерь информационных ресурсов, это путь повышения эффективности научных и других социальных коммуникаций. Данная деятельность выполняет функции обращения научной продукции в обществе, она способствует ускорению продвижения научных результатов в самой науке (от разработок к производству) в сферы образования и управления,

Технологическим базисом информационного общества являются высокие технологии. Все  они характеризуются большой  капиталоемкостью и наукоемкостью. При этом ключевая роль принадлежит  собственности на результаты интеллектуальной деятельности.

Развернутый, интенсивный  процесс технологических изменений  влияет на адаптацию людей к новым  условиям жизнедеятельности, которая  выражается не только в умении ориентироваться  в информационном пространстве, но и в профессиональной самореализации и компетентности, социальной востребованности и занятости. Не менее важной является и проблема становления гражданского общества, связанная с вопросами демократии и равенства, функционированием рынка товаров и услуг (в том числе образовательных), характеризующихся увеличением сложности технических систем и их стоимости, с формированием элит и совершенствованием коммуникационного пространства социума.

Что же определяет новое открытое информационное общество? Доминирующие функции и процессы в обществе, в условиях информационной эры, все больше оказываются организованными по принципу сетей. По мнению ряда исследователей (М. Кастельс, М. Делягин, А. Давыдов и др.), происходит становление «общества сетевых структур».

По нашему мнению, «общество сетевых структур» - это макроструктурирование мирового порядка, которое происходит под действием таких факторов, как развитие глобальных средств массовой информации, транснациональных корпораций, глобальной сети Интернет. Сетевые структуры отличает гибкость, значительная неподконтрольность и непубличность действий, игнорирование традиционных институтов власти. Они способны неограниченно расширятся путем включения «новых узлов», если те, в свою очередь, готовы к коммуникации, к использованию различных информационных кодов (например, ценности). Сети как «институты» способствуют развитию целого ряда областей: сферы экономики, труда, политики, образования и др.

К сетям подсоединены «рубильники», которые позволяют  переключаться с одной сети на другую (например, когда речь идёт о  переходе под контроль финансовых структур той или иной империи средств информации, влияющих на политические процессы). Они выступают в качестве орудий осуществления власти. Кто управляет таким «рубильником», тот и обладает властью.

Понятие «власть» уже не поддаётся определению в традиционном смысле. Власть возвышается над законом. Фактически мы сталкиваемся с новым типом мирового управления - обезличенной транснациональной системой, которая состоит из многочисленных транснациональных корпораций, над многообразием которых восседает безликий обобщенный капиталист, сотканный из финансовых потоков, управляемых электронными сетями». Таким образом, глобальные монополии «делят и переделывают мир по-своему», что приводит к фрагментации деятельности - новому мировому разделению труда. Каждая страна, таким образом, находится в своей «технологической нише», от которой зависит степень её влиятельности (в экономическом и политическом смысле).

Как отмечает М.Г. Делягин, - «влиять на сознание оказалось  значительно более эффективно, (в том числе, в узко коммерческом смысле слова), чем на традиционные материалы»3. Влияние, формирование индивидуального или массового сознания означает, по сути, внедрение в него определенного стандарта, образа, системы (технологического принципа): стандарта поведения, образа мышления, системы ценностей -определённого культурного кода. Умело разработанный стандарт всегда наделен мотивирующими свойствами, привлекательным имиджем, смыслом. Его внедрение эффективно и состоялось тогда, когда человек позиционирует и идентифицирует себя как личность, как член общества с тем или иным стандартом поведения. Культура глубже, фундаментальней, нежели, допустим, политика или экономика. «Исторически сложившиеся культуры национальных и социальных общностей, - пишет Г.Г. Дилигенский, - представляют собой главный источник, из которого личность черпает жизненные смыслы, образующее основу ее самосознания, выстраивающие иерархию ее ценностей и норм, духовное содержание ее бытия. Человеку, утратившему свои культурные корни, грозит психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих его стремления и цели, ... массовая культура приобретает во всем мире гомогенный характер...»4. Поэтому преобразование культуры (образа мышления, поведенческого стандарта, системы ценностей) в свою очередь дает фундаментальные, глубокие и практически необратимые результаты, поскольку преобразуется и формируется само сознание.

Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)