Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике
Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.
М. Кастельс справедливо утверждает, что институты и организации гражданского общества, которые строились вокруг демократического государства, вокруг социального контракта между капиталом и трудом, превратились в пустые скорлупки. В связи с открывающимися возможностями человек сети имеет больше возможности стать частью глобализирующегося мира, соотносить себя с глобальными трансформациями, получать информацию о том, что происходит в мире, устанавливать необходимые для работы и жизни контакты с любым другим человеком сети, независимо от того, в какой стране мира он живёт. Следовательно, человек в таком обществе по своим возможностям и характеру мышления, а возможно и мировоззрения, отличается от человека, не являющегося частью сети. Несмотря на то, что современные технические средства, достижения меди-
3 См.: Делягин М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М: ИНФРА-М, 2000. С. 103.
4 Дилигенский
Г.Г. Глобализация в
цины на их основе, методы генной инженерии, способны избавить от болезней, уже проявились и всё больше набирают силу негативные тенденции информационного общества:
1) неадекватность адаптации человека к такому обществу;
2) возможность
разрыва между «информационной
элитой» и простыми
3) подавляющее влияние на человека средств массовой информации (особенно рекламы);
4) вмешательство
на базе информационных
Под средством массовой коммуникации понимается некоторое сообщение, применение которого означает выявление собственно информационного аспекта управленческого воздействия непосредственно самих средств массовой информации как таковых. Человек стал жить в знаково-символическом мире, который во многом определяет его поведение. Создаётся ситуация, когда не только он сам создаёт знаки и символы, но и в некотором смысле знаки и символы формируют его. Такой процесс приводит к смешению реального и виртуального, действительного и вымышленного. Всё это предполагает, что посредством общения формируется сама среда общения, которая оказывает формирующее воздействие на людей, т.е. формирует нас, таким образом, что мы, в свою очередь, сами формируем её, оставаясь в пределах, задаваемых ею.
Нельзя не согласиться
с убеждениями некоторых
Так, мы сталкиваемся с процессом преобразования «культуры субъекта».
Под «культурой субъекта» мы понимаем единую целостность, в которую входят образ мышления, менталитет, ценностные ориентиры, духовно-нравственные принципы, поведенческие и деятельностные установки, генетический потенциал человека:
- создание искусственной
языковой среды (осмысление
- формирование
социально-психологической
- формирование структуры потребностей человека через создание имиджа;
- контроль над
популяцией человечества путем
генетических манипуляций, под
лозунгом улучшения
- контроль в
сферах принятия решений,
Создание искусственной
языковой среды (осмысление роли интегрирующего
фактора языка глобализации). Язык
- хранилище накапливаемого исторического
и познавательного опыта
Важно отметить, что жизнеспособность этноса, народа, страны, «здоровье» нации, её воспитательные идеалы, духовно-нравственный, морально-этический облик общества, его достоинство и самоуважение зависят от моральной и психологической устойчивости к интегрирующему фактору.
Что касается «угрозы для малых народов», то, как полагает Д. Уволен, возглавляющий Фонд защиты подвергающихся опасности языков (Endangered Language Fund), наибольшую угрозу малым языкам представляет не «международный язык», а региональные языки, которые, скорее всего, могут заменить национальным меньшинствам их родные языки. Всё это говорит о том, что сохранение языкового многообразия мира может быть достигнуто не запретительными мерами, противодействующими экспансии английского языка, а изменением дискриминационной по отношению к языкам национальных меньшинств политикой5.
На всем протяжении
истории происходило
Сегодня в условиях глобализации унификация ценностей, формирование общего стандарта поведения имеют место быть, однако унификация происходит помимо экспансии английского языка. Она отвечает реалиям нашего времени, результатам исторического развития. Унификация сопровождается и подкрепляется «экстраполяцией либерально-демократических ценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические, экономические, правовые и т.д. системы всех стран мира становятся идентичными, и взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. До сих пор народы и культуры никогда не были так зависимы друг от друга. Проблемы, возникающие в любой точке мира, моментально отражаются на остальном мире. Процесс глобализации и гомогенизации приводит к созданию единого мирового сообщества, в котором формируются единые нормы, институты и культурные ценности». Однако и экстраполяция либерально-демократических ценностей не является причиной, движущей силой процесса унификации.
Глобализация исторически объективно проистекает из разносторонней деятельности множества людей, которые преследуют свои личные и групповые интересы. И непосредственным стимулом является технико-технологическое объединение народных хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство человечества. В этом смысле, унификация обусловлена, прежде всего, технологической гомогенизацией: технологической эволюцией, эволюцией труда, унификацией производимых благ, модернизацией, диктующей определенный универсальный образ жизни, который исключает иные формы бытия человека и который «распределяет время препровождения человека» в этой жизни. Происходит гонка потребления материальных благ, которые имеют свойство обновляться до бесконечности и обладают сиюминутной доступностью.
Мир «сжимается». Время ускоряется, «многие обычаи, церемонии, ритуалы, формы поведения, которые в прошлом придавали человечеству его фольклорное и этнографическое разнообразие, постепенно исчезают, на первый план выходят потребительский, инстинктивный образ жизни, функциональность взаимоотношений. В этом смысле культурная самобытность, если можно так сказать, засыпает. В этой связи унификация не может быть обусловлена экономической, политической, правовой гомогенизацией, поскольку распространение правовых и иных норм не усваивается не эволюционировавшими в технологическом смысле обществами. Эти нормы наталкиваются на сопротивление самобытности, на привычный образ жизни, ценности того или иного народа.
Таким образом,
язык глобализации - это отнюдь не английский
или какой-либо другой язык. Как средство
международного общения, английский язык
является лишь «проводником» «языка»
общечеловеческого развития, прогресса,
преимущественно технологическо
5 Харчевка А.С. Глобализация культуры: Мифы и реальность // www.bsuir.unibel.bv/rn/l2 100229 1 48745. doc.
Каждый человек открывает окно в окружающий мир с помощью средств массовой информации, включающих телевидение, радио и прессу, которые во многом формируют его взгляды. Любые события, любой деятель существуют лишь постольку, поскольку они представлены в средствах массовой информации. которые дают оперативную информацию о том, что произошло в любом уголке земного шара. Развитие средств сообщения и взрыв массовой информации во многом удовлетворяют познавательные притязания человека, но, с другой стороны, отчуждают его от мира природы, животных других людей, да и от самого себя.
Человек живёт в мощном информационном поле, затрагивающем все стороны его жизни. Он всё чаще познаёт естественную среду и социальное окружение не посредством живого включения в окружающий мир, активного контакта с ним, а благодаря вторичному общению с журналами и телевидением, интернетом. Отсюда познавательный процесс часто оказывается плоскостным, схематизированным, выполненным с помощью посторонней, часто узко направленной позиции. Средства массовой информации, увеличивающие доступ к информации, одновременно направляют получаемые знания в определённые идеологизированные действия. Идеологические фильтры с помощью радио, телевидения и т.д. не допускают вмешательства самой аудитории; если вы начинаете бурно реагировать на услышанное или увиденное, то вы рискуете упустить часть того, что видите или слышите. Пассивность - это логика данной технологии. Чтобы с вами говорили, вы должны молчать. Средства массовой информации развивают идею развоплощённого зрителя, пассивного очевидца, усиливает модели молчания людей, которые формировались в театрах, концертных залах прошлого века.
М. Кастельс характеризует
новую структуру общества, как
информационный капитализм, который
был бы невозможен без современных
информационных технологий. Ядром этого
информационного капитализма
Во-первых, образовывается разрыв между странами информационно-технологически развитыми и отстающими в этом отношении, что в свою очередь приводит к нарастанию напряжённости в мире в силу информационно-идеологического давления.
Во-вторых, под влиянием новых технологий растут темпы социальных и экономических трансформаций. Таким образом, формируется новая глобальная информационная среда, которая порождает новые сложные проблемы.
Информационные технологии определяют уровень развития не только производительных сил общества, но и самого человека. «Информационный человек» - это не любой человек, работающий на компьютере, включая Интернет, а человек, включённый в компьютер, который не представляет, что он вынужден обслуживать информационные потоки в ущерб собственному развитию как полноценной личности. Человек в системе информационного общества строит свои отношения с миром и другими людьми через компьютерное опосредование, утрачивая потребность, а затем и способность к непосредственным контактам.
Э. Фромм отмечал, что сами по себе достижения науки и техники - не хороши и не плохи, всё зависит от их применения. «Компьютеры должны стать функциональной частью жизненно ориентированной социальной системы, а не раковой опухолью, начинающей разрушать систему и, в конце концов, убивающей её. Машины или компьютеры должны стать средствами для осуществления целей, установленных разумом и волей человека.»6. В самом деле, получение и усвоение информации являются важными средствами развития личности. Новые способы обработки и передачи информации с помощью компьютеров - колоссальное достижение человеческого разума. Но и это достижение, подобно многим другим, неоднозначно: оно может послужить совершенствованию лич-
6 Фромм Э. Революция надежды / / Фромм Э. Психоанализ и этика. Спб.: Ювента, 2004. С. 292.
ности и посодействовать упрочению гуманизма, а может укрепить отчуждающую тенденцию, подчинив человека новой социальной силе.
В новом мире,
пронизанном информационными
Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)