Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике
Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.
Специалисты по массовым коммуникациям справедливо подчёркивают, что Интернет - всего лишь средство управления, которое, однако, превратилось в саморазви-вающуюся систему. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что машины или компьютеры так и не стали средствами для осуществления разумных целей, вопреки надеждам Э. Фромма. Скорее наоборот, практика свидетельствует, что информационные технологии выходят на первый план, подчиняя себе их носителей и создавая основу для «информационного общества» — общества, обслуживающего информационные потоки, вместо того чтобы поставить их себе на службу.
Если отличительной чертой рыночного характера была пустота, по определению
Э. Фромма, то для «человека информационного» пустота необходима вдвойне. Иначе податливость человека к восприятию информации окажется не беспредельной, что создаст помехи на пути её передачи. Больше того, если в обществе с рыночной ориентацией личные встречи, как отмечал Э. Фромм, всё-таки были неизбежны при всём при том, что люди в системе рыночных отношений представляют собой не личности в полном смысле слова как внутреннюю целостность общественно значимых проявлений, а набор сменяющих друг друга ролей или масок, то отношения, опосредованные компьютером, не требуют даже такого контакта. Каждый час использования Интернета в неделю в среднем сокращает прямые личные контакты на 2,7%.
Новый тип свидетельствует о возможностях дальнейшего развития личности благодаря задействованию не использованных пока коммуникационных способностей человека. Но с другой стороны, он означает новый виток отчуждения человека от себя подобных и, в конечном счете, от самого себя, ибо в «информационном обществе» информационные технологии окажутся посредником не только в отношениях человека с другими людьми, но и в его отношении с самим собой.
По мнению Ф. Фукуямы, мы превратимся в неуязвимых терминаторов из плоти и крови. Правда, неуязвимость всего лишь характеристика и особенность плоти, а не критерий свободы и самостоятельности. Новая тоталитарная система, возьмет под контроль не только социальное поведение человека, но и химический состав крови.
С другой стороны,
структурное принуждение и
Некоторые компенсируют
утраченную свободу сексуальной
вседозволенностью. Это справедливо
в отношении сексуальных
И, наконец, экстремистские группировки, чья свобода компенсируется радикальными методами действия и самоутверждения.
Таким образом, наряду с радикальным индивидуализмом, появляются тенденции сопротивления «самобытности, устремленной в будущее», способной воссоздать нечто подобное новому гражданскому обществу. Все проактивные движения претендуют на некую великую роль. Все они выступают против процессов глобализации, но не за восстановление традиционных гражданских институтов, поскольку они размываются логикой сетевых структур власти и общества в целом. И это размывание ведёт к появлению новой самобытности. Новая самобытность, является носителем определенных символов, имиджей, и борется за своё пространство и за своего потребителя.
Техногенная цивилизация предлагает достаточно шаблонов, при помощи которых люди стараются избегать и не осознавать самих себя, свои поступки. К ним относятся: механизированный, функциональный труд; развлечения: мы дрожим от сладкого ужаса перед экранами ТВ, но реально не испытываем никаких лишений, мы утратили чувство сострадания и солидарности; экстаз коммуникации ради самой коммуникации полностью обесцененной, вне личностной и пустой; удовлетворение от бесконечных покупок; постоянная смена половых партнеров. За всеми этими искусственными шаблонами, которые предлагает цивилизация, скрываются, как их называет Ж. Бодрийяр, «реактивные формы зла», а то есть вполне естественные чувства: ненависти, насилия, жестокости, тяги к убийству.
Еще Ф. Ницше писал, что с развитием общества и научных знаний, возрастает способность человека быть «дрессируемым». В свою очередь М. Бубер указывал, что человек не может совладать с миром, который есть создание его рук.
«Ценности потеряли ценность». Человек неистово доказывает, что чёрное есть белое, что зло есть добро, привыкая обманывать себя, свою совесть. И это настолько впиталось в нашу кровь, что порой кажется, никакой другой интерпретации морали и нравственности никогда и не было. Так, незаметно произошло «обеление зла»10.
Человек потерял в себе порядок, способность распознавать добро, способность «рассуждать», в нем царит хаос. Всё смешалось эгоистической необходимостью и выгодой. Нет больше ни основного правила, - отмечает Ж. Бодрийар, - ни критерия суждения.
Формирующаяся «мировая общественная система», постоянно поддерживая конкуренцию, как единственно возможный вариант прогресса, ведёт игру «в слабых и сильных». Она выгодно для себя определяет, какими качествами должен обладать сильный и в свою очередь, слабый. Таким образом, человек уподобляется животному, неспособному
10 Бодрийар Ж. Прозрачность зла (1990): Пер. с фр. / Л. Любарская, Е. Марковская. М.: Добросвет, 2000. С. 23.
инстинктивно осознать свою роль, своё влияние, нести ответственность. Но, если соперничество, борьба за физическое выживание тех или иных видов животных - это естественно и оправдано законами природы, то соперничество и конкуренция среди людей, принимающие форму морального подавления, а также крайнюю форму физического истребления друг друга, под известным лозунгом «выживает сильнейший», это противоестественно для человеческой духовно-природной сущности.
В информационно-
Ценности «культуры жизни» формируют наше сознание как устойчивое, сопротивляющееся, воспитывают нашу волю и дух. Им и только им можно доверить человека, в смысле его «образования», «делания». Ведь, они удостаивают его, вытесняют пустоту, отчужденность, безнадежность, растрепанность, невежество, ханжество, наполняют смыслом его жизнь. Они ломают общественные стереотип насилия, как самоутверждения, меняют человеческие цели и приоритеты в пользу духовной культурности. «Носитель Культуры, - пишет Н. К. Рерих, - ясно почувствует всю разницу между основами духовной Культурности и наносною материалистической цивилизацией, разберется в случайном переходящем и истинно живущим»11. Нравственный выбор в пользу ценностей «культуры жизни» это всегда испытание и искушение, это выхождение за пределы самого себя, преодоление «уровня психофизически-организмической данности». Нравственность человека на порядок выше нравственности природы и нет ей предела, с точки зрения нравственного совершенствования. Нравственное совершенствование человека, в отличие от «нравственности природы» есть духовно-нравственное совершенствование.
Список литературы
1. Баталов Э.Л. О книге Э. Тоффлера «Третья волна» // США - экономика, политика, идеология. 1982, №7. С. 83-90.
2. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание / Д. Рашкофф. М.: Ультра. Культура, 2003. 324 с.
3. Делягин М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М: ИНФРА-М, 2000. 344 с.
4. Дилигенский
Г.Г. Глобализация в
5. Харчевка А.С. Глобализация культуры: Мифы и реальность / / www.bsuir.unibel.bv/rn/12 100229 1 48745.doc.
6. Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. Спб.: Ювента, 2004. 292 с.
7. Панарин А.
Глобализация как вызов
8. Слинин ЯЛ. Наука,культура
и будущее общество. Отчуждение
человека в перспективе
9. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ЯЕРЬ-Ьоок, 1994. 336 с.
10. Бодрийар Ж. Прозрачность зла (1990): Пер. с фр./Л.Любарская, Е.Марковская. М.: Добросвет, 2000. 230 с.
11. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: Международный Центр Рерихов, 1994. 148 с.
11 Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: Международный Центр Рерихов, 1994. С. 47.
C.M. HeKpacoB, 3.M. MaKaTOB. HeuoBeK b cucTeMe...
209
HUMAN BEING IN THE SYSTEM OF THE INFORMATION SOCIETY AS A BASIS OF GLOBALIZING WORLD
S. I. Nekrasov 11 Z. V. Makatov 21
1) Moscow state technical university of civil aviation
e-mail:
sinekrasov@mail.ru
2) Moscow state technical university of civil aviation
At studying of process of information and globalisation it is necessary to allocate, first of all, its spiritually-moral human measurement and to estimate that influence which it renders on the person, its consciousness, system of values and behaviour. The antihumane variant of realisation of information-global transformations deforms spiritually-moral sphere of human life, destroys originality and uniqueness, transforms it into the faceless person of «one day», free from any «roots», aloof and lost, with the deformed representation about good and harm. But on the other hand, in the information-globalized world along with rivalry, cooperation which allows to use completely collective human potential is cultivated, puts before itself a problem - «to help weak», to «defend» weak, instead of to supersede it, keeps human advantage and ennobles the person.
Key words: Information society, globalisation, the computer person, morals, consciousness, alienation, culture, civilisation.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://
Текст научной работына тему "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ". Научная статья по специальности "Международный терроризм"
Характер и особенности современного этапа мирового развития во многом обусловлены тем, что информация, средства информатизации массовой информации и коммуникации, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации оказывают непосредственное и все более возрастающее влияние на экономическое, политическое, социальное и духовное развитие отдельных государств и всего мирового сообщества. Более того, в современных условиях информация и использование информационных ресурсов зачастую превращаются в эффективный инструмент достижения целей наиболее влиятельных сил, стремящихся к мировому лидерству.
Наряду с очевидными благами,
мировая информационно-
Поскольку терроризм как
общественное явление имеет преимущественно
политико-психологическую
Результаты анализа
- нацеленность на получение
сильного эмоционального
- ориентация на распространение
информации о совершенном
ди широкой общественности;
- атаки производятся
на такие объекты, которые
- применение
насилия террористами
При этом деятельность
террористов в информационно-
Основная цель террористов состоит в том, чтобы террористический акт стал известен населению и органам власти, получил широкий общественный резонанс. Такой общественный резонанс порождает страх и панические настроения среди членов общества, приводит к потере доверия к власти, и в конечном итоге вызывает политическую нестабильность.
Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)