Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, отчет по практике

Описание работы

Курукина Полина Алексеевна с 17.12.2012 по 08.02.2013 года проходила преддипломную практику в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук.
В период прохождения преддипломной практики Курукина Полина Алексеевна показала себя ответственной студенткой, к заданиям относилась добросовестно, все поручения выполняла качественно в четко установленные сроки.

Файлы: 1 файл

мой отчет.doc

— 669.50 Кб (Скачать файл)

Специалисты по массовым коммуникациям справедливо  подчёркивают, что Интернет - всего  лишь средство управления, которое, однако, превратилось в саморазви-вающуюся систему. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что машины или компьютеры так и не стали средствами для осуществления разумных целей, вопреки надеждам Э. Фромма. Скорее наоборот, практика свидетельствует, что информационные технологии выходят на первый план, подчиняя себе их носителей и создавая основу для «информационного общества» — общества, обслуживающего информационные потоки, вместо того чтобы поставить их себе на службу.

Если отличительной  чертой рыночного характера была пустота, по определению

Э. Фромма, то для  «человека информационного» пустота  необходима вдвойне. Иначе податливость человека к восприятию информации окажется не беспредельной, что создаст помехи на пути её передачи. Больше того, если в обществе с рыночной ориентацией личные встречи, как отмечал Э. Фромм, всё-таки были неизбежны при всём при том, что люди в системе рыночных отношений представляют собой не личности в полном смысле слова как внутреннюю целостность общественно значимых проявлений, а набор сменяющих друг друга ролей или масок, то отношения, опосредованные компьютером, не требуют даже такого контакта. Каждый час использования Интернета в неделю в среднем сокращает прямые личные контакты на 2,7%.

Новый тип свидетельствует  о возможностях дальнейшего развития личности благодаря задействованию не использованных пока коммуникационных способностей человека. Но с другой стороны, он означает новый виток отчуждения человека от себя подобных и, в конечном счете, от самого себя, ибо в «информационном обществе» информационные технологии окажутся посредником не только в отношениях человека с другими людьми, но и в его отношении с самим собой.

По мнению Ф. Фукуямы, мы превратимся в неуязвимых терминаторов из плоти и крови. Правда, неуязвимость всего лишь характеристика и особенность плоти, а не критерий свободы и самостоятельности. Новая  тоталитарная система, возьмет под контроль не только социальное поведение человека, но и химический состав крови.

С другой стороны, структурное принуждение и всеобщая стандартизация побуждает людей  искать новый образ жизни, там, где  они могут компенсировать и оправдать утраченную свободу.

Некоторые компенсируют утраченную свободу сексуальной  вседозволенностью. Это справедливо  в отношении сексуальных меньшинств, стремящихся воссоздать семью на новой основе. Так с разрушением  важнейшей ячейки общества - традиционного института семьи, нарушается последовательность передачи от поколения к поколению высших моральных ценностей, культурных кодов, колеблются основы личной защищенности. Другие записываются в отряды религиозных фундаменталистов, чья деятельность направлена на создание нового социума верующих.

И, наконец, экстремистские группировки, чья свобода компенсируется радикальными методами действия и самоутверждения.

Таким образом, наряду с радикальным индивидуализмом, появляются тенденции сопротивления  «самобытности, устремленной в будущее», способной воссоздать нечто подобное новому гражданскому обществу. Все проактивные движения претендуют на некую великую роль. Все они выступают против процессов глобализации, но не за восстановление традиционных гражданских институтов, поскольку они размываются логикой сетевых структур власти и общества в целом. И это размывание ведёт к появлению новой самобытности. Новая самобытность, является носителем определенных символов, имиджей, и борется за своё пространство и за своего потребителя.

Техногенная цивилизация  предлагает достаточно шаблонов, при  помощи которых люди стараются избегать и не осознавать самих себя, свои поступки. К ним относятся: механизированный, функциональный труд; развлечения: мы дрожим от сладкого ужаса перед экранами ТВ, но реально не испытываем никаких лишений, мы утратили чувство сострадания и солидарности; экстаз коммуникации ради самой коммуникации полностью обесцененной, вне личностной и пустой; удовлетворение от бесконечных покупок; постоянная смена половых партнеров. За всеми этими искусственными шаблонами, которые предлагает цивилизация, скрываются, как их называет Ж. Бодрийяр, «реактивные формы зла», а то есть вполне естественные чувства: ненависти, насилия, жестокости, тяги к убийству.

Еще Ф. Ницше писал, что с развитием общества и научных знаний, возрастает способность человека быть «дрессируемым». В свою очередь М. Бубер указывал, что человек не может совладать с миром, который есть создание его рук.

«Ценности потеряли ценность». Человек неистово доказывает, что чёрное есть белое, что зло есть добро, привыкая обманывать себя, свою совесть. И это настолько впиталось в нашу кровь, что порой кажется, никакой другой интерпретации морали и нравственности никогда и не было. Так, незаметно произошло «обеление зла»10.

Человек потерял  в себе порядок, способность распознавать добро, способность «рассуждать», в  нем царит хаос. Всё смешалось  эгоистической необходимостью и  выгодой. Нет больше ни основного  правила, - отмечает Ж. Бодрийар, - ни критерия суждения.

Формирующаяся «мировая общественная система», постоянно  поддерживая конкуренцию, как единственно  возможный вариант прогресса, ведёт  игру «в слабых и сильных». Она выгодно  для себя определяет, какими качествами должен обладать сильный и в свою очередь, слабый. Таким образом, человек уподобляется животному, неспособному

10 Бодрийар Ж.  Прозрачность зла (1990): Пер. с  фр. / Л. Любарская, Е. Марковская. М.: Добросвет, 2000. С. 23.

инстинктивно  осознать свою роль, своё влияние, нести  ответственность. Но, если соперничество, борьба за физическое выживание тех или иных видов животных - это естественно и оправдано законами природы, то соперничество и конкуренция среди людей, принимающие форму морального подавления, а также крайнюю форму физического истребления друг друга, под известным лозунгом «выживает сильнейший», это противоестественно для человеческой духовно-природной сущности.

В информационно-глобализирующемся  мире в противовес «соперничеству»  выступает «сотрудничество», как  структура общественных взаимоотношений. Естественно, оно не может быть абсолютным, но как жизненный принцип, альтернатива лозунгу «выживает сильнейший», альтернатива несправедливой игре в «сильных и слабых», в которой человек теряет свое достоинство. Сотрудничество исключает нездоровую конкуренцию, дикость, варварство, животное инстинктивное поведение, предполагающее такие отношения, при которых усилия соперников не складываются, а вычитаются. Сотрудничество позволяет напротив полностью использовать коллективный человеческий потенциал, ставит перед собой иную задачу - «помочь слабому», «отстоять» слабого, а не вытеснить его, сохраняет человеческое достоинство, возвышает человека.

Ценности «культуры  жизни» формируют наше сознание как  устойчивое, сопротивляющееся, воспитывают  нашу волю и дух. Им и только им можно доверить человека, в смысле его «образования», «делания». Ведь, они удостаивают его, вытесняют пустоту, отчужденность, безнадежность, растрепанность, невежество, ханжество, наполняют смыслом его жизнь. Они ломают общественные стереотип насилия, как самоутверждения, меняют человеческие цели и приоритеты в пользу духовной культурности. «Носитель Культуры, - пишет Н. К. Рерих, - ясно почувствует всю разницу между основами духовной Культурности и наносною материалистической цивилизацией, разберется в случайном переходящем и истинно живущим»11. Нравственный выбор в пользу ценностей «культуры жизни» это всегда испытание и искушение, это выхождение за пределы самого себя, преодоление «уровня психофизически-организмической данности». Нравственность человека на порядок выше нравственности природы и нет ей предела, с точки зрения нравственного совершенствования. Нравственное совершенствование человека, в отличие от «нравственности природы» есть духовно-нравственное совершенствование.

Список литературы

1. Баталов Э.Л.  О книге Э. Тоффлера «Третья  волна» // США - экономика, политика, идеология. 1982, №7. С. 83-90.

2. Рашкофф, Д.  Медиавирус. Как поп-культура тайно  воздействует на наше сознание / Д. Рашкофф. М.: Ультра. Культура, 2003. 324 с.

3. Делягин М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М: ИНФРА-М, 2000. 344 с.

4. Дилигенский  Г.Г. Глобализация в человеческом  измерении // Мировая экономика  и международные отношения. 2002, №  7. С. 4-15.

5. Харчевка А.С.  Глобализация культуры: Мифы и  реальность / / www.bsuir.unibel.bv/rn/12 100229 1 48745.doc.

6. Фромм Э.  Революция надежды // Фромм Э.  Психоанализ и этика. Спб.: Ювента, 2004. 292 с.

7. Панарин А.  Глобализация как вызов жизненному  миру. За Хайдеггера. Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста. М.: Ермак, 2004. 352 с.

8. Слинин ЯЛ. Наука,культура  и будущее общество. Отчуждение  человека в перспективе глобализации  мира. Сб. статей. Выпуск 1 /Под ред.  Маркова Б.В., Солонина Ю.И., Парц-вания  В.В. Спб.: Петрополис, 2001. -С.87- 99.

9. Маркузе Г. Одномерный  человек. М.: ЯЕРЬ-Ьоок, 1994. 336 с.

10. Бодрийар Ж. Прозрачность  зла (1990): Пер. с фр./Л.Любарская,  Е.Марковская. М.: Добросвет, 2000. 230 с.

11. Рерих Н.К. Культура  и цивилизация. М.: Международный  Центр Рерихов, 1994. 148 с.

11 Рерих Н.К.  Культура и цивилизация. М.: Международный  Центр Рерихов, 1994. С. 47.

C.M. HeKpacoB, 3.M. MaKaTOB. HeuoBeK b cucTeMe...

209

HUMAN BEING IN THE SYSTEM OF THE INFORMATION SOCIETY AS A BASIS OF GLOBALIZING WORLD

S. I. Nekrasov 11 Z. V. Makatov 21

1) Moscow state technical university of civil aviation

e-mail:

sinekrasov@mail.ru

2) Moscow state technical university of civil aviation

At studying of process of information and globalisation it is necessary to allocate, first of all, its spiritually-moral human measurement and to estimate that influence which it renders on the person, its consciousness, system of values and behaviour. The antihumane variant of realisation of information-global transformations deforms spiritually-moral sphere of human life, destroys originality and uniqueness, transforms it into the faceless person of «one day», free from any «roots», aloof and lost, with the deformed representation about good and harm. But on the other hand, in the information-globalized world along with rivalry, cooperation which allows to use completely collective human potential is cultivated, puts before itself a problem - «to help weak», to «defend» weak, instead of to supersede it, keeps human advantage and ennobles the person.

Key words: Information society, globalisation, the computer person, morals, consciousness, alienation, culture, civilisation.

 
 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-v-sisteme-informatsionnogo-obschestva-kak-osnovy-globaliziruyuschegosya-mira#ixzz2ImdwM2im

 

 

Текст научной работына тему "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ". Научная статья по специальности "Международный терроризм"

Характер и особенности современного этапа мирового развития во многом обусловлены тем, что информация, средства информатизации массовой информации и коммуникации, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации оказывают непосредственное и все более возрастающее влияние на экономическое, политическое, социальное и духовное развитие отдельных государств и всего мирового сообщества. Более того, в современных условиях информация и использование информационных ресурсов зачастую превращаются в эффективный инструмент достижения целей наиболее влиятельных сил, стремящихся к мировому лидерству.

Наряду с очевидными благами, мировая информационно-технологическая  революция, происходящая в настоящее  время, способствует возникновению  принципиально новых угроз жизнедеятельности  как отдельных обществ, государств и их граждан, так и мирового сообщества в целом. В наиболее угрожающей форме это выражается в таком явлении как терроризм, который в ходе своей мутации в большой степени, чем другие негативные проявления, использует возможности, предоставляемые информационным обществом.

Поскольку терроризм как  общественное явление имеет преимущественно  политико-психологическую природу, а информация и информатизация, как  явление и процесс, охватывают наиболее широкие слои общества, то такого рода изменения в характере терроризма, способах и методах шантажа и давления на политическую власть со стороны террористических организаций, представляются вполне закономерными. Быстрое развитие информационных технологий существенно расширило возможности террористических организаций не только по разработке новых технических инструментов террористической деятельности, но по созданию и широкому применению технологий манипулирования сознанием населения в террористических целях.

Результаты анализа отечественной  и зарубежной практики противодействия  террористическим угрозам показывают, что в их характеристике все чаще проявляются следующие особенности:

- нацеленность на получение  сильного эмоционального эффекта  от своих действий в обществе. Это выражается посредством достижения  состояния страха и неуверенности у атакуемого населения и стремления к одобрению и симпатиям у своих последователей;

- ориентация на распространение  информации о совершенном теракте  сре-

ди широкой общественности;

- атаки производятся  на такие объекты, которые имеют  особый символический смысл для  общества;

- применение  насилия террористами воспринимается  в обществе (в первую очередь  в развитых странах) как противоестественное,  что неизбежно вступает в конфликт  с традиционными социальными и нравственными нормами, и тем самым порождает у человека, социальной группы чувства тревоги, неуверенности, неизвестности и т. п.

При этом деятельность террористов в информационно-культурной среде может носить явный (открытый) или скрытный (латентный) характер, осуществляться от имени как террористических, так и антитеррористических сил, либо анонимно.

Основная цель террористов состоит в том, чтобы  террористический акт стал известен населению и органам власти, получил  широкий общественный резонанс. Такой общественный резонанс порождает страх и панические настроения среди членов общества, приводит к потере доверия к власти, и в конечном итоге вызывает политическую нестабильность.

Информация о работе Отчет оп практике направления подготовки «Конфликтология» (ОДО)