Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

Основные идеи – это  социализм, последовательный процесс  реформирования политической системы  как капиталистической системы, реализация и обогащение демократических  принципов социального партнерства  – солидарности, справедливости, свободы.

Социализм есть совокупность смешанной экономики, рыночных отношений  и более высокого качества жизни.

Государственное регулирование  и перераспределение доходов  в обществе с рыночной экономикой, многообразие форм собственности –  гарант эффективной экономики и  благосостояния человека и общества.

Бернштейн, Каутский

1. – общественная собственность

2. – частная собственность

 К оглавлению 

53. ООН,ОБСЕ

 

Кратко об ООН

Число государств — членов ООН составляет 192.

Дата создания ООН: 24 октября 1945 года.

По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей  сложности составляет около 44 000 сотрудников1.

Число текущих операций по поддержанию мира: 16.

Мероприятия и памятные даты — первой памятной датой, объявленной  Генеральной Ассамблеей ООН является День Организации Объединенных Наций  — 24 октября (резолюция ГА 168 (II) от 31 октября 1947 года).

Организация Объединенных Наций  является уникальной международной  организацией. Она была основана после  Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений  между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение  условий жизни и положения  дел в области прав человека.

 

История создания ООН как  системы

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились  первые международные межправительственные организации.

 Вначале, главной целью  межгосударственного сотрудничества  в рамках международных организаций  можно было считать контроль  над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными  организациями закреплялась скорее  техническо-организационная, чем  политическая функция.

Они были призваны развивать  интеграционные тенденции с целью  вовлечения государств-членов. Обычная  сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

 Начало двадцатого  столетия ознаменовало конец  спокойного развития многих государств. Первая мировая война не только  задержала развитие международных  организаций, но и привела к  роспуску многих из них. В  то же время осознание губительности  мировых войн для всей человеческой  цивилизации оказало воздействие  на на появление проектов создания  международных организаций политической  ориентации в целях предотвращения  войн.

Вторая мировая война  в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной  и общественной инициативе по организации  мира и безопасности.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников  и в каком документе первым предложил создание Организации  Объединенных Наций. Западные ученые таким  документом назвали Атлантическую  хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи  вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

 Особенностями этой  организации следует назвать  ярко выраженный политический  характер, проявляющийся в ориентации  на вопросы мира, безопасности, и  предельно широкую компетенцию  во всех сферах межгосударственного  сотрудничества. Эти характеристики  не были свойственны прежним  межправительственным организациям.

 

 

Важнейшими этапами в  создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы  основные принципы и параметры механизма  деятельности будущей организации.

Крымская конференция  в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского  и американского - обсудила

предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и  приняла решение о созыве конференции  Объединенных Наций в США в  апреле 1945 года.

 Это решение реализовалось  на конференции в Сан-Франциско,  проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием  учредительных документов Организации  Объединенных Наций. 24 октября 1945 года Устав ООН вошел в силу.

 Появление новой международной  организации, с созданием которой  связывались ожидания прочного  мира, давало надежду и на развитие

сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального  развития. Советское правительство  рассматривало ООН в первую очередь  как организацию по поддержанию  международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны.

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН  как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального  обеспечения, науки, культуры и т.д.

 Советские представители  высказывали мнение, что регулирование  экономических отношений является  вопросом сугубо внутригосударственной  компетенции. Предложения о международно-правовом  регулировании экономических отношений  входят в противоречие с принципами  уважения государственного суверенитета  и невмешательства во внутренние  дела государств.

Таким образом, по вопросу  компетенции ООН в социально-экономической  сфере у государств-учредителей  единства не было. Высказывались два  диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации  в этом вопросе и о неправомерности  ее полномочий сфере межгосударственного  социально-экономического развития. В  конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества

 В 1946 году под эгиду  ООН вошла Международная организация  труда

В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы  ООН. Начали действовать Международный  валютный фонд (МВФ), уставной целью  которого было объявлено обеспечение  упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного  обесценения валют.

В 1946 году были созданы следующие  межправительственные организации - Организация  Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева).

 В ходе функционирования  системы ООН появляется необходимость  в создании межправительственных  институтов особого рода. Создание  их было вызвано меняющимися  потребностями международного экономического  и социального сотрудничества, имеющего  тенденцию к углублению и расширению.

Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально- освободительное  движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к  разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

 

 Необходимость решения  этих проблем вызвала характерные  структурные изменения в системе  ООН. Прежде всего это выразилось  в том, что в рамках самой  ООН появились вспомогательные  органы со структурой и функциями  межправительственных организаций,  обладающие самостоятельными источниками  финансирования. К вспомогательным  органам ООН, созданным по резолюции  Генеральной Ассамблеи, относятся  : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946).

 

Направления деятельности ООН  и ее органов

 

 Направления деятельности  ООН определяются в большей  мере профилем тех или иных  органов и учреждений системы.  Поэтому следует рассмотреть  направления деятельности не  ООН в целом, а рассмотреть  полномочия и деятельность каждого  из них, а также те вопросы  которые не относятся к их  компетенции, или в вопросах  в которых существует ограничения  полномочий.

 Генеральная ассамблея  ООН - обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она  может обсуждать любые вопросы  или дела, в том числе относящиеся  к полномочиям и функциям любого  из органов ООН, и, за исключением  ст.12, давать рекомендации членам  ООН.

Генеральная Ассамблея ООН  уполномочена рассматривать общие  принципы сотрудничества в деле поддержания  международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование  вооружений, и предлагать в отношении  этих принципов рекомендации. Она  также уполномочена обсуждать любые  вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами.

Генеральная Ассамблея рассматривает  и утверждает бюджет ООН.

 Совет Безопасности  ООН - главный постоянно действующий  политический орган ООН, на  который, согласно Уставу ООН,  возложена главная

ответственность за поддержание  международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных  споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов  агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН.

Международный Суд ООН  это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера  деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических  особенностей т.к. в отличии от других международных судов, сторонами  рассматриваемых Судом делах  могут быть только государства.

Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные  конвенции, международный обычай, общие  принципы права, признанные цивилизованными  нациями, а также в качестве вспомогательного средства - судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

 Секретариат ООН это  орган ООН, призванный обслуживать  работу других органов ООН  и осуществлять их решения  и рекомендации. Секретариат ООН  выполняет административно-технические  функции ООН, в частности, готовит  некоторые материалы, переводит,  печатает и распространяет доклады,  резюме и другие документы  и т.д.

 

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

ОБСЕ - общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности, в состав которой входят 55 государств-участников.

Организация, являющаяся региональным соглашением в контексте главы 8 Устава ООН, создана в качестве главного инструмента для раннего  предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе.

ОБСЕ ведет свое происхождение  с момента создания в начале 1970-х  гг. Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в  качестве многостороннего форума для  ведения диалога и переговоров  между Востоком и Западом. Хельсинкский заключительный акт 1975 г. зафиксировал основные принципы поведения государств-участников СБСЕ по отношению к своим гражданам, а также в отношениях между  собой.

Поворотным моментом в  его деятельности стала Парижская  встреча на высшем уровне 1990 г. В  Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом  исторических перемен в Европе и  дать ответ на новые вызовы, возникающие  после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано  несколько учреждений и институтов, проведение встреч поставлено на регулярную основу, а работа Совещания приобрела более систематизированный характер.

На Будапештской встрече  на высшем уровне в 1994 г. было принято  решение о переименовании СБСЕ в  Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это придало работе Организации новый политический импульс и одновременно стало  отражением того пути институционального развития, который был пройден  ею с момента окончания холодной войны.

Сегодня ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Оно определяется широтой  членского состава, ее всеобъемлющим  подходом к безопасности и инструментами  предотвращения конфликтов, глубоко  укоренившейся традицией открытого  диалога и формирования консенсуса, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества.

Подход ОБСЕ к обеспечению  безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве. Организация  занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права  человека, наблюдение за выборами, а  также экономическую и экологическую  безопасность.

Институты ОБСЕ

Совет министров иностранных  дел (СМИД) является центральным директивным  и руководящим органом, который  рассматривает все вопросы и  принимает соответствующие решения. Встречи СМИД проводятся не реже одного раза в год, ближе к концу срока  полномочий каждого Председателя.

Руководящий Совет на уровне директоров политических департаментов  МИД, заседает не реже 2 раз в год

Постоянный Совет (ПС) отвечает за повседневную оперативную деятельность ОБСЕ.

Форум по сотрудничеству в  области безопасности (ФСБ):

- ведение переговоров  по контролю над вооружениями, разоружению и мерам доверия; 

Информация о работе Политология - предмет и функции