Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

-регулярные консультации  и тесное сотрудничество по  вопросам безопасности;

-снижение опасности возникновения  конфликтов;

- проведение ежегодных  совещаний по оценке выполнения  мер доверия и безопасности,

- проведение семинаров  по военным доктринам. 

ФСБ несет ответственность  за реализацию мер доверия и укрепление безопасности, обеспечивает обмен информацией  в этой области, проводит ежегодные  совещания по оценке, готовит семинары по разработке военной доктрины.

Все государства, участвующие  в деятельности ОБСЕ, имеют одинаковый статус, а решения принимаются  на основе консенсуса.

ОБСЕ имеет особый статус. С одной стороны, принимаемые  в ее рамках решения имеют преимущественно  политический, а не юридический характер. Однако, с другой стороны, ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и полевыми отделениями.

Более того, ОБСЕ - это единственная организация по безопасности в Европе, являющаяся главным инструментом для  раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе.

Все это делает ОБСЕ уникальной организацией, и она занимает особое положение по сравнению с другими  организациями и учреждениями в  Европе.

 

 К оглавлению 

54. Роль СМИ

 

Политика и средства массовой информации (СМИ)

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной  передачи с помощью специаль¬ного  технического инструментария различных  сведений любым людям. СМИ — важнейшие  инструменты реали¬зации политического  процесса.

Их отличительные черты:

1. публичность, т. е.  неограниченный и надперсональный  круг потребителей;

2. наличие специальных  технических приборов аппаратуры;

3. непрямое разде¬ленное  в пространстве и во времени  взаимодействие коммуникационных  партнеров;

4. однонаправленность взаимодействия  от коммуникатора к реципиенту, невоз¬можность перемены их ролей; 

5. непостоянный, дисперсивный  характер их аудитории.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

Политические функции  СМИ:

1. информационная;

2. образовательная;

3. социализационная;

4. функция критики и  контроля;

5. артикуляция различных  общественных интере¬сов, конституирования  и интеграции политических субъ¬ектов;

6. мобилизационная;

7. инновационная (инициирование  политических изменений и постановка  политических проблем);

8. оперативная (обслуживание  СМИ политики оп¬ределенных партий  и ассоциаций);

9. формирование общественности  и общественного мнения.

Политическое манипулирование  — скрытое управ¬ление политическим сознанием и поведением людей  с целью принудить их действовать (или бездейство¬вать) вопреки собственным  интересам. Оно основано на лжи и  обмане, преследует корыстные цели и без долж¬ной борьбы с ним  может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет  официально провозгла¬шаемые государством демократические принципы.

Способы манипулирования  достаточно многочислен¬ны: социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распро¬странение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание  яр¬лыков и многое другое.

 

 К оглавлению 

55. Современные концепции  международных отношений

 

Современные концепции международных  отношений

Международные отношения  – это сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют  разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т. д.

В качестве основных субъектов  международных отношений и мировой  политики выступают прежде всего  государства и международные  организации.

Государства являются наиболее влиятельными и организованными  субъектами, сосредоточившими в своих  руках основные средства воздействия  на международную жизнь. Именно через  государство народы и нации организованно  представляют свои интересы на мировой  арене. Цивилизованное общество не может  существовать вне государства, которое  необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государство  контролирует деятельность иных участников международных связей – его административных единиц (областей, краев, регионов), общественных организаций, фирм, индивидов.

Субъекты международных  отношений – международные политические или военно-политические, общественные и профессиональные организации: Организация  Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский  союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация  американских государств (ОАГ), Организация  африканского единства (ОАЕ), Организация  Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых  Государств (СНГ), Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация  профсоюзов (ВФП), Международная организация  труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ).

Современные тенденции международных  отношений: интернационализация –  рост контактов между людьми, международных  взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека и обеспечения  всех аспектов его безопасности; решение  глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле. Это  меры по сохранению мира, минимизации  военной опасности, сохранению окружающей среды, борьбе с эпидемическими заболеваниями  и преступностью; демилитаризация  и демократизация – решительный  отказ от военно-силовых методов  решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений.

Проблемы, стоящие перед  международными отношениями на современном  этапе 

1. Международные социально-политические  проблемы: предотвращение ядерной  войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; формирование  ненасильственного мира на основе  упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами  и др.

2. Международные социально-экономические  и экологические проблемы: преодоление  нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого  и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации; обеспечение экологической безопасности  производства.

3. Соблюдение основных  прав и свобод человека: обеспечение  необходимых жизненных условий  человеческого существования (особенно  в слаборазвитых странах); демократизация  общественных отношений, развитие  и сохранение культуры, преодоление  отчуждения человека от природы,  общества, политики и международных  отношений и др.

Внешняя политика государства 

Государство – основной институт политической системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Внешняя политика – разновидность  политики, регулирующая взаимоотношения  между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство  осуществляет внешнеполитическую деятельность.

Концепция внешней политики государства включает следующие  принципы:

– защита национальных интересов, целей и приоритетов государства;

– сохранение и обеспечение  экономического, политического и  военно-политического суверенитета, территориальной целостности и  неприкосновенности границ страны;

– защита прав, свобод, достоинства  и материального благополучия всех граждан;

– обозначение регионов и  стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны;

– установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом  сообществе.

 

 К оглавлению 

56. Внешняя политика РБ

 

Беларусь выступает за создание надежной системы европейской  и международной безопасности на принципах равенства и одинаковой безопасности, повышение роли ООН  и ОБСЕ в продвижении к более  безопасному миру, снижение удельного  веса военно-силового фактора в мировой  политике, последовательное укрепление стратегической стабильности путем  консолидации сложившегося многостороннего  режима контроля над вооружениями и  мер доверия в военной области.

В этих целях Республика Беларусь: вносит вклад в борьбу с международным  терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, осуществляет при этом сотрудничество с другими  странами; содействует реализации международных  договоренностей в интересах  предотвращения распространения вооружений, в первую очередь оружия массового  уничтожения и средств его  доставки; поддерживает укрепление контроля за распространением обычных вооружений;

Приоритетом внешней политики Беларуси в сфере международных  экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в современных условиях требует широкой интеграции страны в систему мирохозяйственных  связей. Республика Беларусь стремится: обеспечить благоприятные внешние  условия для формирования современной, эффективной национальной экономики  и становления внешнеэкономической  специализации, гарантирующей максимальный результат от ее участия в международном  разделении труда; добиться обеспечения  экономической безопасности страны при дальнейшей интеграции в мировую  экономику и вступления в ВТО; содействовать расширению белорусского экспорта и рационализации импорта  в страну, поддерживать интересы белорусских  субъектов хозяйствования на внешнем  рынке и противодействовать дискриминации  отечественных производителей и  экспортеров; способствовать привлечению  иностранных инвестиций, в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы белорусской экономики.

Республика Беларусь выступает  за обеспечение прав человека и основных свобод, а также обязательность норм международного права для всех государств; она защищает права и интересы своих граждан и соотечественников  на основе международного права и  действующих двусторонних соглашений.

Важным направлением белорусской  внешней политики является обеспечение  международной поддержки в преодолении  последствий Чернобыльской катастрофы. В этих целях Республика Беларусь выступает за: активизацию сотрудничества для решения экологических, социально-экономических, медицинских проблем, вызванных  аварией на ЧАЭС.

Первостепенное значение приобретает задача формирования позитивного  образа Беларуси за рубежом, информационного  влияния на общественное мнение зарубежных стран, в том числе России. Белорусская "культурная" дипломатия ориентирована  на интеграцию национальной культуры в европейское и мировое культурное и информационное пространство.

Российская Федерация  является основным внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером  Республики Беларусь. Беларусь выступает  за развитие всестороннего и взаимовыгодного  сотрудничества с Россией.

 

Приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической  деятельности Беларуси является укрепление двустороннего и многостороннего  сотрудничества с государствами  — участниками Содружества Независимых  Государств (СНГ).

Приоритетным направлением внешнеполитической деятельности белорусского государства является поддержание  и развитие дружественных отношений  с соседними государствами —  Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.

Беларусь стремится к  развитию полномасштабных дружественных  отношений с государствами Центральной  и Западной Европы, что содействует  ее утверждению как независимого и суверенного европейского государства. Республика Беларусь заинтересована также  в развитии взаимовыгодных отношений  также с США и Канадой.

Одним из важнейших направлений  белорусской внешней политики в  Азии является развитие взаимовыгодного  сотрудничества во всех сферах с ведущими государствами региона, в первую очередь с Китаем, Индией и Японией.

Полноправное и активное участие Беларуси в многостороннем сотрудничестве в рамках международных  организаций и форумов является важным фактором создания благоприятных  условий для внутреннего развития республики, обеспечения политических и экономических реформ, ее интеграции в мировое сообщество.

Беларусь активно участвует  в деятельности ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИДО, МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, Всемирного банка, ВОИС и других международных организаций в  интересах международного сотрудничества и национального развития.

Поэтому Беларусь намерена продолжить диалог с НАТО о развитии партнерских  и добрососедских отношений, гарантиях  безопасности и укрепления мер доверия  с целью подготовки к возможному заключению с НАТО специального двустороннего  документа, формирующего политическую и нормативно-правовую базу отношений  с альянсом.

Участие Республики Беларусь в других международных организациях создает широкие возможности  для взаимодействия практически  со всеми государствами мира на основе многосторонней дипломатии.

 

 

 К оглавлению 

57. Политический процесс  - сущность и структура

 

Понятие политического процесса

Под политическим процессом  понимается суммарная деятельность всех субъетов политики, посредством  которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы  общества в определенных временных  и пространственных границах.

Политический процесс  отличается относительной самостоятельностью, однако он обусловлен экономической  стороной, характеризующей социально  – политические отношения в обществе, государственным устройством.

Информация о работе Политология - предмет и функции