Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций
К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.
1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации
Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве.
Политический процесс состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий:
*конституирование (образование политической системы)
*принятие и исполнение
политико – управленческих
*контроль за
Каждая стадия сохраняет присущие ей особенности и осуществляется способами, присущими лишь ей.
Политический процесс существует в 3 фазах:
- функционирование – здесь
приоритет традиции и
- развитие – непрерывность
и устойчивость качественных
изменений, адекватных
- упадок – политические
изменения, которые не
Политический процессы:
* внутриполитические (протекают между субъектами политики, основная деятельность которых является завоевание и удержание власти)
* внешнеполитические (распространяются
на отношения с другими
Политический процесс:
- неангажированный (добровольный)
– добровольное участие
- ангажированный, где преобладают
гражданские формы
Структура политического процесса
- субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована);
- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
- исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.
Существенным показателем любого политического процесса является преобладающий характер отношений между его участниками. От него зависит характер самого процесса. Преобладающим является тот, который включает взаимоотношения между основными субъектами процесса в решении проблемы, выступающей в качестве его главного объекта.
В качестве субъектов общего
политического процесса выступают
государство, социальные, этнические,
конфессиональные группы, институты
политической власти (политические партии,
общественные движения, органы местного
самоуправления и т.д.), граждане как
индивиды, граждане как совокупность
избирателей (электорат), правящая элита
страны, контрэлиты. В последние
десятилетия распространяется точка
зрения, согласно которой к субъектам
общего политического процесса можно
причислить также общественные организации
и транснациональные
К оглавлению
58. Политическая модернизация
Теория политической модернизации входит в рамки общесоциологического направления, получившего название «социология развития». Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М. Вебера и Т. Парсонса. Социология развития выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное.
В основе традиционного общества
лежат привычка, инерция, традиция,
что объясняет его
В современном обществе: местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум, а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели — они не предписываются и не утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур.
В центре теории политической модернизации — обоснование общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации.
* 1950-1960-е гг. — модернизация
понималась как вестернизация,
т. е. копирование западных
устоев во всех областях жизни;
* 1970-1990-е гг. — связь
между модернизацией и
К числу важнейших факторов модернизации относятся следующие:
*в экономике — расширение
индустриальных технологий, основанных
на использовании капитала и
научного знания, широком освоении
природных ресурсов, расширении
вторичного (переработка, торговля)
и третичного (услуги) секторов хозяйства,
развитие рынков товаров,
* в социальной сфере
— ослабление прежних
* в политике — образование
централизованных национальных
государств, в рамках которых
формируются различные
* в культуре — дифференциация
духовных систем и ценностных
ориентации, секуляризация и плюрализация
общественного сознания и
К оглавлению
59. Гражданское общество -
сущность и принципы
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства.
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны:
1) экономическая свобода,
многообразие форм
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и
4) равенство всех перед
законом и правосудием,
5) правовое государство,
основанное на принципе
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства
в частную жизнь граждан, их
взаимные обязанности и
9) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Гражданское общество - не государственно-политическая,
а главным образом
Гражданское общество - открытое,
демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся
общество, в котором центральное
место занимает человек, гражданин,
личность. Оно несовместимо с директивно-