Политология - предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:15, курс лекций

Описание работы

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).
Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Содержание работы

1. Политология - предмет и функции
2. Становление и развитие политологии как науки. Задачи политологии
3. 3.Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.doc
4. Политическая мысль Беларуси - история становления и развития
5. Политика - сущность и роль в развитии общества
6. Современная зарубежная политология - основные течения и концепции
7. Политическая власть - господство и его типы
8. Субъекты политики
9. Легитимность и эффективность политической власти
10. Теория разделения властей
11. Политическая система общества
12. Государственная власть - ее ресурсы и функции
13. Генезис, признаки, структура и функции государства
13. Сущность и принципы правового государства
14. Глава государства. Институт президенства
15. Парламент в политической системе - структура и подномочия
16. Высшие органы государственной власти в РБ
17. Местное управление и самоуправление
18. Правительство РБ
19. Судебная власть в РБ
20. Политические режимы
21. Демократический режим - основные черты и формы
22. Тоталитарный политический режим
23. Авторитарный политический режим
24. Политические партии - генезис, понятие и функции
25. Партийные системы их характеристика
26. Становление многопартийности в РБ
27. Общественные движения и организации
28. Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии пол.лид
29. Политическое лидерство - понятие, основные теории и функции
30. Формы гос.правления - монархия
31. Формы гос. правления - республика
32. Формы территориального устройства государства
33. Конституция РБ об устройстве и правлении
34. Политическая элита - концепции и типология
35. Политическая элита - структура и механизмы
36. Политическая культура - сущность,структура,функции
37. Типология политической кльтуры,субкультура
38. Политическая социализация
39. Избирательное право - сущность,основные принципы. Абсентеизм
40. Мажоритарная избирательная система
41. Пропорциональная избирательная система
42. Сущность и виды референдумов
43. Избирательная система и практика в РБ
44. Социальное государство РБ
45. Глобальные проблемы современности
46. Политичекое поведение
47. Геополитика
48. Политические конфликты
49. Политическая идеология - понятие и функции
50. Консерватизм и неоконсерватизм
51. Либерализм и неолиберализм
52. Социал-демократия - теория и практика
53. ООН,ОБСЕ
54. Роль СМИ
55. Современные концепции международных отношений
56. Внешняя политика РБ
57. Политический процесс - сущность и структура
58. Политическая модернизация
59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

Файлы: 1 файл

шпора1.docx

— 172.71 Кб (Скачать файл)

Политический процесс  рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также  как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве.

Политический процесс  состоит из ряда последовательно  совершающихся и циклически повторяющихся  стадий:

*конституирование (образование  политической системы)

*принятие и исполнение  политико – управленческих решений

*контроль за функционированием  и направлением развития политической  системы

Каждая стадия сохраняет  присущие ей особенности и осуществляется способами, присущими лишь ей.

Политический процесс  существует в 3 фазах:

- функционирование – здесь  приоритет традиции и преемственности  перед инновациями в политических  изменениях

- развитие – непрерывность  и устойчивость качественных  изменений, адекватных запросам  общества

- упадок – политические  изменения, которые не соответствуют  запросам общества, застой политической  жизни, нестабильность общества, недовольство граждан.

Политический процессы:

* внутриполитические (протекают  между субъектами политики, основная  деятельность которых является  завоевание и удержание власти)

* внешнеполитические (распространяются  на отношения с другими государствами  как искусство ведения международных  дел)

Политический процесс:

- неангажированный (добровольный) – добровольное участие граждан  в отношении с государством

- ангажированный, где преобладают  гражданские формы политических  отношений, жестко централизованные  методы принятия управленческих  решений. Относятся теократические  группировки, автократия, военные  элиты)

 Структура политического  процесса

- субъект процесса (реальную  власть или её носителя, которому  власть делегирована);

- объект, который должен  быть создан или достигнут  как цель процесса;

- исполнителей процесса, которые связывают субъект и  объект-цель.

Существенным показателем  любого политического процесса является преобладающий характер отношений  между его участниками. От него зависит  характер самого процесса. Преобладающим  является тот, который включает взаимоотношения  между основными субъектами процесса в решении проблемы, выступающей  в качестве его главного объекта.

В качестве субъектов общего политического процесса выступают  государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты  политической власти (политические партии, общественные движения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как  индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита  страны, контрэлиты. В последние  десятилетия распространяется точка  зрения, согласно которой к субъектам  общего политического процесса можно  причислить также общественные организации  и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать  существенное воздействие на развитие общего политического процесса.

 К оглавлению 

58. Политическая модернизация

 

Теория политической модернизации входит в рамки общесоциологического направления, получившего название «социология развития». Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М. Вебера и Т. Парсонса. Социология развития выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное.

В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную  устойчивость, неподвижность.

В современном обществе: местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум, а не группа; сообщества, в которых  люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и  цели — они не предписываются и  не утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических  структур.

В центре теории политической модернизации — обоснование общей  модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера  и направлений перехода от традиционного  к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных  изменений, преобразования нормативных  и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации.

* 1950-1960-е гг. — модернизация  понималась как вестернизация,  т. е. копирование западных  устоев во всех областях жизни;  в этот период господствовала  идея однолинейного развития: одни  страны отстают от других, но  в целом они движутся по  одному пути модернизации.

* 1970-1990-е гг. — связь  между модернизацией и развитием  была пересмотрена. Модернизация  стала рассматриваться не как  условие развития, а как его  функция. Приоритетной целью было  названо изменение социально-экономических  и политических структур, которое  могло проводиться и вне западной  демократической модели. Более детально  стали исследоваться конкретные  политические процессы с учетом  специфических исторических и  национальных условий, культурного  своеобразия различных стран.

К числу важнейших факторов модернизации относятся следующие:

*в экономике — расширение  индустриальных технологий, основанных  на использовании капитала и  научного знания, широком освоении  природных ресурсов, расширении  вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства,  развитие рынков товаров, капиталов  и труда;

* в социальной сфере  — ослабление прежних предписанных  типов социальности и расширение  сферы новых целерациональных  связей, основанных на профессиональных  или рыночных критериях, что  сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и  имущественной, разделением между  производством, политической и  общественной деятельностью;

* в политике — образование  централизованных национальных  государств, в рамках которых  формируются различные социально-политические  движения и группы, отстаивающие  свои интересы;

* в культуре — дифференциация  духовных систем и ценностных  ориентации, секуляризация и плюрализация  общественного сознания и образования,  распространение грамотности, формирование  национальной культуры и языка,  многообразие идеологических течений,  развитие средств массовой информации  и коммуникации.

 

 

 

 К оглавлению 

59. Гражданское общество - сущность и принципы организации

 

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать  лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для  общества, а не общество для государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих  в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или  иной страны:

1) экономическая свобода,  многообразие форм собственности,  рыночные отношения;

2) безусловное признание  и защита естественных прав  человека и гражданина;

3) легитимность и демократический  характер власти;

4) равенство всех перед  законом и правосудием, надежная  юридическая защищенность личности;

5) правовое государство,  основанное на принципе разделения  и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический  плюрализм, наличие легальной  оппозиции;

7) свобода мнений, слова  и печати, независимость средств  массовой информации;

8) невмешательство государства  в частную жизнь граждан, их  взаимные обязанности и ответственность;

9) эффективная социальная  политика, обеспечивающая достойный  уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая  и личная, частная сфера жизнедеятельности  людей, реально складывающиеся отношения  между ними. Это свободное демократическое  правовое цивилизованное общество, где  нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются  закон и мораль, принципы гуманизма  и справедливости. Это рыночное многоукладное  конкурентное общество со смешанной  экономикой, общество инициативного  предпринимательства, разумного баланса  интересов различных социальных слоев.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся  общество, в котором центральное  место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной  экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные  индивиды-собственники объединяются для  совместного удовлетворения своих  интересов и служения общему благу.


Информация о работе Политология - предмет и функции