Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций
История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .
Однако надежды Маркса и Энгельса на успешную пролетарскую революцию не оправдались ни в 1848 – 1850, ни в 1871 г. Боле того, в 70 – 80-е годы прошлого столетия произошли серьезные качественные перемены в странах Западной Европы: в результате экономического развития, забастовочной борьбы и деятельности профсоюзов повысился жизненный уровень наемных рабочих, завоеваны демократические права и свободы. Все это свидетельствовало о возможности решения многих социальных проблем с помощью мирной легальной борьбы и социальных реформ. В этих условиях в рамках марксизма возникло течение, получившее название ревизионизма и реформизма, давшее начало современной социал-демократии, которое отказалось от идеи насильственной революции и диктатуры пролетариата.
Другое ортодоксальное марксистское течение, ориентировавшееся на пролетарскую революцию, с конца ХIХ в. развивалось, прежде всего, в рамках российского рабочего движения, а в начале ХХ в. – в рамках одного из его течений – большевизма, идеологом и руководителем которого был В.И. Ленин. Несмотря на то, что ленинизм базировался на основных положениях марксизма, по ряду вопросов он внес заметные коррективы и марксистскую доктрину. Так, например, если Маркс и Энгельс считали, что пролетарская революция должна победить в высокоразвитых в экономическом отношении странах, где полностью созрели экономические предпосылки, то Ленин сделал вывод, что революция может победить первоначально в одной стране, причем не самой развитой, а той, где наиболее остры социальные противоречия и где легче взять власть. В ленинизме особенно детально разработаны технология завоевания и осуществления власти в условиях диктатуры пролетариата. В последние годы жизни Ленин был вынужден внести коррективы в экономическую политику, разрешив товарно-денежные отношения и частную собственность, сохранив однако, в прежнем виде тоталитарный политический режим, основанный на уничтожении и подавлении всякой оппозиции.
После смерти В.И Ленина Сталин отбросил “либеральные” экономические нововведения 1921 – 1924 гг. и вернул принципы жестко централизованной административно-командной экономики. В области политики сталинизм стал воплощением марксистской идеи диктатуры пролетариата, для которой характерны подавление не только сколько-нибудь организованной оппозиции, но и любого инакомыслия, применение массовых репрессий, Сталин внес в теорию диктатуры пролетариата свой вклад – идею об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма, явившуюся теоретическим обоснованием массовых репрессий.
В 1919 г. коммунистические
и социал-демократические
В 50-х – начале 60-х годов руководители СССР попытались либерализовать политический режим в стране, не затрагивая его основ - монополии Коммунистической партии. В 50-х годах руководители Югославии предприняли попытку соединения коммунизма с рыночной экономикой и идеями самоуправления («рыночный социализм»). В 1968г. коммунистические лидеры Чехословакии попытались провести демократические реформы в рамках концепции «социализма с человеческим лицом». В 1970-е годы в ряде компартий Западной Европы, прежде всего испанской, итальянской, французской, британской, оформляется концепция еврокоммунизма, в которой предпринималась попытка соединить декларированную верность социализму с чисто социалистическими идеями: смешанной экономикой, многопартийной системой, неидеологическим государством и т.д. Однако все попытки реформ коммунистической системы и коммунистической идеологии не смогли предотвратить их системного кризиса, проявляющегося в политике, социальной сфере, национальных отношений и т.д.
Именно кризис коммунистической
системы вынудил советское
4.Социал-демократия.
Социал-демократия уходит своими корнями в массовое рабочее движение конца XIX в., оформившееся во II Интернационал (1889 г.). В самостоятельное политическое течение в рабочем движении социал-демократия конституировалась в начале XX в., после размежевания революционных (Коминтерн) и реформистских сил, которые в 1923 г. объединились в Рабочий социалистический интернационал (1923 – 1940 гг.), на смену которому в 1951г. пришел Социалистический интернационал (Социнтерн), объединивший около 70 партий и более 17 млн. человек. Идеологией современной социал-демократии является демократический социализм. Эта теория родилась в конце 80-х годов XIX в. как альтернатива революционному марксистскому социализму. Она явилась результатом осознания новых явлений в развитии капиталистического общества: повышения жизненного уровня рабочих, завоевания демократических свобод. Сам термин “демократический социализм” впервые был введен в оборот Джоржем Бернардом Шоу в 1888г. Его использовали Эдуард Бернштейн, Отто Бауэр, Карл Каутский и др. Особую роль сыграли работы Бернштейна (1850 – 1923гг.). Социализм представлялся ему как идеал справедливого общественного устройства и как постоянный процесс улучшения положения индивида. Исходной базой социализма Бернштейн считал кооперацию. Классовую борьбу при капитализме он не отрицал, но полагал, что по мере расширения буржуазной демократии эта борьба приобретает исключительно мирные форммы, и решение проблем будет достигаться с помощью компромиссов. В качестве пути к социализму Бернштейн рассматривал реформы, которые должны обеспечить эволюцию капиталистического общества в социалистическое. В вопросе о собственности он исходил из необходимости обобществления лишь крупных капиталистических предприятий при сохранении мелких и средних в частных руках и распространения акций как средства совладения собственностью для широких слоев населения (“народный социализм”). Взгляды Бернштейна получили широкое распространение в начале XX в. в социал-демократическом движении и заложили основы концепции демократического социализма, которая в 1945г. стала официальной доктриной социал-демократического движения. В общем виде эта концепция была изложена во Франкфуртской декларации Социнтерна (1951г.), программных документах западноевропейских социал-демократических партий. Дальнейшее развитие декларация получила в новом программном документе Социнтерна «Декларации принципов» (1989г.), в котором социализм рассматривается как непрерывный процесс реформистских общественных преобразований, в результате чего современное капиталистическое общество приобретет новое качество. Сущность процесса реформ – наполнение демократическим содержанием всех сфер общественной жизни (политическая, экономическая, социальная демократия).
Основными ориентирами становления демократического социализма являются «основные ценности» - свобода, справедливость, равенство и солидарность. В «Декларации принципов» под свободой понимается право каждого человека быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями, Справедливость означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождение от зависимости, либо владельцев средств производств, либо тех, кому принадлежит политическая власть. Равенство предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и общества. Равенство и личная свобода неразделимы. Солидарность носит всеобъемлющий, глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувства сострадания жертвам несправедливости. Особо подчеркивается взаимосвязь этих основополагающих принципов, обязательность каждого их них для существования другого.
В этом документе социал-демократы
противоположность своего подхода
позиции либералов и
В экономической сфере социал-демократия признает смешанную экономику, включающую частную, государственную и общественную формы собственности, конкурирующие между собой. Государство должно обеспечить сочетание экономического роста, максимального обеспечения занятости, стабильных цен, справедливого распределения доходов и защиту неимущих. Социал-демократия ориентируется на внедрение экономических принципов в хозяйственную систему как на микроуровне – через непосредственное участие трудящихся в управлении предприятием, так и в масштабе всей экономики – через органы социального партнерства или профсоюзы.
В области политической концепция социал-демократия базируется на общепринятом в современном мире подходе: плюрализм, многопартийность, свободные выборы, права человека, правовое государство.
Следует отметить, что в 70-80-е годы социал-демократы делали упор на такие моменты демократического социализма, связанные с глобальными проблемами современности, как экологические приоритеты (экосоциализм), приверженность новому экономическому порядку (экономическая солидарность), сохранение мира на земле.
В 80-е годы социал-демократия столкнулась с консервативным наступлением с одной стороны и ростом популярности экологических движений – с другой. В этих условиях определились главные направления теоретических поисков, общих для демократии в целом. Острие критики направлено сегодня против необузданных проявлений капитализма в социальной и экологической сферах. В противовес консервативной ориентации на неограниченную роль рыночных сил делается упор на сохранение активности государства, на экономический рост, ориентирующийся на социальные и экономические потребности основной массы населения.
Однако при общности неприятия неоконсервативного подхода, готовности противопоставить неоконсервативной модели экономического, социального и политического развития альтернативную модель, более социальную и гуманную в рамках современной социал-демократии обозначились два направления. Одно из них – традиционное, тесно связанное с промышленным рабочим классом, профсоюзами выступает против того, чтобы издержки экономических преобразований возлагались на плечи наименее защищенных групп населения путем сокращения занятости, социальных программ и т.д. Другое – модернистское, ориентируется на трудящихся наемного умственного труда, занятых в новейших отраслях производства, на научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию, исходит из предположения, что будет набирать скорость процесс уменьшения роли рабочего класса, и в ближайшее время можно будет говорить о его полном растворении. Отсюда провозглашается курс на решительное преобразование промышленной базы вне зависимости от негативных последствий для значительной части населения, занятой в традиционных отраслях. В социальной области речь ведется о необходимости жертв населения во имя будущих успехов, в политической – ставится вопрос, что концепция массовой рабочей партии перестала отвечать потребностям времени, ее должна заменить более современная и открытая организация.
В целом современная социал-демократия находится в поисках новых концепций и выводов, соответствующих реалиям современного мира.
5. Левый радикализм и левацкий троцкизм.
Левый радикализм и экстремизм сложны по своему генезису, исторической эволюции и социально-классовой базе. На их характере сказываются степень социально-экономической зрелости различных стран и регионов. Современный неотроцкизм и неоанархизм, многие разновидности современного авантюризма и люмпенского максимализма имеют основную родовую черту, заключающуюся в том, что все они выступают антагонистами любых институтов власти.
История левоэкстремистских
форм сознания поставила перед
Идеология левого радикализма вобрала в себя самые разнообразные идеи “левого толка”: от старых анархических рецептов “пропаганды делом”, то есть безудержного политического терроризма, до противоположных, подчас заимствованных у разного рода религиозных сект установок на насилие, нравственное самосовершенствование и моралистическую проповедь, а также попыток освоения “ нового образа” жизни в производственных и потребительских коммунах.
Призывы к разрушению буржуазной цивилизации, шаткость позиций в области политической практики подтолкнули леворадикалов в область сугубо теоретическую. Поколение бывших бунтарей дало целую плеяду сочинителей: ”новых” философов и экономистов, писателей и журналистов.
При разработке альтернативы капиталистическому способу производства радикальная мысль во главу угла ставит задачу создания таких социальных условий, которые могли бы обеспечить полноту, “не отчужденность” индивида в трудовом процессе, его активное участие в общественной жизни. В своих сочинениях леворадикалы пытались связать воедино популярные в их среде лозунги “самоуправление”, “рабочий контроль”, “непосредственное представительство”, “самоорганизация общества”, “другой индустриальный уклад”,
“социальное
Современный троцкизм в
организационном отношении
Методы и цели троцкистов остались прежними даже в деле борьбы за мир, где они отвергают этапность разоружения, доказывают, что антивоенное движение может достигнуть своих целей только будучи независимым от любых правительств. Проповедь «непосредственной демократии», «самоуправления» заимствована ими у анархистов и анархо-синдикалистов. В колебаниях троцкизма от идеи «всемирного социализма» до утопических проектов создания островков социализма, в их убеждении, что можно «спасать» социализм как идею, жертвуя социализмом как реальностью, проявляется сознательная неуступчивость этого течения.
Несмотря на то, что
роль троцкизма в общем
В настоящее время троцкизм отказывается от ряда наиболее экстремистских убеждений, от концепции ядерной войны, в частности, но сохраняет верность своему основополагающему принципу: «Рабочая революция – вот единственный путь сохранения мира».