Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

С  точки зрения социального  характера партии различаются по тому , интересы каких социальных групп  они выражают ; это могут быть классовые партии /рабочие , буржуазные, крестьянские и т.д./ , неклассовые /буржуазно-помещичьи и др./,  партии социальных слоев , например интеллигенции, национальные партии и даже партии социально-демографических групп,  например молодежные, женские.

По типу организаций структуры широко распространенным является деление партий на кадровые и массовые . Последние включают в свои ряды большое число членов . Основным источником их  финансирования являются  уплачиваемые ими взносы . Между членами партий существует  тесная  и постоянная связь . Основная  деятельность массовых партий носит идеологический или воспитательный характер . Руководство в них принадлежит профессиональным политикам . Кадровые партии не многочисленны, в них отсутствует строго определенное и постоянное членство , они не имеют института членских взносов , для них характерна организованная рыхлость . Такие партии  становятся жизнеспособными в период проведения выборов. Руководство ими осуществляется небольшим числом профессиональных политиков , и соответственно  власть находится в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве .

В зависимости от идеологического  облика партии делят на идейно-политические , деятельность которых базируется на более или менее четко оформленной  идеологии; прагматические , или, другими словами, избирательные, не имеющие устойчивой идеологии , использующие те или иные идеи , лозунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период выборов ; харизматическо-вождистские , объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи , сколько вокруг очень популярной личности вождя.

Существует типология , разделяющая партии на представительные и мобилизирующие . Первые выражают взгляды своих последователей ,с  изменением которых меняется и политика партии . Что касается мобилизирующих партий , то основная их особенность заключается в том , что они нацелены на ‘’ переделку ‘’  сознания населения , особый упор делают на пропаганду , препятствуя контрпропаганде .

 По месту , которое  партии занимают в системе  власти , они  делятся на легальные , в том числе  играющие существенную роль в политической системе  и имеющие незначительное влияние , и нелегальные .

Наконец , по таким признакам , как характер внутрипартийных отношений , отношение партии к обществу и  к тем или иным  элементам политической жизни , принято выделять партии демократические и тоталитарные .

 Демократическими  считаются  партии плюралистические , конкурирующие с другими партиями , представительные , стремящиеся учитывать  различные взгляды с тем , чтобы завоевать на свою сторону  самый широкий круг последователей . Демократические партии  подчиняют свою деятельность  конституционным нормам . Во внутрипартийной  жизни для них характерен широкий плюрализм , наличие фракций , течений и т.д.

Тоталитарные партии именуются еще монополистическими , поскольку они ставят цель устранить с политической арены другие партии . Находясь у власти  , они стремятся подчинить своим интересам все классы и слои общества , поставить конституцию и законы на службу  партийным целям . Во внутрипартийных отношениях для тоталитарных партий характерны централизм , строгая дисциплина , отсутствие фракций .

Перечисленные  типы партий не исключают друг друга , наоборот, они часто  совмещают различные  характеристики . Так , например , коммунистическая партия как классовая  может быть массовой , легальной или нелегальной , революционной  , тоталитарной или относительно  демократической .

Анализ партий как  политического института  предполагает изучение партийных систем , являющихся существенным элементом политической системы общества . Под партийной  системой обычно понимается  совокупность имеющихся в обществе партий и характер отношений между ними , который выражается в соперничестве  или совместной борьбе за власть и ее реализацию .

Существуют два основных типа партийных систем; однопартийная  и многопартийная . В первой  одна партия является правящей , руководящей , отсутствуют свободные выборы , плюрализм и т.д. Это важнейший  признак тоталитарных систем . В  многопартийных системах существуют , как правило ,  сложные межпартийные отношения как соперничества , так и сотрудничества . Разработаны детальные классификации многопартийной системы . В качестве примера приведем типологию Д.Сартори , который выделяет следующие ее типы .

1. Система с партией , осуществляющей гегемонию , когда формально существуют несколько партий ,но фактически и юридически правит одна , условий для равного соперничества на свободных выборах нет /такие системы существовали в ГДР , ЧССР, Болгарии , Польше /.

  1. Система с преобладающей партией , когда существуют равные условия для всех партий , но одна  по своему авторитету или влиянию значительно превосходит другие /либерально-демократическая партия Японии /.
  2. 3. Двухпартийная система , когда две основные партии значительно превосходят по влиянию другие /демократическая и республиканская партии в США /.
  3. Система крайнего плюрализма , для  которой характерно наличие  антисистемных партий , т.е  партий , выступающих против существующей социально-экономической и политической системы, иными словами, оппозиции. Эти партии не разделяют ценности политического строя , в рамках которого они действуют , и имеют отличающуюся идеологию. Другой признак данного типа плюрализма -это наличие двухсторонней оппозиции , располагающей по обе стороны от правительства- слева и справа . эти две оппозиции взаимно исключают друг друга и находятся в постоянном конфликте . При крайнем плюрализме доступ к формированию правительства ограничен , он возможен для партий центра . Крайние же партии , выступающие против существующей системы исключают из участия в правительстве и становятся  безответственной оппозицией , раздающей обещания направо и налево , не отвечая за их выполнение /ответственная оппозиция рассчитывает  сформировать правительство и поэтому ожидает , что ей, возможно придется ‘’ отвечать ‘’, то есть выполнять свои обещания /. Системами подобного типа являются партийные системы многих стран Латинской Америки .

  5.’’Автомизированная  ‘’ партийная система достигает  такого количественного порога в численности  партий , за которыми дальнейшее ее увеличение существенной роли не играет . Примером может являться современная Грузия .

6 Система ограниченного  плюрализма , главным признаком которой  является отсутствие антисистемных  партий и двусторонней оппозиции , ориентированность всех действующих в обществе политических партий на участие в правительстве . К подобного типа системам близки  партийные системы многих европейских стран .

Разумеется , вышеназванная  типология относительна , многопартийные системы можно классифицировать и на основе других признаков .

 

  1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ

Общественные организации  многочисленны и разнообразны ,существенно  различаются по численности , целям  и форме . К ним относятся детские , молодежные , женские ,спортивные, научно-технические организации, творческие союзы и многие другие . Все они характеризуются рядом общих черт и признаков . Во-первых , это добровольные объединения , членство в них не связано , как правило, ни со служебными обязанностями , ни с гражданским долгом. Во -вторых, они обладают формальным ,т.е. официально оформленным , организационным единством , которое позволяет четко определить права и обязанности членов данной организации. В основополагающих документах каждого подобного объединения закреплены его цели , задачи , принципы организации и формы деятельности . Организационное единство отличает общественные организации от массовых общественных движений . В -третьих , члены организации имеют возможность реализовать свои гражданские права и свободы , закрепленные в конституции государства , и прежде всего право на объединение , которое является неотъемлемым правом человека и гражданина , провозглашенным  Всеобщей декларацией прав человека . С учетом отмеченных характеристик общественных организаций им можно дать следующее определение .

Общественная организация-это  основанный на членстве вид добровольного  объединения граждан для удовлетворения своих интересов и достижения определенных целей , который осуществляет свою деятельность на основе самоуправления и самостоятельности . Подобные организации возникают в результате осознания необходимости выработки организованных способов выражения интересов тех или иных социальных групп. Общественные организации  следует отличать от политических партий , которые имеют более четкое организационное строение , их деятельность носит ярко выраженный  политический характер , целью является завоевание политической власти в обществе . Общественные организации такой цели  перед собой не ставят , хотя и участвуют в политической жизни страны .

Общественные организации  действуют в тесной связи с  государством и его органами . Их отношения разнообразны и основываются на конституции государства и  регулирующих их законах .

Законодательное закрепление  принципов отношений между  общественными объединениями и государством имеет важное значение для практики их взаимодействия , охраняет от незаконного вмешательства государственных органов в дела общественных организаций , а с другой стороны , запрещает вмешательство общественных организаций в деятельность государства и его органов .

В обобщенном виде функции  общественных организаций могут  быть следующими ;

  1. Политическая социализация и мобилизация /ориентация за конкретные политические роли /.
  2. Выражение интересов своих членов .
  3. Представительство социальных интересов  и связь с другими политическими институтами и общественностью.
  4. Создание дополнительных возможностей участия в политической жизни .
  5. Моделирование новых политических структур , поиск нетрадиционных форм социальных связей.

Характер и содержание деятельности общественных организаций  и движений в многом определяется политическим режимом . В условиях демократизации наблюдается рост количества общественных объединений и их активности.

Для авторитарных и тоталитарных обществ характерно  стремление государства слить общественные объединения в одну или несколько лояльных организаций или даже полностью прекратить их деятельность .

Среди традиционных общественных организаций наиболее массовыми  и известными являются профессиональные союзы , молодежные, женские . ветеранские организации , объединения по интересам .

Наиболее массовой общественной организацией являются профессиональные союзы . Профсоюзные организации  разных государств , а нередко и  одной страны различаются  и в идейном, и в организационном плане . Сегодня в мире действуют три основных профцентра; Всемирная федерация профсоюзов /ВФП / ,Международная конфедерация свободных профсоюзов /МКСП / , Всемирная конфедерация труда  /ВКТ /. Профсоюзы нашей страны вхлдят во Всемирную федерацию профсоюзов , образованную в 1945 г. В западных государствах профсоюзы принято делить на ответственные  и неотвественные .Первые тесно сотрудничают с политическими партиями , опирающимися на рабочий  класс .Они содействуют  укреплению своих партий , поддерживают их на выборах , продлевают время пребывания у власти. Такие профсоюзы стремятся сохранить мир на ‘’ рынке  труда ‘’ путем достижения компромисса работодателями. Подобная ситуация характерна для Англии,ФРГ и Скандинавских  стран , где преобладающим влиянием среди рабочего класса пользуются социал-демократические партии , а профсоюзы находятся под их идеологическим и политическим воздействием .

 Неответственные профсоюзы  связаны с партиями , находящимися  в оппозиции к правительству , поэтому они не оказывают непосредственного воздействия на политику , проводимую государством , а следовательно , не могут рассчитывать на поддержку своей борьбы со стороны государства и в  силу этого более склонны к использованию радикальных методов давления .

Особую группу составляют молодежные организации . Анализ процессов , происходящих  в молодежном движении , свидетельствует о возрастании  роли молодежи и ее организаций в  решении многих важных политических , социально-экономических , культурных , экологических проблем . Активная роль молодежи является закономерным фактом , так как она в меньшей степени , чем старшее поколение ,подвержена сложившимся стереотипам . В силу присущих молодому поколению социально-психологических особенностей оно быстрее откликается на все новое , быстро включается в общественные процессы .

Количество  и направление  деятельности молодежных организаций  различно в разных странах . Так , в  Италии их 8 , в Финляндии -23 , на Мальте -7 , во Франции -19 , в Канаде -9, в  США -16, в  Японии-9. В бывших социалистических странах были , как правило , по две молодежные  организации ; коммунистический союз и пионерская организация /в Чехо-Словакии , Болгарии, Венгрии, Вьетнаме и др. / В связи с глубокими преобразованиями , происходящими в этих государствах , изменяется  и молодежное движение . Прекращают деятельность ранее  существовавшие  организации , возникают новые . 

Общественные организации  призваны выражать и удовлетворять  интересы своих членов, и для этого  они в той или иной форме стремятся воздействовать на государственную власть ; либо путем поддержки соответствующих партий , либо воздействуя на общественное мнение .

 Кроме общественных  организаций важную роль в  повышении гражданской активности  населения играют массовые общественные движения . Их особенность состоит в том , что  связь между участниками движения идейная, нередко политическая . Но в отличие от общественных организаций здесь не существует организационно .  оформленного единства . Движения не имеют жесткой организационной структуры и формального членства . В них участвуют сотни , тысячи, десятки тысяч  человек . Мероприятия , проводимые движениями , носят эпизодический характер. Это митинги , демонстрации , обращения , благотворительные акции . Движения  могут быть длительными и кратковременными . Они прекращают свою деятельность после достижения поставленных задач Массовые общественные движения обычно имеют свои руководящие  органы, но избираются они  не ‘’ членами ‘’ движения / ибо таковых формально не существует /,  а представителями  различных общественных  организаций и трудовых коллективов , выражающих волю и настроение народа .

Информация о работе Политология. Общий курс